Российская промышленность уверенно занимает ведущие позиции на рынке оборудования для курортов, что является важным фактором для местной экономики. Качественные недостатки китайской продукции способствуют увеличению мер по защите отечественного бизнеса. На прошедшем в Москве Международном туристическом форуме «Путешествуй!» акцентировалось внимание на необходимости поддерживать производство для туристической отрасли в России, чтобы не допустить утраты позиций перед азиатскими конкурентами.
Заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко подчеркнул, что без инвестиций в отрасль невозможно обеспечить дальнейший рост индустрии и привлечь бизнес к вложениям во внутренний туризм. Особое внимание уделяется горнолыжному туризму, требующему высококачественного и сложного оборудования. На данный момент российское Правительство поддерживает создание 17 новых курортов с общими инвестициями в 76 миллиардов рублей.

Федеральный проект «Промышленное обеспечение туризма» уже сформировал спрос на отечественное оборудование, включая канатные дороги, снежные пушки и ратраки. Показатели российских производителей впечатляют, и курорты начинают активно переходить на местные решения. Исполнительный директор АО «КАВКАЗ.РФ» Хасан Тимижев назвал отечественных производителей «спасателями» горнолыжной отрасли, подчеркнув, что их усилия помогли предотвратить остановку индустрии.
После внезапного ухода европейских брендов российские курорты оказались в сложной ситуации: стоял вопрос, как поддерживать отрасль и обновлять оборудование.
Однако отечественные заводы оперативно переориентировались на производство запчастей и нового оборудования. Как отметил Хасан Тимижев на форуме «Путешествуй!», доля локализованного оборудования в горнолыжном туризме России возросла с 5% в 2021 году до 47% в 2023-м, при этом есть перспектива достичь 100% локализации.
Участники и гости форума высоко оценили усилия производителей в сфере импортозамещения. Ведущий производитель канатно-транспортных систем РУСЛЕТ представил новую 10-местную кабину канатной дороги. Генеральный директор Дмитрий Сидорович сообщил, что новый завод «ТверьКанатДор» начнет выпускать до 15 канатных дорог в год, что полностью закроет потребности рынка.
Также ООО «КБ Ратрак Урал» представила свою новую модель ратрака, а компания «Волгабас» продемонстрировала современные туристические автобусы. Качество и дизайн отечественного производства впечатляют, особенно просторность и удобство новых кабин.
На форуме, прошедшем на ВДНХ, горнолыжники выразили положительные отзывы о новой кабине «РУСЛЕТ», отметив её отличный обзор и высокую функциональность, что, по мнению Михаила Строкова, делает её идеальной для использования на российских склонах.
Никита Ухов, биатлонист, также поделился мнением, что российские технологии в сфере ратраков могут составить конкуренцию зарубежным аналогам, и призвал к широкому внедрению подобных решений на курортах страны.
Однако китайские компании на форуме не смогли продемонстрировать значительных достижений, что может быть связано с неоригинальностью их разработок, основанных на устаревших европейских технологиях. Например, китайская канатная дорога BMHRI была представлена в России лишь после 2022 года, но интерес со стороны российских курортов оказался минимальным из-за отсутствия сервисной поддержки и сомнений в качестве.
Россией продолжается обсуждение необходимой защиты отечественных производителей от китайской конкуренции, особенно в отраслях, где внедрение новых технологий требует значительных инвестиций, таких как тяжелое машиностроение. Игорь Каменев, руководитель департамента НАТЭК-Нефтехиммаш, отметил, что китайские компании активно демпингуют, что создает трудности для российских производителей.
Власти Китая оказывают значительную поддержку своим компаниям через тарифное регулирование, налоговые льготы и лоббирование, что создает конкурентные преимущества для китайских производителей на международной арене. Это приводит к тому, что отечественные компании значительно проигрывают в борьбе за продажу своих товаров на собственном рынке.
Несмотря на развитие российской промышленности, темпы ее роста остаются недостаточными. Эксперты подчеркивают необходимость финансовой поддержки отечественной промышленности, чтобы сохранить капитал внутри страны и повысить конкурентоспособность.
По данным на 2021 год, доля Китая в общем торговом обороте России составляла 18%, в то время как доля России в торговле Китая составила только 2%. Прогнозируется, что к 2024 году поставки Китая в Россию вырастут до 31%, что подчеркивает неравные экономические отношения между странами.
Хотя вторичные санкции США сдерживают рост, эксперты считают, что основное внимание должно быть уделено внутренней поддержке российских производителей.
Китай представляет собой пример успешной государственной поддержки бизнеса. Например, Народный банк Китая снизил процентные ставки для бизнеса до рекордных уровней, чтобы стимулировать промышленность и поддерживать экспорт.
Однако китайская конкуренция также негативно сказывается на рынке, поскольку демпинг приводит к снижению качества продукции, затрудняя выход надежной российской продукции на массовый рынок. Эксперты предлагают обеспечить стратегии поддержки для формирования крупных заказов и внедрения системы субсидирования для помощи отечественным производителям в этой конкурентной борьбе.
При решении проблемы импортозамещения необходимо применять другой подход, чем просто насыщение рынка, считает Николай Литаренко, руководитель Экспертного совета Российского союза туриндустрии (РСТ). Он подчеркивает важность ценовой конкурентоспособности с основным соперником — Китаем. Заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Вахруков согласен с мнением участников форума, акцентируя, что отдать рынок азиатским производителям было бы ошибкой: «Мы создаем спрос, и его важно сохранить в России».
Потребности в качественном, безопасном и доступном оборудовании для курортов также подчеркивает Василий Осьмаков, первый заместитель министра промышленности и торговли. Он указывает на необходимость сертификации сложного инфраструктурного оборудования, акцентируя, что низкокачественные и небезопасные продукты должны быть исключены из рынка. Эксперты ранее отмечали, что китайское оборудование может не пройти жесткую сертификацию в России. Евгений Хрыкин, исполнительный директор компании «Ай Си Эс», высказал мнение, что при введении строгих сертификационных требований китайское оборудование не сможет их удовлетворить.
Станислав Бурханов отмечает, что российские заводы, поставляющие оборудование для туризма, показали высокую эффективность. По его словам, отечественные производители действительно поддерживают российскую туристическую отрасль, и их усилия должны быть оценены и поддержаны. В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» планируется выделить до 403 млрд рублей на поддержку туротрасли в период с 2025 по 2030 год. К 2030 году ожидается увеличение числа туристических поездок по России до 140 миллионов, а вклад сектора в ВВП должен вырасти до 5%.