С начала военной операции России на Украине многие российские бизнесмены, оказавшиеся под санкциями ЕС и США, начали распродажу своих активов или передали управление своим предприятиям топ-менеджерам. Например, основатель «Северстали» Алексей Мордашов передал свою долю в 29,9% в немецком туристическом холдинге «TUI Group» супруге, а управление российским туроператором «Fun&Sun» — опытному менеджеру.
В своем первом интервью в роли нового владельца бизнеса он рассказал, как планирует развивать компанию и какие угрозы могут возникнуть в условиях геополитического кризиса.

— Как вы объясняете консолидацию 75% в ООО «ТТ-Трэвел», владельца «Fun&Sun», в свете кризиса, вызванного войной на Украине? — В условиях, когда туриндустрия столкнулась с серьезными вызовами, менеджмент проявил инициативу, чтобы приобрести долю. Мы уверены, что это позволит нам адаптироваться и развиваться на фоне санкционного давления. В настоящее время у нас solid капитализация и депозиты с ключевыми поставщиками, такими как отели и авиакомпании. Мы продемонстрировали значительный рост за последние несколько лет.
— Почему «TUI Group», ранее принадлежащая Мордашову, вышла из владения «ТТ-Трэвел»? — Наши стратегии различались: мы стремимся развивать современную компанию с акцентом на e-commerce и цифровизацию, в то время как «TUI» имеет более консервативный подход. Пересечений в наших стратегиях было не так много.
В связи с необходимостью изменений в туристической индустрии, мы постепенно перешли на использование бренда «Fun&Sun», реализуя кобрендинг с «TUI». Хотя планировалось осуществить переход плавно за несколько лет, текущие обстоятельства вынуждают нас действовать быстрее.
Что касается зарубежных программ в свете кризиса авиаотрасли, вызванного санкциями, мы возобновили полеты в Турцию и Египет. Используем как иностранные, так и российские авиакомпании, имеющие собственные самолеты. Прямые рейсы на турецкие курорты будут осуществляться турецкими авиакомпаниями, такими как «Pegasus Airlines» и «Turkish Airlines», а также российскими с посадкой в Сочи и Махачкале. Для Египта запланированы рейсы через «Egypt Air». Также продолжаем осуществлять полеты в ОАЭ с «Emirates» и «Fly Dubai», а также в Катар и другие страны.
Несмотря на снятие ограничений на полеты в 52 государства, не все из них готовы принять туристов. Мы видим хорошие возможности для наращивания турпотока в дружественных странах СНГ, а также на Ближнем Востоке и в Азии.
Состояние туризма всегда связано с рисками, включая природные катастрофы и политические upheavals. Пандемия, которая привела к закрытию туризма по всему миру, стала беспрецедентной ситуацией. По моим оценкам, в 2020 году индустрия потеряла 70–80% выручки. В условиях кризиса ключевыми задачами для компаний стали инвестиции в автоматизацию и удержание ключевых сотрудников.
В период пандемии большая проблема для бизнеса заключалась в утечке линейных сотрудников. Восстановление кадрового состава потребует значительного времени. В 2021 году наблюдалось открытие новых направлений, однако выручка по отрасли осталась на 30–40% ниже показателей 2019 года.
Наша компания, несмотря на это, увеличила количество перевезенных туристов за счет внутренних направлений на 20–30%. Основными потерями стали специалисты в области продаж, сотрудники call-центров, а также маркетологи и IT-специалисты, которые успешно нашли работу в других секторах. Мы старались сохранить ключевой персонал, внедрив гибкие графики, предоставляя отпуска и используя договоры ГПХ.
К концу 2021 года кадровая ситуация стабилизировалась — часть сотрудников ушла на отдых, другие вернулись. С началом 2022 года в индустрии наблюдалась позитивная динамика: открылись такие важные туристические направления, как Египет и Кипр. Однако закрытыми оставались многие страны Западной Европы и ряд азиатских направлений, что не позволяло прогнозировать полное восстановление.
Тем не менее, учитывая отложенный спрос путешественников, которые не могли путешествовать во время пандемии, ожидалось, что объемы отрасли достигнут 90% от докризисного уровня. В результате 2021 года мы смогли превысить допандемийные объемы и рассчитывали на дальнейший рост в следующем периоде.
Текущий кризис, вызванный санкциями и антироссийскими настроениями, вносит серьезные коррективы в туристическую индустрию, поставив под угрозу выручку компаний.
После успешного преодоления трудностей во время пандемии, когда ожидалось много банкротств, индустрия смогла справиться с ситуацией благодаря гибким условиям и отсрочкам платежей. К 2022 году компании выполнили все обязательства перед туристами, но теперь столкнулись с новыми вызовами.
Одним из основных последствий текущих условий стала потеря предоплаты, внесенной некоторыми зарубежными партнерами перед началом сезона. Вопросы возврата средств по не состоявшимся турам решаются путем перебронировки на доступные направления или переноса даты поездки. В случае, если туристы требуют возврат, компания возвращает деньги.
Государственные меры, такие как программа туристического кэшбэка, помогают сохранить рынок. Также продлена отсрочка по возврату средств за «ковидные» туры в закрытые страны. Кроме того, в этом году туроператоров освободили от взносов в фонд персональной ответственности, а минимальные финансовые гарантии теперь составляют 10 миллионов рублей. Эти меры свидетельствуют о стремлении поддержать индустрию и адаптироваться к новым условиям.
Совсем недавно обсуждались меры господдержки, позволяющие снизить размер страховых премий для туристических компаний. Это даст возможность избежать существенных финансовых потерь в сложный экономический период. Например, на эту осень на долю России планируется 40% всех продаж компании, так как значительно расширится география чартерных программ.
Мы стремимся охватить всю страну, от Камчатки до Калининграда, увеличивая объемы туров в Краснодарский край и начиная предлагать путевки в Крым с нашим эксклюзивным партнером. Мы прогнозируем, что к 2025 году доля внутренних туров может достигнуть 60–70%.
На новых направлениях это вполне оправдано, однако на популярных, таких как Турция, ситуация несколько иная – они не всегда приносят ожидаемую прибыль. Внутренний туризм сейчас выглядит особенно привлекательно, и мы ожидаем трех- или пятикратного роста спроса на внутренние туры в ближайшие годы, как только наладим сотрудничество с поставщиками.
Вопрос о влиянии внутреннего туризма на среднюю стоимость пакетов также неоднозначен. Обычно поездки внутри страны более бюджетные, но, например, летом отдых в Сочи может соперничать по ценам с путевками в Западную Европу.
В период пандемии мы активно развивали новые маршруты внутри России, включая рейсы, которые субсидировал Ростуризм, что помогло привлечь значительное количество туристов. До начала пандемии около 10–12 миллионов россиян ежегодно выезжали за рубеж через туроператоров, что подчеркивает актуальность внутренних маршрутов в современных условиях.
Я не поддерживаю идею о том, что развитие внутреннего туризма должно идти вразрез с зарубежными поездками; эти два направления тесно связаны между собой. Путешествуя за границей, люди обогащаются новыми идеями, и глупо запрещать им интересоваться всемирной культурой.
В то же время, многие путешественники объездили множество стран, но так и не успели посетить жемчужины России, такие как Байкал или Дальний Восток. Одной из главных проблем данных регионов является недостаток развитой инфраструктуры. Если мы отправим туристов в некомфортные условия, это приведет к негативному опыту.
На данный момент пакетные предложения внутреннего туризма, сравнимые с зарубежными, фактически представлены только в Сочи, тогда как остальные регионы остаются неизученными. Поначалу чартерные рейсы по внутренним направлениям вызывали убытки. Например, туры в Бурятию, включая перелет и проживание, мы продавали по цене 35-40 тыс. рублей, где себестоимость перевозки составляла порядка 20 тыс. рублей на человека.
Работая на грани безубыточности, в прошлом году нам удалось выйти на минимальную прибыль в 2-3%. Сейчас для нас критически важно увеличить объемы, чтобы сделать внутренние предложения обычной практикой.
В будущем мы планируем развивать маршруты и в других интересных регионах, таких как Сахалин, Камчатка, Алтай и Кавказ. На видимый результат нам потребуется два-три года. Однако на данный момент нам необходимо преодолеть множество стереотипов и убеждений о внутреннем туризме, чтобы справиться с данными вызовами.
Тюмень, возможно, не ассоциируется у большинства с туризмом, однако это город, который труднее всего оценить по повседневным стереотипам. Находясь на достаточной широте, Тюмень насчитывает больше солнечных дней, чем такой курорт, как «Сочи». Местные спа-отели, известные своими минеральными водами, остаются в тени более популярных направлений.
Например, в прошлом году мы отправили около 500 тыс. людей по России, и тем не менее, большая часть клиентов выбирала «Сочи». Для нас важно достичь такой же цифры без учета этого города, чтобы говорить о настоящем бизнесе.
Мы заинтересованы в регионах с высоким уровнем спроса, но конкурировать с регулярными авиаперевозками без субсидируемых чартеров крайне сложно. Не секрет, что цены на регулярные рейсы меняются от 10 до 50 тыс. рублей в зависимости от времени — создавая нестабильность в нашей коммерческой политике.
Мы пытаемся комбинировать чартерные и регулярные рейсы в программах длительностью на 10 и 14 дней, чтобы удовлетворить пожелания клиентов, которым нужны, например, 12-дневные поездки.
Однако, развитие пакетных туров в России сдерживается не только высокой ценой перевозок и нехваткой больших отелей. Проблемы гостеприимства остаются традиционными для нашей страны. В то время как в Турции активно работают над повышением уровня сервиса, предлагая всюду радушие и заботу о клиентах, в России стандартизация сервиса и создание радушной атмосферы для иностранцев требует значительных усилий.
Эффективность туризма напрямую зависит от потока туристов. Главное — это внедрение высоких стандартов сервиса, который включает даже обучение улыбке.
Хотя у нас был неудачный опыт в Абхазии, мы сосредоточим усилия на регионах с высоким туристическим притоком, таких как Сочи, Анапа, Бурятия и Шерегеш.
Однако текущая проблема заключается в финансовых гарантиях, которые требуют замораживания значительных средств — до 7% от выручки. В условиях высокой нагрузки и низкой маржи для роста требуется пересмотр моделей обеспечения гарантий, включая страхование и банковские гарантии.
Новый законопроект предлагает систему, при которой деньги будут удерживаться, увеличивая стоимость услуг, что требует от нас внедрения дополнительных сборов с туристов.
Кроме того, адаптация инфраструктуры для российских гостей не требует больших затрат: достаточно сменить язык, но стабильный поток иностранных гостей по-прежнему остается под вопросом.
Тем не менее, с глобальным снятием ковидных ограничений ожидается постепенное восстановление турпотока.
Туризм из России ожидает обновление своей аудитории благодаря туристам из дружественных стран СНГ и ряда ближневосточных и азиатских государств, которые не поддались санкционному давлению. Внедрение новых тенденций в этой сфере связано с деятельностью высококвалифицированных специалистов.
Одним из таких профессионалов является Тарас Демура, родившийся 17 декабря 1978 года. Он получил образование в таких престижных учебных заведениях, как Международный экономический христианский университет в Вене и Школа бизнеса Колумбийского университета в США, где стал кандидатом экономических наук и доктором философии.
Демура начал свою карьеру в 1996 году с работы в компании «Авиатур», а затем активно развивал сеть турагентств «Галопом по Европам» и был совладельцем туроператора «Вояж-Киев». В 2009 году компания попала под контроль TUI Travel PLC, где Демура занял несколько руководящих позиций, в том числе директора по маркетингу и, впоследствии, генерального директора «TUI Украина». В 2016 году он возглавил «TUI Россия», которая позже сменила название на «Fun & Sun».
Компания «Fun & Sun» была основана в 2009 году как совместное предприятие между российской «Севергрупп» и немецкой TUI Group. Тенденция к сокращению доли TUI привела к её полному выходу из российского рынка в марте 2021 года, после чего бренд продолжил свою работу под лицензией. В апреле 2022 года 75% компании «ТТ-Трэвел», являющегося основным юридическим лицом «Fun & Sun», перешли к Тарасу Демуре, а 25% остаются у ООО «КН-Холдинг».
По информации из федерального реестра туроператоров, «ТТ-Трэвел» реализовал туров на сумму 41,4 млрд рублей, обеспечив отдых для 803,6 тыс. туристов.