Согласно информации «Известий», в период 2024 года на территории России зафиксировано шесть инцидентов, повлекших серьезные повреждения воздушных судов во время их буксировки в крупных аэропортах, таких как Шереметьево, Пулково, Казань, Иркутск и Магадан.
Основной причиной этих происшествий эксперты считают нарушения со стороны наземных служб, включая отсутствие радиосвязи, оставление служебного транспорта в неустановленных местах и невнимательность сотрудников.
Глава Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрий Ядров направил руководителям региональных органов письма с рекомендациями по устранению выявленных проблем в работе наземных служб.
Например, 11 февраля 2024 года в Шереметьево произошло столкновение самолета A-320 с оставленным без присмотра самоходным трапом. Водитель трапа часто оставлял технику в неподобающих местах, а член бригады не отреагировал на это, что в итоге привело к повреждению воздушного судна.
Похожая ситуация была зафиксирована 7 июня в Пулково. Эта череда инцидентов указывает на необходимость значительно улучшить взаимодействие в бригадах и соблюдать технологические процессы для повышения безопасности работы на земле.
Недавние инциденты с самолетами в России выявили серьезные проблемы в области безопасности на аэродромах.
Один из эпизодов произошел с бизнес-джетом Bombardier Global Express XRS (номер RA-67215) перевозчика «Лукойл-Авиа», который столкнулся с самолетом Sukhoi Superjet 100 (RA-89177) авиакомпании «Россия». Причиной аварии стало отсутствие качественной радиосвязи между водителем буксировщика и диспетчером. В результате неполадок, водитель не увидел Bombardier и допустил столкновение самолетов, которое произошло из-за неясных команд. Это вновь поднимает вопрос о соблюдении норм и правил безопасности при маневрировании воздушных судов.
В другом случае, 5 июля, на аэродроме Казани Boeing 737 (RA-73112) компании «Аэрофлот» получил повреждения, когда водитель тягача не успел предупредить о неисправности, из-за чего самолет включил двигатели и наехал на буксир.
Кроме того, инцидент произошел с Airbus A-320 (RA-73422) авиакомпании S7 в Иркутске, где буксировщики на скользком перроне потеряли управление, что привело к поломке шасси. В письме Росавиации сообщается о аналогичном случае с Boeing 737 (RA-73664) в Магадане.
В связи с частыми нарушениями безопасности, Дмитрий Ядров инициировал повышение квалификации специалистов, работающих с воздушными судами, что должно снизить риски подобных инцидентов в будущем.
Аэродромным службам рекомендовано разработать чёткие инструкции для реагирования на нештатные ситуации, включая поломку сцепного устройства, отклонение от маршрута, наличие препятствий, низкую видимость разметки и обледенение.
В ответ на запрос «Известий» от Минтранса, Росавиации, крупных авиакомпаний и аэропортов было указано, что буксировочные бригады не являются частью штатного персонала авиакомпаний; их работа находится в компетенции аэропортов и хендлинговых компаний.
В аэропорту Шереметьево на постоянной основе реализуются мероприятия для предотвращения повреждений воздушных судов и обеспечения безопасности полетов.
Аэропорт «Казань» отметил, что на основе анализа авиационных инцидентов предостерегает о необходимости увеличения числа буксировочных бригад, расширения программы обучения персонала и проведения дополнительных инструктажей.
Также рекомендована закупка дополнительных проводных переговорных устройств для обеспечения стабильной связи.
Кроме того, обсуждаются доработки шасси Superjet 100 в связи с частыми инцидентами, в частности, зафиксирована жесткая посадка с повреждением топливного бака в Анталье.
По словам экспертов, несмотря на то, что шесть поврежденных самолетов кажется небольшим числом, характер происшествий вызывает серьёзные опасения.
По мнению авиаэксперта Романа Гусарова, спрос на самолеты остается высоким, и авиакомпании работают на пределе своих возможностей.
Временный выход из эксплуатации воздушных судов становится критическим, так как даже компенсации от аэропортов не покрывают потери, вызванные высокой нагрузкой на аппараты и сложностями с ремонтом иностранной техники.
Эксперт Андрей Патраков подчеркивает, что повреждения корпуса, шасси и крыльев воздушного судна требуют специализированного ремонта, при котором необходимо привлечение организации, разработавшей самолет.
С марта 2022 года сотрудничество с «Airbus» и «Boeing» приостановлено, и теперь авиакомпании сами получают сертификаты на разработку конструкторской документации.
Для замены поврежденных деталей они либо используют запчасти от списанных самолетов, либо импортируют их, что связано с дополнительными расходами и трудностями.
По словам Патракова, до 2022 года в России действовали международные авиавластей и общества, такие как «IATA», что способствовало соблюдению международных стандартов.
Однако после прекращения деятельности «IATA» данного уровня поддержки не стало, что негативно сказалось на безопасности полетов.
Эксперт считает необходимым разработать и внедрить государственную программу по обеспечению безопасности полетов, соответствующую стандартам «ICAO» и требованиям «ISAGO», с обязательным контролем за выполнением этих норм.