По данным tass.ru, президент США Дональд Трамп выдвигает требования к странам НАТО по увеличению военных расходов до 5% от ВВП.
Это увеличение призвано сбалансировать американскую долю в бюджете НАТО, которая в настоящее время составляет 68%.
![Трамп требует увеличения военных расходов НАТО до 5% от ВВП](/images/02/07/246387.jpg)
Трамп указал на несправедливость текущей ситуации, когда многие страны не выполняют минимальные обязательства в 2% от ВВП.
По его словам, США исторически покрывали недостающие суммы, что, по его мнению, является несправедливым.
На Всемирном экономическом форуме в Давосе Трамп также отметил, что его финансовые претензии к европейским странам присутствуют долгое время.
Он упомянул о необходимости обеспечить увеличение военных расходов, чтобы справедливо делить финансовую нагрузку между членами НАТО.
В дополнение, он потребовал компенсацию в размере 200 миллиардов долларов за военные поставки, которые США предоставили Украине.
Эти цифры вызывают обеспокоенность в Европе, так как речь идет о значительных суммах, затрагивающих стабильность экономик стран НАТО.
Таким образом, предстоящие годы могут ознаменоваться новыми вызовами в рамках альянса, особенно в свете растущего давления со стороны Соединенных Штатов.
Соединенные Штаты, обладая рекордным военным бюджетом в 824 миллиарда долларов, стремятся разделить бремя оборонных расходов с другими странами.
В этом контексте Дональд Трамп нашел поддержку в лице Генерального секретаря НАТО Марка Рютте. В конце 2024 года Рютте отметил, что установленный десять лет назад ориентир в 2% от ВВП на оборону больше не соответствует современным вызовам. Он намерен заставить страны НАТО увеличить свои военные расходы до 3,7% от ВВП, что, в частности, обязывает Нидерланды удвоить свои оборонные затраты.
Открытые данные НАТО на 2024 год подтверждают рост военных расходов среди участников альянса: 23 из 32 стран уже преодолели отметку в 2%. В то же время даже такие менее активные государства, как Испания и Италия, постепенно наращивают свои бюджеты, хотя этот процесс идет медленно.
В 2023 году экономика ЕС выросла менее чем на 1%, что делает невозможным повышение оборонных расходов быстрее, чем этот рост. Это подталкивает некоторые страны, особенно на юге Европы, к стратегии игнорирования давления со стороны США.
Министр обороны Италии Гвидо Крозетто выразил сомнение в том, что его страна подойдет к уровню 5% от ВВП для оборонительных расходов, поскольку таких стран на глобальной арене практически нет.
Премьер-министр Испании Педро Санчес призвал изменить подход к военным расходам, указав, что за последние 10 лет их уровень в стране вырос на 70%.
Португалия, в свою очередь, планирует увеличить расходы на оборону до 2% от ВВП, но только к 2029 году. Учитывая, что срок президентства Дональда Трампа к тому времени истечет, надежды американцев и их союзника Рютте сосредоточены на северных странах ЕС.
Эти государства, будучи наиболее состоятельными и воинственно настроенными членами союза, не удовлетворены предложенными темпами увеличения расходов. Генсек Рютте отмечает, что в Европе накоплено значительное богатство, и, следовательно, расходы на оборону должны быть по силам странам региона.
Однако методы, предлагаемые Рютте, вызывают вопросы: он выступает за сокращение расходов на здравоохранение, социальные нужды и пенсии, а также за повышение налогов, что может иметь нежелательные последствия.
В рамках этой кампании инициатива по увеличению военных трат может быть поддержана Европейской комиссией, что приведет к возможности введения нового налога на наднациональном уровне.
Урсула фон дер Ляйен, глава Еврокомиссии, и ее комиссар по обороне, Андрюс Кубилюс, поддерживают увеличение военных расходов, однако расходятся во мнениях по поводу необходимой суммы: фон дер Ляйен считает, что для удовлетворения потребностей ЕС достаточно €500 млрд с постепенным расходованием в течение следующих лет.
Представитель Литвы считает, что 500 миллиардов евро недостаточно, поскольку эта сумма, по его мнению, покроет лишь потребности в противоракетной обороне.
Некоторые СМИ, ориентированные на более агрессивный подход в Европе, оценивают итоговые расходы в 1 триллион евро.
Чтобы собрать необходимые средства, возможен вариант выпуска евробондов – специальных облигаций на имя всего Евросоюза. Этот механизм уже применялся в 2020 году, когда страны ЕС совместно боролись с последствиями пандемии COVID-19.
Заимствованные средства тогда были объединены в общий фонд и распределены между нуждающимися государствами, что привело к увеличению общего долга ЕС до 14 триллионов евро.
В будущем, при необходимости, Европа может повторить этот опыт, что поддерживают такие лидеры, как президент Франции Эмманюэль Макрон и государства Прибалтики, которые зависят от внутренней помощи ЕС.
Главной преградой остаётся Германия, которая в 2020 году с трудом согласилась на коллективный долг. Внешние заимствования ФРГ строго ограничены, благодаря конституционному правилу.
Усиление НАТО может привести к расширению влияния европейской бюрократии за счет национальных правительств.
Альтернативный подход предполагает поиск финансирования на уровне отдельных стран ЕС, но этот процесс осложнен финансовыми кризисами в таких странах, как Германия и Франция, ожидаемыми в 2025 году.
В этих государствах активно ищут пути сокращения расходов, включая уменьшение финансирования чувствительных статей бюджета и введение непопулярных налогов, например, на высокие пенсии во Франции. Это создает препятствия для поддержки милитаризации.
Запланированное повышение военных расходов на €3 млрд во Франции находится под вопросом, поскольку в стране усиливается финансовая нестабильность. Германия сталкивается с теми же проблемами, где предстоящие выборы обусловливают затруднения в вопросах военного финансирования.
Политические партии, включая ХДС-ХСС, обсуждают множество тем, но избегают темы вооружений, что демонстрирует низкий интерес избирателей к гонке вооружений.
В Италии, где финансовая ситуация также осложнена высокими государственными долгами, инициативы ЕС по увеличению оборонных расходов сталкиваются с необходимостью снижения долговой нагрузки. Это приводит к конфликтам с Брюсселем, и в таких условиях Италия и Португалия откладывают вопросы перевооружения до появления нового американского президента.
Так, итог будет зависеть от воли европейских элит: если они выберут милитаризацию несмотря на финансовые проблемы, необходимо будет перенести решение вопроса на уровень ЕС.
Это, в свою очередь, может привести к усилению контроля Брюсселя над экономиками стран-членов ЕС. Вопрос остается: согласны ли страны на такую степень централизации?