Упаковка имеет значение: Василий Иванович Пасбург — новатор в производстве бумаги. Российские предприниматели XIX–XX веков оставили важный след в коммерции и общественной жизни, что исследуется в проекте «Субботние хроники: истории московских поставщиков», организованном Департаментом города Москвы по конкурентной политике.
Пасбург, уроженец Гамбурга, стал основателем высококачественного производства бумаги из сульфитной целлюлозы в России. Его коммерческая деятельность начиналась в сахарной отрасли. В 1856 году он приобрел небольшую бумажную фабрику в Новгородской губернии, которая изначально производила оберточную бумагу для его сахаро-рафинадных заводов в Москве. Удобное расположение фабрики рядом с железной дорогой Николаевка обеспечивало выгодную логистику.

С развитием технологии, позволившей производить бумагу из древесины, Пасбург заметил потенциал фабрики. С момента изобретения машины для производства древесной массы в 1852 году, бумажная промышленность изменила свой облик. Окуловская фабрика поставляла оберточную бумагу, используя сырье из льняного и хлопкового тряпья, а также остатки веревочных лаптей из Тверской губернии, что значительно увеличивало рентабельность производства.
Таким образом, деятельность Василия Пасбурга способствовала развитию новых технологий и укреплению позиций российской бумажной отрасли.
Модернизация бумажного производства происходила под руководством англичанина Е.Ф. Рейнера. В 1868 году на заводе было открыто отделение для производства древесной массы, которое в следующем году выработало продукцию на сумму 80 тысяч рублей. К 1881 году в Российской империи действовало всего три подобных предприятия.
В это время в бумажной промышленности было замечено значительное изменение: мировые фабрики начали использовать новое сырье — сульфитную целлюлозу, что значительно упростило технологию производства бумаги благодаря улучшенному белению материала. Предприятия Пасбурга стали первыми в России, которые начали выпуск целлюлозы по этой технологии.
Василий Иванович не ограничился только снабжением своих рафинадных заводов оберточной бумагой. Он расширил рынок сбыта, став поставщиком для предприятий Москвы, Санкт-Петербурга и Киева, освоив производство различных сортов писчей, газетной и альбомной бумаги. Государственный издатель Иван Дмитриевич Сытин также закупал продукцию Окуловского завода.
В 1889 году предприятие было акционировано, образовав «Товарищество Окуловских писчебумажных фабрик В.И. Пасбург» с уставным капиталом 600 тысяч рублей. В 1896 году продукция завода была удостоена золотой медали на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, признав её лучшей в стране.
К этому времени компания построила пять фабрик в Новгородской губернии, численность рабочих достигла 800 человек, а объем производства превысил два миллиона рублей, с основным капиталом в один миллион рублей.
Конкурентоспособность предприятий в значительной степени определялась источниками потребляемой энергии. На окуловских фабриках суммарная мощность достигала 1625 лошадиных сил, при этом 92% составляла гидроэнергия, а оставшаяся часть приходилась на паровые двигатели. Это значительно превосходило среднюю мощность российских фабрик, которая составляла лишь 200 лошадиных сил. Важным конкурентным преимуществом Пасбургских фабрик была их способность осуществлять технологические процессы в течение всего года.
Кроме того, социальная политика предприятий также активно развивалась. На окуловских фабриках были открыты больница и школа для бесплатного обучения детей рабочих. Семьи сотрудников, проработавших на фабриках несколько лет и умерших, получали пенсии из специального фонда, формируемого за счет прибыли Товарищества. Окуловские писчебумажные фабрики входили в число крупнейших ассоциированных землевладельцев в России.
Средняя годовая заработная плата рабочих в Товариществе в 1913 году составляла 270 рублей, что было одним из самых высоких показателей в Новгородской губернии. Хотя зарплата превышала уровень в Московском округе (218,95 рубля), она была ниже, чем в Петербурге (339,33 рубля). Василий Иванович Пасбург, начав с небольшого производства, сумел вывести свои предприятия в лидеры индустрии. За счет выгодного расположения и эффективного менеджмента окуловские фабрики стали флагманами российского рынка, акцентируя внимание на модернизации, что способствовало повышению качества продукции и производительности труда.