Историческое значение термина культура в философии и языке

Апр 20, 2025 / 19:05

В 45 году до нашей эры философ Цицерон в своих «Тускуланских беседах» предложил рассматривать термин «культура» не только как процесс обработки земель, но и в контексте развития человеческого разума через обучение и воспитание.

Позже, в 1684 году, немецкий юрист Самуэль фон Пуфендорф определил культуру как всё, что создано человеком, противопоставляя её естественному состоянию. В 1782 году филолог Иоганн Аделунг впервые употребил это слово в современном значении в своей книге о культуре человеческого рода.

Историческое значение термина культура в философии и языке

В русском языке понятие «культура» стало употребляться лишь в XIX веке, а именно после публикации «Карманной книжки» в 1837 году, где дано два значения: «земледелие» и «образованность». В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля указано, что культура включает в себя обработку, уход, возделывание, а также образование и нравственное развитие.

Это слово находит применение в различных контекстах. Например, на художественной выставке можно услышать: «История художественной культуры крайне богата». В повседневной жизни, высоко оценив воспитание ребенка, можно сказать: «Как же он культурный!» А интересующийся растениями может поделиться своими знаниями о культуре шелкопряда.

Таким образом, значимость культуры остается актуальной в разных сферах жизни.

В текущем сезоне посадки технических культур мы услышим много интересных новостей. В школе усиленно работает над повышением уровня физической культуры среди учащихся.

Культура как определение охватывает множество областей — её изучают философия, культурология, история, социология, искусствознание, лингвистика, политология, этнология, психология, экономика и педагогика. Рассмотрим основные аспекты культуры, включая жизненные ценности.

В этом контексте культура подразумевает такие элементы, как забота о слабых, старых и младших, а также искренность в общении. Материальные ценности, например, деньги или комфортное жилье, противопоставляются духовным — свободе и счастью.

Обратите внимание и на нормы поведения: в театре, например, принято вести себя тише во время спектакля, а к учительнице в школе обращаться на «вы». Символы культуры несут глубокий смысл. В России, например, реализуется передача мыслей через кириллический алфавит, а на гербе Китая изображены пять звезд: одна из них олицетворяет Компартию, а остальные — китайский народ.

Герои культуры, будь то актеры или писатели, служат образцом для подражания. Ритуалы — это строго организованные действия, передающиеся из поколения в поколение. К примеру, в православной культуре существует обычай креститься перед входом в церковь.

Культурные ценности объединяют представления о добре и зле, о правде и лжи. Эксперты выделяют семь функций культуры, среди которых гуманистическая — ответственна за развитие человечности; познавательная — формирует кругозор; и оценочная — развивает способность воспринимать красивое. Культура окутывает нас, влияя на каждый аспект жизни.

Культура представляет собой сложное и многогранное понятие, охватывающее различные аспекты жизни общества. Специалисты выделяют несколько функций культуры, среди которых регулятивная, информативная, коммуникативная и социализирующая.

Первичная функция заключается в формировании системы требований, предъявляемых обществом к индивиду. Информативная функция отвечает за обмен знаниями и опытом, в то время как коммуникативная способствует развитию человека через социальные взаимодействия. Социализация, в свою очередь, означает приучение к взаимодействию с окружающими людьми.

Форм культур существует множество, и это связано с обширностью и разнообразием самого культурного понятия. К числу основных форм культурной деятельности можно отнести элитарную, народную, массовую, материальную и духовную.

Элитарная культура ориентирована на узкий круг ценителей, как, например, произведения художника Марка Шагала. Его картины сложны как по форме, так и по содержанию, и предназначены для тех, кто глубоко разбирается в живописи. В этом контексте уровень понимания такой работы служит индикатором культурного развития данного общества.

В народной культуре наблюдаются традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколение. К примеру, дети слушают сказки, такие как «Колобок» или «Репка», в то время как взрослые увлекаются мифами о Геракле или Нептуне. В этом контексте различные возрастные группы вовлечены в акт культурного обмена и социальной практики, например, бабушки водят хороводы, а дедушки вспоминают молодежные танцы.

Массовая культура, в свою очередь, охватывает широкие массы населения. Подростки, например, могут пойти на концерт поп-исполнителя, как Егора Крида, а маленькие дети смотрят мультфильмы, такие как «Смешарики». Это объединяет людей через общие культурные явления и популярные медиа.

Материальная культура проявляется в употреблении вещей и предметов, таких как дизайнерская одежда или индивидуально изготовленные предметы интерьера, которые покупаются в качестве подарков.

Духовная культура связана с внутренними ценностями и убеждениями, например, когда девушка считает нужным глубже ознакомиться с христианством, читая Библию. В университетах студенты изучают философию, включая аспекты сект и групп поклонников, которые могут быть как положительными, так и негативными.

Контркультуры представляют собой наиболее заметное проявление культуры, которая идет против установленных норм. К таким движениям относятся панки, хиппи, рокеры и металлисты, представители которых зачастую аполитичны и создают уникальные культурные произведения вне официальных канонов.

Таким образом, культура является основополагающим элементом, характеризующим общество и его развитие. Она не только формирует индивидуальные социальные навыки, но и объединяет людей, содействуя социальным изменениям и взаимодействиям.

Благодаря культуре человечество способно на прогресс, делая общество более уникальным по сравнению с другими живыми существами.

По материалам: news.mail.ru