В 22 субъектах Российской Федерации может не возникнуть необходимость в ликвидации территориальных избирательных комиссий (ТИК) в связи с муниципальной реформой, как сообщают представители региональных избиркомов.
Возможность досрочного прекращения полномочий ТИКов будет зависеть от решения региональных избиркомов в согласии с Центризбиркомом (ЦИК).

В частности, сокращения ТИКов не планируются в таких областях, как Амурская, Архангельская, Брянская и многих других.
Например, в Новгородской области председатель региональной избирательной комиссии Татьяна Лебедева отметила, что полномочия ни одного ТИК не будут прекращены.
В Псковской области председатель избиркома Игорь Сопов сообщил, что все члены ТИК выполняют свои функции на должном уровне, и оптимизация здесь не требуется.
В то же время, в Архангельской области происходит процесс объединения муниципалитетов, что может коснуться структуры ТИКов, но в настоящий момент это также не вызывает необходимости в их сокращении.
Таким образом, реформы в области местного самоуправления пока не приводят к значительным изменениям в избирательной системе данных регионов.
На уровне поселений территориальные избирательные комиссии (ТИКом) не создавались, однако эта инициатива в контексте муниципальной реформы считается целесообразной.
В Красноярском крае, где функционирует 71 ТИК, и Тверской области не выявлено негативных факторов, способных повлиять на избирательную систему, что подтверждают представители избиркомов.
В Магаданской области в 2015 году была реализована реформа местного самоуправления (МСУ), в ходе которой ликвидировались муниципалитеты поселенческого уровня. Глава избиркома Николай Жуков отметил, что реформа МСУ не затронет оптимизацию ТИКов, так как они действуют на уровне районов и округов.
В Калининградской области процедура перехода на одноуровневую систему длилась с 2013 до 2018 года, что не повлияло на количество и полномочия ТИКов, как уточняет исполняющая обязанности председателя комиссии Ярослава Орлова.
В Курганской области реформа завершилась в 2022 году, преобразовав 465 муниципальных образований в 24 округа, и проблем с выборами в органы МСУ не возникло.
Для Тамбовской области также не предвидятся изменения, как сообщили местные избиратели.
С января 2022 года количество муниципальных образований по стране сократилось на 17,1% – с 20846 до 17275, в том числе муниципальные районы уменьшились на 16,4%, а городские и сельские поселения – на 16,7% и 13% соответственно. Эти цифры предоставил комитет Госдумы по госстроительству.
За последние годы количество муниципальных округов увеличилось в три раза, с 193 до 536.
13 февраля группа сенаторов и депутатов внесла поправки о досрочном прекращении полномочий территориальных избирательных комиссий (ТИК).
Упразднение этих комиссий станет возможным в случае изменений в административно-территориальном устройстве субъектов.
Это актуально с учетом нового закона о муниципальном самоуправлении (МСУ), который был принят в окончательном чтении 5 марта в Госдуме.
На данный момент в России имеется 2899 ТИКов, однако с 1 января 2024 года их число сократилось всего на восемь, когда их было 2907, согласно информации «Ведомостей».
Сокращение связано с объединением муниципальных образований и затронуло три региона: в Московской области количество ТИКов уменьшилось на четыре, в Чувашии – на три, в Владимирской области – на один, как уточнил представитель Центризбиркома (ЦИК).
ЦИК отметил, что территориальные комиссии формируются в зависимости от административно-территориального деления субъектов, соответствующего муниципальному устройству региона.
Обычно одна комиссия отвечает за один муниципалитет, но при большом числе избирателей может создаваться несколько ТИКов.
Поэтому упразднение или изменение муниципалитетов может повлечь необходимость досрочного прекращения полномочий ТИКов, добавили в ЦИК.
В настоящее время 20 регионов полностью перешли на одноуровневую модель МСУ, включая ДНР, ЛНР, Удмуртию, Чувашию и другие районы.
Это также касается городов федерального значения, таких как Москва и Санкт-Петербург, где продолжают действовать свои системы МСУ.
Юрист Олег Захаров подчеркивает, что норма о досрочном прекращении полномочий ТИК необходима для упрощения процесса, когда, например, районная комиссия объединяется с городской.
Он отметил, что такая практика не прописана во всех региональных законах, поэтому было решено создать общую федеральную норму, что позволит устранить правовые пробелы при работе ТИКов на одной территории МСУ, а также в ситуациях, связанных с изменением границ территорий.