Когда современного верующего человека помещают в Рай, ему даже не приходится напрягаться для соблазна. Он просто спросит: ты действительно думаешь, что Богу есть дело до того, что ты ешь?! Просто ешь и наслаждайся! Вот и все!
С наступлением Великого поста возобновляются богословские разговоры о значении поста. Как связаны между собой Бог и пища? Этот вопрос вполне логичен. Разберемся в нем. Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно обратиться к первым главам книги Бытия. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2:16-17).
Следует отметить, что аскетизм появился еще до греха, то есть воздержанная жизнь заложена в природу человеческую и игнорировать ее категорически нельзя. Необходимо понимать, что библейский Рай – это не просто наслаждение на курорте с all inclusive, а состояние общения с Богом и радости творческого труда: физического, интеллектуального и духовного. Именно поэтому святитель Григорий Богослов называл Эдемский сад школой, в которой человек должен стремиться уподобиться Богу и стать совершенным в добродетели.
Возникает вопрос: почему еда становится посредником между Богом и человеком? Почему вопрос жизни и смерти, конкретнее вечной жизни и смертности, сосредотачивается в пищевых плодах «древа познания добра и зла»? Разве пища имеет такое кардинальное значение? Эти вопросы можно рассмотреть как с аскетической, так и мистической точек зрения.
Начнем с аскетики. Давайте переформулируем вопрос: «какое значение для Бога имеет мое питание?» на «какое значение для Бога имеет мое воздержание и самоконтроль?». Тот, кто станет изучать греховные страсти по святым отцам, увидит, что в списке страстей чревоугодие стоит на первом месте.
Высказывания отцов церкви часто выражают жесткое отношение к страсти чревоугодия, утверждая, что поддаваясь поеданию чрево погашает страсти, а угождая чреву, человек разжигает сластолюбивые похоти.
Акт самопознания начинается с умения сказать «нет» определенной пище, отказываясь удовлетворять свои чувства. Это первый шаг к обретению свободы воли.
Человек, погруженный в чревоугодие, поддается греховным страстям, которые постепенно овладевают его разумом и сердцем, принося с собой блуд, гнев, сребролюбие и прочие пороки.
Чревоугодие делает человека жестоким и равнодушным к духовным ценностям. В Священном Писании явно описан процесс духовного упадка и отвращения к Богу вследствие чревоугодия.
Так, во Второзаконии написано: «Иаков, возлюбленный, разросся итучнел, иоставил Бога своего ивозненавидел Скалу спасения своего». Чревоугодие привело его к отступлению и утрате веры.
В Евангелии в притче о богаче и Лазаре рассказывается, как ради благополучия и удовольствий богач упустил возможность помочь нуждающемуся Лазарю, потеряв способность умственного восприятия и благоговения.
Поэтому Христос предостерегает нас: «Берегитесь себя; да не отяжеют сердца ваши весельем, пьянством и земными заботами».
Пост призван очистить сердце человека, приумножить его духовные возможности и открывать ему истинные духовные пути.
Христос сам перед началом служения провел время поста в пустыне, где был искушаем сатаной, но остался непоколебим в своей вере и преданности Богу.
Можно сказать, что вышеупомянутый текст открывает для человека скрытую реальность, которая делает его более чувствительным и утонченным, сердце становится более восприимчивым к невидимому миру.
Первое искушение со стороны дьявола связано с поеданием пищи (Мф 4:3). Другими словами, он предлагает человеку прекратить пост и погрузиться в наслаждение пищей. Однако можно интерпретировать это так, что дьявол предлагает отказаться от веры в то, что в жизни человека есть что-то более важное, чем еда. На что Иисус отвечает дьяволу со словами: «Недостаточно одного хлеба для жизни человека, но отвечать на всякое слово, исходящее из уст Божиих» (Мф 4:4).
Преодолев это первое искушение, человеку предстоит столкнуться с другими соблазнами, такими как жажда богатства и славы, к которым также нужно научиться говорить «нет». Однако первое аскетическое упражнение остается воздержание от пищи.
Важно отметить, что проповедь об Иисусе как Мессии была поручена постнику Иоанну Предтече, именно ему было открыто Таинство воплощения Божия. Постнический образ жизни Иоанна Крестителя был одним из способов подготовки к восприятию божественного откровения.
В общем, можно сказать, что практически все традиционные религии признают духовную пользу поста, за исключением Протестантизма, который отверг аскетическую практику своим примитивным мировоззрением.
Теперь стоит обратить внимание на мистическую суть пищи. Необходимо понимать, что мы живем в культуре, где трапеза лишилась священности. Человек рассматривается как машина, а еда представляет собой всего лишь топливо для организма, а не что-то более глубокое. «Жить, чтобы есть и есть, чтобы жить» - подобный девиз прочно вошел в сознание современного человека.
Вопрос «Почему Богу важно, что я ем?» может возникнуть только у человека, не разделяющего метафизики питания.
История пищи и еды всегда была неотъемлемой частью культуры различных народов и цивилизаций. Она становится не просто физиологической необходимостью, а символом общности, общения и духовности.
Восточные обычаи и традиции, например, глубоко уважают ритуалы совместного приема пищи. Издревле считалось, что тот, с кем ты разделил хлеб, стал твоим братом, и никто не имел права причинить вред этой узкой связи.
Психология питания также берет свое начало из многовековой истории человечества. Известный психолог Джордан Питерсон поднимает важный вопрос о том, что мы, возможно, и не осознаем истинной ценности и смысла еды как метафизического явления.
Связь еды с духовной сущностью была глубоко продумана исторически, и многие религиозные обряды и традиции подтверждают эту идею.
Ветхозаветная традиция, например, придаёт большое значение не только самой еде, но и обстоятельствам её приема. Праздник 'Песах', основной праздник иудейства, стал символом освобождения и спасения народа от рабства.
В празднике участвует каждый аспект человека: тело, разум и душа, и суть его заключается в обновлении духовного единства с богом.
Философия пищи пронизывает и христианское учение. Идея Таинства Царства Небесного, которое Христос проповедовал, воплощается в символике пиров и вечерей, в которых выражалось единение верующих с Богом и друг с другом.
Таинство Евхаристии, или причащение, это одно из самых глубоких и сложных учений христианства. Оно говорит о том, что в причастии человек не только принимает Тело и Кровь Христа, но и обретает духовное соединение с Ним.
Бог становится не только объектом почитания, но и источником жизни и силы для верующего.
Религиозные учения о пище и еде, таким образом, призывают человека к глубокому внутреннему преображению, пробуждая в нем духовные силы и стремления.
Они напоминают о важности не только физического питания, но и духовного сытости, о насыщении души светом и истиной, которые придает нам высшая сущность вселенной.
В древности в Церкви человеку не объясняли и не говорили об одном из Таинств - причащении, пока он не вступал в осознанную духовную жизнь. Это Таинство не может быть постигнуто неподготовленным умом, оно требует подвига очищения, который включает в себя пост.
Христианство представляет собой трапезу Господню, на которой Бог, Кто приносит в жертву, сам становится Жертвой, и Тот, Кто принимает эту Жертву. Основой такого священного действия является только Любовь к человеку, и ничего больше. Для того чтобы стать участником божественной жизни, нужно причащаться, готовя свой ум и сердце для встречи с Богом, следуя путем заповедей Господних.
Каков смысл поста в этой концепции? В литургическом цикле существуют многодневные и однодневные посты. Большие праздники, такие как Пасха или Рождество Христово, предваряются многодневным постом. Пост рассматривается как способ подготовки к определенному важному событию, которое, как духовный архетип, вновь входит в нашу реальность из глубин времени.
Цель поста заключается в том, чтобы вовлечь нас в библейскую историю. Например, мы постимся по средам, вспоминая предательство Иуды, постимся по пятницам, вспоминая Распятие Христа. Эти события должны не просто отражаться в уме, но и переживаться в сердце, через изменение пищевого рациона как память о Боге.
Таким образом, вся личность человека включается в библейскую историю, а не только его воображение. Апостол Павел много писал об этом в контексте полемики с иудеями. То есть он спорил не о посте, а о ветхозаветной норме ритуальной чистоты и нечистоты, которая была отменена при пришествии Христа, как устаревшая подготовительная педагогическая практика.
Апостол Павел сам постился: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла надело, к которому Я призвалих» (Деяния 13:2).
Да, и ещё! Обратная сторона всеядности и обжорства может выступать, как зацикленность на здоровой пище: вегетарианство, фрукторианство и прочее. Мировоззренческий концепт этих парадигм один и тот же, как выразил его апостол Павел: (Филиппийцам 3:19) Неразборчивость в пище или наоборот бесконечная разборчивость – «две стороны одной медали».
Поскольку в эти практики не включены духовные цели самого Бога, то они чаще всего разжигают гордыню и ненависть. Упаси нас, Господи, от этих учений и практик!
У некоторых святых отцов есть мысль, что если человек не молится перед едой и после, то это уже признак чревоугодия, поскольку освящение пищи – это желание сделать Бога участником трапезы, а значит и своей жизни. Как говорит Соломон: «Не во власти человека благо, чтобы есть и пить и усаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это – от руки Божией» (Екклесиаст 2:24).
Подводя итог, хочется сказать, что в комментарии: «Да какая разница Богу, есть мясо в постные дни или не есть?!» лежит с одной стороны непонимание духовной жизни как практики богопознания через самопознание, а также профанация библейских событий, которые просто не имеют смысловой ценности для этого человека.
Ну, и главным аспектом духовной жизни является послушание Церкви и доверие опыту святых, естественно с разумностью. Как говорил святой Косма Этолийский: «Дабы будет препрославлен Бог, даровавший нам три способа борьбы с диаволом: исповедь, пост и молитва».
Понятно, что тем, кто имеет проблемы со здоровьем и есть противопоказания врача, сама болезнь уже вменяется в пост, поскольку смиряет человека. Ведь пост должен привести к смирению, мягкости и добросердечности. Аминь!