6 февраля 2025 года в Москве президент России Владимир Путин провел заседание Совета по науке и образованию, сосредоточившись на необходимых квалифицированных инженерных кадрах для научно-технологического развития страны.
Путин подчеркнул, что подготовка специалистов должна быть непрерывной и охватывать весь образовательный процесс – от школы до производства. Он призвал к интеграции всех элементов образовательной системы для формирования квалифицированных кадров.
![Путин акцентировал внимание на подготовке инженерных кадров в России](/images/02/08/251680.jpg)
Глава государства отметил, что ключевой период для подготовки инженеров – это 5-9 классы, когда закладываются основы знаний в математике и естественных науках. Он также указал на необходимость включения среднего профессионального образования в общую цепь подготовки специалистов.
По словам Путина, университетские программы требуют пересмотра с целью исключения устаревших курсов и адаптации к современным требованиям. «С учетом быстрого технологического прогресса нужно переосмыслить содержание учебных планов и методы обучения», – заявил президент, поручив министерству науки и высшего образования разработать предложения по актуализации образовательных программ, как для бюджетных, так и для платных учреждений.
Система подготовки кадров должна стать более гибкой и соответствовать современным потребностям рынка.
Владимир Путин призвал к улучшению качества платного приема в вузы и исключению избыточного набора на специальности, по которым нет реального спроса в экономике и на рынке труда.
Президент отметил, что с 2026 года необходимо внедрить новые правила, которые помогут решить эту проблему. Он подчеркнул важность связи обучения с производственными задачами, чтобы студенты могли подготовиться к реальным требованиям работодателей.
По словам Путина, предприятия заинтересованы в специалистах с 1-4 годами практического опыта, что делает актуальным вопрос о необходимости интеграции учебного процесса с производственной деятельностью.
Президент призвал к уменьшению бюрократии, чтобы не создавать множества управленческих структур без значимого результата.
Существует потребность создать систему, где студенты будут ощущать связь с производством и понимать, какие навыки им понадобятся по окончании обучения.
Член Общественного Совета при Минобрнауки РФ Евгений Сжёнов отметил важность синхронизации различных организаций, управляющих системой образования, включая Минпросвещения, Минобрнауки, Росмолодежь и бизнес.
Это позволит более эффективно адаптировать образование к требованиям современного рынка труда и повысить его качество.
На заседании совета, посвященном подготовке инженерных кадров, президент акцентировал внимание на необходимости более тесного взаимодействия в этой сфере.
Работа по усилению технического потенциала страны началась с прошлого года и сосредоточена на ведущих вузах, которые активно развиваются под руководством Михаила Мишустина и Дмитрия Чернышенко.
Основная задача – создать систему бесшовного непрерывного образования для инженеров, начиная со школы, затем через среднее профессиональное образование (СПО), университеты и вплоть до трудоустройства.
Члены совета подчеркивают, что необходима полная перезагрузка подготовки с акцентом на интеграцию образования и практики.
Президент обозначил важность конкурентоспособности региона в технологическом развитии, нацеливая на формирование специалистов, способных генерировать уникальные решения для новых отраслей.
Основная цель на ближайшее время – создать обновленную систему, связывающую СПО с бизнесом, активнее привлекать губернаторов и развивать практико-ориентированные университеты.
Не будет выделяться финансирование на отстающие программы, что позволит сосредоточиться на вузах, ориентированных на задачи экономики, в том числе через платное образование.
Образовательные учреждения должны готовить не просто выпускников с теоретическими знаниями, а специалистов, готовых к работе на производстве без необходимости переобучения.
Этот подход был ключевым в обсуждении на заседании.