Протесты в Иране и женские вопросы на фоне исламской революции

Июл 31, 2025 / 17:42

По просьбе Forbes Woman, старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока РАН, Елена Дунаева, анализирует, почему протесты в Иране концентрируются вокруг женских вопросов и могут ли быть совместимыми протесты с ценностями исламской революции 1979 года.

Нынешние протесты в Иране привлекают внимание не только своим длительным характером, продолжающимся уже 10 недель, но и масштабами: движения охватили более 200 городов и населенных пунктов по всей стране. Оценки показывают, что в протестах активно участвуют 15–20% населения, что составляет приблизительно 12–17 миллионов человек, в основном молодежи в возрасте 17–20 лет.

Протесты в Иране и женские вопросы на фоне исламской революции

Толчком к протестам стала трагическая гибель 22-летней Махсы Амини, скончавшейся в полицейском участке после задержания из-за «неправильного» хиджаба. Этот инцидент совпал с началом учебного года 23 сентября, что еще больше возмутило молодежь, объединяющуюся в университетах и школах.

Среди протестующих — студенты, старшеклассники и преподаватели, обращающиеся не только с антирежимными лозунгами, но и с социально-культурными требованиями. Такой масштаб и разнообразие участников свидетельствует о глубинных изменениях в обществе и растущем недовольстве молодежи относительно текущего курса страны.

Современные молодые люди предъявляют требования к свободному доступу в интернет, желая иметь возможность наслаждаться музыкой, фильмами и книгами, доступными их сверстникам в других странах. Однако они сталкиваются с ограничениями, основанными на исламских нормах, за которыми следят религиозные институты.

Например, юноши и девушки не могут встречаться вместе или собираться на вечеринках. Кроме того, существует запрет на женское пение и танцы, а также ограничения для мужчин в выборе одежды — они не должны носить короткие рукава или галстуки, что считается неподобающим. Для женщин правила более строгие: их лица и кисти рук должны быть открыты, а остальная часть тела должна быть покрыта.

Иранские женщины стараются обойти эти ограничения, выбирая укороченные брюки и приталенные манто, а также используя яркий макияж. Эти преобразования стали возможны с приходом к власти президента Мохаммада Хатами в конце 1990-х — начале 2000-х годов, который способствовал проведению демократических реформ.

При нем женщины начали занимать высокие государственные посты и активно участвовать в парламентской жизни, даже создавая свои фракции. Общественная активность и женское движение получили новый импульс к развитию, и с начала XXI века требования к внешнему виду значительно смягчились, предоставляя женщинам больше свободы и возможностей для самовыражения.

В Иране хиджаб стал обязательным в государственных учреждениях, таких как университеты и школы, в то время как в частных компаниях и общественных местах возникли попытки его отмены. Множество политических и религиозных деятелей выступили против такого подхода.

С приходом к власти консервативных сил правительство приняло решение ужесточить контроль за соблюдением хиджаба. Протестное движение получило значительное распространение, что связано с серьезными экономическими проблемами страны.

Иран сталкивается с жесткими санкциями, начиная с 2018 года, когда бывший президент США Дональд Трамп вышел из ядерного соглашения. Это привело к попыткам обнуления экспорта иранской нефти. Несмотря на усилия Ирана адаптироваться к новым условиям — обходить санкции и развивать импортозамещение, инфляция и безработица продолжают расти, а пандемия COVID-19 усугубила экономическую ситуацию.

Власти стремятся вернуть страну к нормам, которые действовали в первые годы после Исламской революции, когда соблюдение ислама было наиболее строгим. В то же время на свете появилось уже четвертое послереволюционное поколение, выросшее в условиях, отличных от деспотического шахского режима и не понимающее идеалов революции.

Примечательно, что исламская революция, помимо угнетения, предоставила женщинам возможность активно участвовать в общественной жизни и получать образование. Уровень женской грамотности вырос с 35% перед революцией до 84% в среднем по стране и 90% в городах.

В Иране девушки составляют около 50% студентов, в некоторых специальностях этот показатель достигает 70%. Однако, несмотря на высокое образование, уровень безработицы среди женщин значительно выше, чем в среднем по стране: 29,5% по сравнению с общим показателем в 10%. Особенно остро проблема коснулась женщин с высшим образованием, среди которых более 30% не могут найти работу.

Кроме того, молодежь в Иране все более разочарована будущим в стране, что отражает их низкая политическая активность на выборах последних лет. В 1990-е годы молодые люди активно участвовали в политике, тогда как на недавних выборах (в 2020 и 2021 годах) они в значительной степени проигнорировали голосование, поскольку кандидаты, представляющие их интересы, не были допущены.

Среди молодежи также есть те, кто придерживается консервативных взглядов. Например, движение Басидж активно поддерживает революционные силы и распространено на предприятиях и в университетах. Эти молодые люди строго следуют исламским нормам и требуют их соблюдения от других, что иногда приводит к нападениям на девушек, не соответствующих установленным стандартам.

В условиях экономического кризиса молодежь ищет различные пути: некоторые стремятся к модернизации, другие — к радикальному консерватизму. Власти не преувеличивают данные о протестах, и малодоступны официальные сведения о погибших и задержанных; существуют лишь независимые оценки, согласно которым правозащитные организации, такие как HRANA, заявляют о 351 убитом и 15 915 задержанных. Это создает атмосферу страха и недовольства среди молодежи.

Распространявшиеся в социальных сетях сообщения о 15 000 человек, приговоренных к смертной казни, не соответствуют действительности. На данный момент к высшей мере наказания приговорены лишь трое, и эти решения еще могут быть обжалованы. Известно, что один приговор связан с поджогом.

Важно отметить, что протесты в некоторых регионах Ирана имеют не мирный характер, и есть данные, указывающие на то, что некоторые погибшие среди демонстрантов не были убиты полицейскими. При столкновении охраны порядка, использующей слезоточивый газ и резиновые пули, протестующие отвечают бросанием камней, что может усугублять ситуацию.

В Иране, многонациональной стране, активизировались антиправительственные движения, особенно среди этнических меньшинств, также подверженных влиянию сепаратистски настроенных сил из-за границы. Действия властей осложняются экономическими трудностями; правительство периодически отключает международный интернет, что затрудняет работу малых бизнесов, которые используют мессенджеры и соцсети для продаж и найма.

Международный валютный фонд (МВФ) начал пересматривать данные о динамике роста ВВП Ирана, который в последние годы показывал рост около 3,5-3,6%. Однако, по новым прогнозам, данный показатель может снизиться до 3%.

Таким образом, текущее положение в Иране требует внимательной оценки и наблюдения за развитием событий, учитывая как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на стабильность в стране.

Опасения по поводу сценариев, подобных «ливийскому» и «сирийскому», заставляют иранское население рассматривать возможность поддержки текущего режима при условии разумной либерализации.

Иранская модернизация отличается от западной, учитывая глубокую религиозность и уважение к традициям в обществе. Отсутствие диалога и подавление протестов может привести к серьезным последствиям.

Существуют признаки, что власти готовы к жестким мерам, что только усугубляет ситуацию. Некоторые политические лидеры осознают необходимость реформ и призывают к изменению Конституции, принятой в 1979 году.

Споры ведутся о обязательности хиджаба, с мнением, что такая норма не имеет под собой оснований в Коране. Также обсуждается возможность легализации мирных протестов.

В конце ноября произошел арест племянницы аятоллы Хаменеи, Фариды Морадхани, после ее обращения к международному сообществу с призывом к разрыву отношений с иранским режимом. В видео она предстает в черных одеждах, открывая только лицо, что подчеркивает её участие в консервативной культуре, хотя её желание реформ мягко противоречит традициям.

Интересно, что потомки высших руководителей страны также зачастую придерживаются оппозиционных взглядов, стремясь реформировать, а не свергать режим. Протесты поддерживают высокопрофильные фигуры, такие как бывшие президенты Мохаммад Хатами, Хасан Рухани и Махмуд Ахмадинежад, усиливая шансы на потенциальные изменения.

Некоторые высокопрофильные представители духовенства утверждают, что в современной Исламской Республике искажены изначальные демократические идеи ислама.

Это мнение подтверждается арестом Фариде Морадхани, которая защищает концепцию современного ислама и социальную справедливость, подразумевавшуюся еще во время революции 1978-1979 годов.

Несмотря на то, что она носит хиджаб, чтобы соблюсти семейные традиции, Морадхани выступает против жестокого подавления протестов. Именно под таким лозунгом начались нынешние протесты, с акцентом на свободу, где женщины занимают ведущие позиции.

Западные наблюдатели уже говорят о «феминистской революции» в Иране, хотя это определение можно считать несколько спорным.

Женщины действительно являются важной движущей силой этого движения, что напоминает события 44-летней давности, когда их участие способствовало масштабным протестам против шахского режима.

Тогда женщины, противостоя власти, надевали чадру, которую правительство не одобряло. Многие из них были удивлены, когда вскоре ношение религиозной одежды стало обязательным.

Сегодня, как и тогда, основная борьба заключается не в форме одежды, а в праве выбора: носить платок, если это соответствует своей вере, или снять его, если хочет.

Протестующие не выступают против ислама как религии, но требуют права на индивидуальное выражение своей веры и стиля.

По материалам: www.forbes.ru