Новый закон о независимой оценке квалификаций в Палате представителей

Янв 6, 2025 / 19:56

В Палате представителей рассматривается проект закона «О независимой оценке и сертификации квалификаций», который подготовлен правительством и готов к первому чтению.

Председатель Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Ирина Костевич объяснила, что представляет собой Национальная система квалификаций (НСК) и какие функции ей присвоены.

Новый закон о независимой оценке квалификаций в Палате представителей

НСК начала формироваться в 1960-1980-е годы и с тех пор постоянно адаптировалась к изменяющимся требованиям экономики. Это система, которая помогает согласовать спрос на квалификации со стороны рынка труда и предложение со стороны образовательных учреждений, действуя как связующее звено между ними.

В условиях текущего дефицита кадров это особенно актуально, поскольку речь идет не только о количестве работников, но и о качестве предлагаемых трудовых ресурсов.

По словам Костевич, проблема начинается на уровне образовательных учреждений, где будущие работники зачастую не получают необходимую квалификацию, что вызывает недовольство работодателей.

Они отмечают, что результаты обучения часто не соответствуют тем требованиям, которые у них есть к работникам. Важно пересмотреть подход к подготовке кадров, чтобы устранить разрыв между теорией и практикой.

Основная проблема заключается в низкой активности работников в приобретении новых знаний и навыков на протяжении всей профессиональной жизни.

Одной из причин этого является отсутствие заинтересованности и мотивации со стороны работодателей поощрять сотрудников к повышению квалификации.

В условиях стремительного инновационного развития становится все более актуальным постоянное образование, как в образовательных учреждениях, так и вне их.

Как отметила депутат, принцип «образование на протяжении всей жизни» должен стать общепринятой нормой.

Другой проблемой является отсутствие системы признания квалификаций, полученных работниками вне формального образовательного процесса, что затрудняет трудоустройство, особенно для специалистов рабочих профессий.

Ирина Костевич подчеркнула, что данные проблемы требуют системного подхода к решению.

Национальная система квалификаций (НСК) может служить механизмом для создания условий, которые соответствуют рынку труда, а также предоставлять возможности для оценки квалификаций, приобретенных в процессе неформального обучения.

Более 140 стран, включая Россию и Казахстан, участвуют в совершенствовании своих национальных систем квалификаций.

Беларусь также сделала шаги в этом направлении, утвердив в 2018 году Стратегию по улучшению НСК на средне- и долгосрочную перспективу.

В последние годы активно развиваются как существующие, так и новые элементы Национальной системы квалификаций (НСК), включая национальную и секторальные рамки квалификаций, секторальный совет квалификаций, профессиональные стандарты и систему независимой оценки квалификаций.

В 2019 году был создан совет по развитию системы квалификаций при правительстве. С 2019 по 2024 годы сформировано 22 секторальных совета квалификаций в различных министерствах и концернах. В этой же период принято 5 правовых актов, касающихся профессиональных стандартов.

В 2023 году была утверждена Национальная рамка квалификаций, а в апреле введена Единая интегрированная цифровая платформа НСК.

С 1 января 2024 года в Трудовой кодекс Республики Беларусь вводится понятие «профессиональный стандарт», который является современным вариантом квалификационных характеристик. Профессиональные стандарты описывают трудовые функции, требования к знаниям и опыту работника.

За период 2020-2024 годов утверждено 62 профессиональных стандарта, охватывающих более 140 профессий. Эти стандарты применяются в системе образования для разработки образовательных стандартов, а также работодателями при найме и разработке должностных инструкций.

Работники могут использовать их для улучшения квалификаций, планирования карьерного роста и трудоустройства.

В настоящее время функционируют 36 выпусков Единого квалификационного справочника должностей служащих и 68 выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника профессий рабочих, которые содержат более 8000 наименований профессий.

Ирина Костевич отмечает, что работа в этом направлении необходима.

С утверждением профессиональных стандартов и расширением сферы охвата, тарифно-квалификационные характеристики вскоре могут утратить свою актуальность.

На текущий момент работодатели имеют право выбирать между применением квалификационных характеристик и профессиональных стандартов.

Костевич подчеркивает, что важным шагом к модернизации НСК станет создание системы независимой оценки и сертификации квалификаций, основа для которой уже заложена в проекте закона, представленном в Палату представителей.

На сегодняшний день на рынке труда наблюдается активное развитие компетенций, полученных гражданами благодаря самостоятельному обучению и практическому опыту.

Это включает выполнение работ по гражданско-правовым договорам и деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, основная цель новой системы - это признание знаний, умений и опыта соискателей, которые были получены за пределами образовательной системы.

Данные опросов, проведенных среди работодателей в 2023 году, подтверждают востребованность независимой оценки квалификаций: более 70% нанимателей заявили о высокой заинтересованности в трудоустройстве рабочих, обладающих самостоятельно приобретенными знаниями и опытом.

В числе профессий, которые требуют высокой квалификации, можно отметить слесаря-ремонтника, слесаря-сантехника, столяра, электромонтера, слесаря по ремонту автомобилей, стропальщика, маляра, штукатура, каменщика, плотника, швею, кондитера, животновода, а также специалистов по ремонту сельскохозяйственных машин и парикмахеров.

Важным аспектом профессионального развития является внедрение системы независимой оценки и сертификации квалификаций. Проект закона предлагает учреждениям образования статус центров независимой оценки и сертификации.

О принятии решения об этом будут информировать отраслевые органы государственного управления, ориентируясь на рекомендации соответствующих секторальных советов квалификаций.

Независимая сертификация будет осуществляться на добровольной основе: как по инициативе соискателя, так и по предложению нанимателя. Если сертификат инициирует наниматель, расходы возьмет на себя компания, в противном случае затраты понесет сам соискатель.

Процесс сертификации будет заключаться в прохождении квалификационного экзамена, для чего центры должны будут разработать соответствующие оценочные средства, которые впоследствии пройдут экспертизу.

Для контроля качества работы центров предлагается проводить оценку раз в пять лет, за результатами которой следит Республиканский институт профессионального образования.

При проведении квалификационного экзамена основную роль играют профессиональные стандарты, а в их отсутствии используются тарифно-квалификационные характеристики.

Ирина Костевич сообщила, что по результатам экзамена соискателям будет выдаваться сертификат о квалификации или заключение с рекомендациями по дальнейшему обучению, если экзамен не пройден успешно.

Соискатели имеют право обжаловать результаты независимой оценки квалификаций в апелляционной комиссии.

Для эффективного информационного обеспечения предусмотрено создание трёх реестров: центров независимой оценки и сертификации, наименований квалификаций и сертификатов о подтверждении квалификации.

Важно отметить, что законопроект вносит изменения в Трудовой кодекс.

Согласно статье 12, работодатели могут с согласия работников направлять их на независимую оценку квалификаций.

Статья 26 и статья 344 Трудового кодекса будут дополнены положениями о сертификате.

Закон также вводит статью 1021, которая гарантирует работникам право на освобождение от работы для прохождения оценки с сохранением среднего заработка и рабочего места.

Таким образом, проект направлен на поддержку работников и улучшение системы оценки квалификаций.

Работники, направляемые в другие населенные пункты, получат гарантии и компенсации, схожие с теми, что предусмотрены для служебных командировок.

Это включает в себя выплату суточных, возмещение проезда к месту прохождения независимой оценки квалификаций и обратно, а также компенсацию за наем жилья.

Новый законопроект направлен на создание правового регулирования в области независимой оценки и сертификации квалификаций.

Он предусмотрит механизм признания квалификаций, полученных вне образовательной системы, и установит единые условия для подтверждения квалификации.

Это особенно актуально в условиях сокращения трудоспособного населения, так как дает шанс на трудоустройство гражданам с частичной квалификацией.

Кроме того, внедрение новой системы снизит временные затраты для системы образования, работодателей и работников на получение необходимых квалификаций.

По материалам: belta.by