С 18 января федеральные органы исполнительной власти больше не обязаны представлять Кабинету министров ведомственные годовые планы по законопроектной работе, согласно постановлению, подписанному председателем правительства Михаилом Мишустиным.
Ранее госорганы отчитывались о всех разрабатываемых законопроектах, включая основания их разработки, сроки подачи и финансирование. Эти сведения передавались через статс-секретарей, которые также информировали о ходе подготовки нормативных актов президента и участия ведомств в работах обеих палат парламента. Теперь же эта обязанность снята.
По мнению Павла Склянчука, члена комитета по политтехнологиям РАСО, оптимизация законопроектной работы министерств связана с внедрением автоматизированной системы «Нормотворчество». Он отметил, что традиционные методы подготовки планов законотворчества устарели на фоне стремительных социальных и экономических изменений.
С его точки зрения, правительство превращается в правотворческий конвейер, требующий прозрачности и эффективности. Склянчук также подчеркнул, что, несмотря на цифровизацию в законопроектной работе, в Госдуме сохраняются старомодные подходы, особенно в деятельности комитетов нижней палаты.
Таким образом, изменения в законодательной практике служат попыткой адаптироваться к новым реалиям, однако для их успешной реализации требуется пересмотр подходов и методов работы в парламенте.
Введение новой меры согласуется с общей стратегией правительства Михаила Мишустина, подчеркивает политолог Алексей Макаркин.
Он отмечает, что кабинет министров уже значительно снизил бумажную нагрузку на ведомства, одновременно усилив отчетность по реализованным инициативам.
Макаркин указывает на то, что принятый годовой план может быстро устареть из-за изменчивых экономических условий, которые требуют мгновенных решений. Основная задача в законопроектной деятельности должна заключаться в гибкой реакции на новые вызовы, а не в жестких планах, требующих постоянных корректировок.
При этом постановление не отменяет отчетность по выполнению поручений президента и правительства, которая остается под контролем кабмина.
Руслан Чермит, партнер юридической компании KLP Legal, добавляет, что план законопроектной деятельности, формируемый Минюстом, охватывает все инициативы, разрабатываемые различными государственными органами.
Он подчеркивает, что ведомственные планы выступают как средство самоконтроля. Тем не менее, по его мнению, введение института ведомственных планов в 2019 году показало свою неэффективность, а дополнительный контроль стал избыточным.
Таким образом, эксперты подчеркивают необходимость упрощения процессов и адаптации к текущим экономическим реалиям.