В южных регионах России наблюдается рост числа детей с особенностями развития. Например, в Краснодарском крае в 2024 году количество таких ребят увеличилось на 1,2% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 32,7 тыс. человек.
В Ростовской области также зафиксировано увеличение: количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), посещающих дошкольные учреждения, выросло на 3,8%. На учете в медицинских организациях региона стоят 15,7 тыс. несовершеннолетних с инвалидностью. В Крыму это число составляет 7,7 тыс., что немного меньше, чем в 2023 году (7,9 тыс.). Такие данные предоставлены министерствами здравоохранения регионов.

Эксперты подчеркивают, что, несмотря на улучшение условий для обучения и трудоустройства инвалидов, проблема доступности этих услуг все еще актуальна.
Инклюзивное образование становится важной частью образовательной системы, нацеленной на создание равных возможностей для всех учащихся, независимо от их физических или социальных особенностей. Этот подход был закреплен в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который устанавливает необходимость создания специальных условий для получения качественного образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ на всех уровнях обучения, начиная с раннего детства и заканчивая профессиональной реализацией.
Это стал ключевой аспект развития инклюзивного образования на юге России.
Согласно информации Министерства образования и науки Краснодарского края, в 2024 году в дошкольных учреждениях региона функционировало около 2,6 тыс. групп компенсирующей направленности, где обучалось 24,6 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В 2023 году эти цифры составили 2,5 тыс. групп и 24,7 тыс. детей.
В Краснодарском крае действуют 52 коррекционных учреждения, предоставляющих образование более 8 тыс. детям, страдающим от различных нарушений, таких как проблемы с речью, слухом, зрением, а также задержки в психическом развитии и нарушения опорно-двигательного аппарата.
В учебном году 2024/2025 года 3,8 тыс. детей обучаются в 453 коррекционных классах муниципальных школ Кубани, что также отмечает рост по сравнению с предыдущим годом, когда в 387 классах обучалось 3,5 тыс. детей. В министерстве уточнили, что в общеобразовательных организациях для детей с ОВЗ обучение в основном ведется по адаптированным образовательным программам.
В Ростовской области ситуация схожая: в 2024 году количество детей с ОВЗ, посещающих дошкольные учреждения, достигло 16,2 тыс., увеличившись на 3,8% по сравнению с 15,6 тыс. в 2023 году.
По состоянию на конец 2024 года, 931 школа в Ростовской области реализует адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ и инвалидностью, что на 138 учебных заведений больше, чем в прошлом году. В муниципальных школах региона функционирует 140 коррекционных и 20 ресурсных классов.
В республике Крым на 2024 год зарегистрировано 511 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что на 123 больше по сравнению с предыдущим годом. Эти данные были озвучены министерством образования, науки и молодежи.
Всего в регионе обучаются 1,8 тыс. учеников с особенными потребностями, включая детей с расстройствами аутистического спектра и задержкой психического развития.
Количество общеобразовательных учреждений, обеспечивающих инклюзивное обучение, увеличилось с 342 до 367, что свидетельствует о развитии инклюзивного образования в регионе. Также количество коррекционных классов возросло с 55 до 68, и их начали посещать 860 человек по сравнению с 711 в 2023 году.
Наиболее распространенные нарушения среди обучающихся остаются задержка психического развития, тяжелые нарушения речи и расстройства аутистического спектра.
Председатель Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Ростовской области Карина Мирзоева отметила, что развитие инклюзивного образования на юге России аналогично общероссийским тенденциям, но новые регионы сталкиваются с необычными проблемами в переходе на российское законодательство.
В России активно ведется работа по созданию доступной среды для людей с ограниченными возможностями.
В России активно проводятся работы по строительству и реконструкции зданий с целью повышения доступности для людей с инвалидностью, что включает создание условий для их обучения и трудоустройства. Однако, несмотря на эти усилия, доступность образования и других услуг для людей с особыми потребностями остается сложной задачей. Специальные образовательные программы и методики развиваются на недостаточном уровне и зависят от множества факторов. Согласно словам Карины Мирзоевой, системы продолжают нуждаться в улучшении.
Анастасия Сизоненко, исполнительный директор благотворительного фонда «Сияние», отмечает, что развитие инклюзивного образования в южных регионах России сталкивается с значительными преградами. «Квалифицированные кадры и адекватное финансирование являются ключевыми для успешной реализации инклюзии. Без значительных улучшений в этих областях сложно ожидать значительных изменений», — подчеркивает она.
Комбинированная поддержка со стороны государства, образовательных учреждений и гражданского общества может способствовать созданию более инклюзивного и справедливого общества для детей с различными возможностями. Эксперты, опрошенные «G», согласны, что в образовательных учреждениях существует заметный недостаток квалифицированных специалистов, готовых работать в инклюзивной среде. «Это касается как учителей, так и дополнительных специалистов, таких как логопеды и дефектологи. Высокий уровень индивидуализации процесса обучения требует от педагогов не только профессиональных навыков, но и знаний в области психологии и социальных наук», — добавляет Сизоненко.
Таким образом, для достижения эффективного инклюзивного образования необходимы комплексные подходы и значительные усилия со стороны всех заинтересованных сторон.
Карина Мирзоева подчеркивает, что у педагогов, прошедших курсы повышения квалификации, не хватает практических навыков работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Она замечает, что специалисты, которые не имеют опыта в образовании таких детей, зачастую не владеют необходимыми методиками для коррекции нарушений и вовлечения их в образовательный процесс.
Даже несмотря на обучение, многие учителя не всегда готовы к инклюзии, видя в этом дополнительные сложности и отсутствие материальной мотивации.
Кроме этого, существует недостаток знаний о правах и потребностях детей с ОВЗ среди педагогов и руководителей образовательных учреждений. Анастасия Сизоненко добавляет, что недостаток специального оборудования и адаптированных учебных материалов также ограничивает внедрение инклюзивных практик.
Лариса Гутерман отмечает, что общество в целом не готово к принципу инклюзии, и для изменения восприятия людей с ограниченными возможностями необходимо продолжать просвещение родителей и детей, проводить массовые мероприятия для формирования культуры принятия и уважения к этой группе.