В Римской империи мощная дорожная сеть объединяла различные провинции, что позволяло эффективно управлять государством. Британская империя, в свою очередь, поддерживала свое влияние благодаря морской торговле, где Суэцкий канал играл ключевую роль.
Во Франции XVIII–XIX веков, до активного развития железных дорог, основным объектом транспортной связи служили судоходные каналы.

В России вопрос транспортной связи всегда оставался актуальным, особенно учитывая её обширные территории и географические сложности. Так, во время Крымской войны, недостаточная скорость доставки подкреплений из Центральной России привела к поражению, так как противники могли отправлять свои силы быстрее по морю. Аналогичным образом, во время русско-японской войны ограниченная пропускная способность Транссибирской магистрали негативно сказалась на исходе военных действий.
С течением времени Транссиб был модернизирован и расширен, а в СССР был построен БАМ. Однако даже после всего этого арктические регионы оставались изолированными, и все необходимые товары доставлялись по морю через программу «северного завоза».
Ситуация изменилась в наши дни, когда Арктика стала ключевой для России. Президент Владимир Путин подчеркивает, что эта зона занимает более четверти территории страны и в ней проживает около 2,5 миллиона граждан. Арктика способствует формированию 7% валового внутреннего продукта и 11% экспорта России.
Основной целью Арктической стратегии России сегодня является наладка надежной и регулярной связи северных территорий с остальной частью страны и зарубежными партнерами, что особенно актуально для транспортировки ресурсов, добываемых на Севере.
Внимание России к Арктике становится особенно актуальным на фоне роста активности геополитических конкурентов, таких как Китай, Европа, Канада и США, которые стремятся расширить своё влияние в этом стратегически важном регионе.
Особую озабоченность вызывает активность США, которые открыто высказывают намерение аннексировать Гренландию. Учитывая наличие значительных ресурсов и логистических возможностей в российской Арктике, важно предотвратить её изоляцию и заброшенность.
На VI Международном арктическом форуме президент Путин обозначил ключевые задачи по улучшению транспортной инфраструктуры в Арктике, акцентируя внимание на развитии Северного морского пути (СМП), который имеет потенциал стать одной из главных мировых торговых артерий.
Существенным аспектом этого развития является модернизация и расширение ледокольного флота, который играет решающую роль в обеспечении навигации по СМП. За период с 2014 по 2024 год объём грузоперевозок по этому маршруту увеличился с 4 миллионов тонн до 37,9 миллионов тонн, что стало возможным благодаря росту ледокольного флота, который на сегодняшний день насчитывает 42 ледокола, из которых 8 атомных.
В ближайшие годы планируется добавление ещё пяти атомных ледоколов, включая проект «Лидер» с высокими техническими характеристиками, способным преодолевать лёд толщиной до четырёх метров.
Несмотря на оптимистичные планы касательно ледоколов, вопрос привлечения зарубежных судоходных компаний для использования СМП остаётся открытым, особенно на фоне действующих санкций, негативно влияющих на реализацию этих намерений.
Президент России отметил необходимость создания национального торгового флота в Арктике, который должен включать как грузовые, так и спасательные суда. Эти суда обеспечат транспортировку грузов по северным морям и внутренним водным путям арктических регионов.
Однако введенные санкции затрудняют закупку газовозов у южнокорейских производителей, что создает дополнительные проблемы для расширения отечественного флота. В настоящее время строительство ледоколов активно ведется только на двух российских верфях — «Звезда» и «Балтийский завод», где из-за проблем с поставками комплектующих темпы работ заметно снизились.
Для решения этой проблемы президент призвал к комплексным действиям: нужно как следует заказывать готовые суда за границей, налаживать международные связи по кооперации с ведущими производителями и проводить масштабную модернизацию внутренних производственных мощностей. Также, правительству поставлена задача поддержать судостроительные и судоремонтные предприятия в стране, что будет способствовать созданию современных верфей.
В перспективе рассматривается возможность строительства новых верфей в Мурманске и Владивостоке, а также активное сотрудничество с Китаем и Индией. На текущий момент, основные перевозки на Северном морском пути осуществляются судами четырех судоходных компаний, включая «НОВАТЭК» и «Совкомфлот», которые занимаются транспортировкой СПГ, а также судами «Норильского никеля».
Дальневосточное морское пароходство, принадлежащее Росатому, активно занимается перевозкой контейнеров и грузов в рамках «северного завоза». В этом процессе важную роль играет ФГУП «Атомфлот», которое управляет ледоколами и обеспечивает проводку судов по Северному морскому пути (СМП).
Летом суда ледового класса могут свободно проходить по этому маршруту, однако отмечается необходимость увеличения не только объемов, но и разнообразия грузовых перевозок. Важно создать благоприятные условия для роста отечественных перевозчиков, задействованных в транспортировке контейнеров, угля и сыпучих материалов через арктические регионы.
В настоящее время контейнерные перевозки составляют лишь около 5% от всего объема грузов на СМП. В этом контексте президент заявил о готовности к сотрудничеству и созданию совместных предприятий с международными логистическими операторами. Они могут не только инвестировать в капитал и технологии, но и предоставить часть своего флота для работы на этом направлении.
Интерес к развитию транспортной инфраструктуры в Арктике проявляют партнеры из Белоруссии, Китая, Объединенных Арабских Эмиратов и ряд других стран. Для увеличения грузооборота через СМП планируется не только расширение добычи угля с Таймыра, но и рост транзитных контейнерных перевозок из Китая в Европу.
Этот маршрут, который на 30% короче традиционного пути через Суэцкий канал и в два раза короче, чем обход вокруг Африки, открывает новые горизонты для российского транспортного сектора. Транспортное развитие Арктики не ограничивается лишь СМП, создавая перспективы для значительного увеличения объемов перевозок.
Для транспортировки грузов в Арктическом регионе России предполагается активное использование меридиональных водных путей, таких как Лена, Обь и Енисей. Однако, в условиях сурового климата, не стоит полагаться исключительно на водный транспорт.
Для этого разработан проект развития Арктического полигона железных дорог, который включает модернизацию Северной железной дороги в Республике Коми и Ямало-Ненецком автономном округе.
В долгосрочной перспективе планируется создание Северного широтного хода, который свяжет арктические порты с существующей сетью железных дорог России. Это позволит реализовать концепцию Трансарктического транспортного коридора (ТАТК), который должен быть утверждён правительством в ближайшие месяцы. ТАТК существенно увеличит возможности для развития российских территорий, обеспечивая Сибирь и Урал прямым выходом к арктическим портам. Это также позволит разгрузить Транссиб и оптимизировать морские перевозки.
Кроме того, новые выезды в Арктику будут созданы вдоль коридора «Север – Юг», что обеспечит связь России с Центральной Азией и Персидским заливом. Реализация этих планов повысит транспортную связанность северных портов с основной частью России.
В этом контексте планируется модернизация портов, включая Мурманский, где новые мультимодальные терминалы позволят утроить мощности. Они превратят порт в мультимодальный хаб, где уже существует железнодорожное сообщение, что обеспечит интеграцию сухопутных и морских маршрутов для перевозчиков.
Саббета станет ключевым хабом для СПГ благодаря расширению причалов для СПГ-танкеров и новым железнодорожным соединениям от Обской губы. В окрестностях Архангельска сформируется лесопромышленный кластер, чья продукция будет отправляться на юг по железным дорогам, а на север – морем.
Дудинка, в свою очередь, сохранит статус основного терминала для «Норникеля», где руда будет грузиться на суда, а металлургическая продукция может отправляться железнодорожным транспортом. Кроме того, поселок Индига свяжут с Сыктывкаром уже строящейся железной дорогой, что расширит его портовые возможности.
Подключение к Северному морскому пути и создание меридиональных речных транспортных артерий потребует модернизации шлюзов и углубления фарватеров. Эти планы предполагают формирование единой транспортной сети, связывающей юг России (порты Новороссийск, Тамань), каспийские порты (Астрахань, Махачкала) и Северный морской путь.
Для оперативной доставки грузов также планируется использование международного транспортного коридора «Север-Юг», соединяющего Иран и Закавказье с Архангельском или Мурманском, откуда можно будет отправить грузы морем.
Однако для эффективной работы этой логистической сети необходимы синхронизация тарифов и разработка цифровых систем сопровождения грузов. Владимир Путин отметил, что инфраструктурные проекты, хотя и затратные, обеспечивают новый уровень транспортного суверенитета России и имеют долгосрочную окупаемость.