Аналитики известного издания The Economist продолжают проводить анализ нового геополитического образования и выявлять его сильные и слабые стороны.
Угроза, исходящая от так называемой оси «Китай-Россия-Иран», уже давно находится на radar'е западного мира. Еще год назад бывший помощник национальной безопасности президента США Дональда Трампа в интервью для британского издания The Telegraph выразил озабоченность по этому поводу.
Он высказывал мнение о формировании новой геополитической оси, включающей Россию, Китай, Иран и Северную Корею. Он подчеркивал, что это может представлять реальную проблему для Запада, независимо от того, что происходит в Украине.
Президент подчеркивал, что победа России в Украине будет также победой для Китая и усилит его позицию.
Тема данного альянса продолжает оставаться актуальной, и к ней вновь обратилось издание The Economist, проведя анализ экономической угрозы, исходящей от антизападной оси. The Economist отмечает, что на протяжении большей части своей истории Россия, Иран и Китай не были столь дружественны, особенно в том, что касается контроля над азиатскими торговыми путями.
Смена политики США в этом регионе привела к изменениям в этой динамике. США продолжают вводить санкции против Ирана за его поддержку террористических группировок, таких как ХАМАС и иеменские хуситы.
В отношении России были введены жесткие санкции после начала спецоперации в Украине в 2022 году, и они только ужесточаются.
Новая геополитическая реальность сформировала новые союзы и альянсы, которые могут оказать серьезное влияние на мировую политику и экономику.
Ось «Китай-Россия-Иран» представляет собой чрезвычайно мощный союз, способный конкурировать с западным миром. Однако существуют и противоречия и проблемы внутри этого альянса, которые могут привести к его ослаблению.
Столкновение геополитических интересов между Западом и Китаем, особенно при избрании президента Трампа, может привести к усилению санкций против КНР.
В ответ на это Китай, вместе с Ираном и Россией, стремится создать согласованную внешнюю политику, нацеленную на поддержку многополярного мира, где США не будет иметь гегемонии.
Основой данной стратегии является укрепление экономических связей между этими странами.
Такой подход позволяет этому союзу избегать санкций, привлекать новых партнеров и вступать в военные конфликты с западным миром, что представляет собой серьезную проблему для Запада.
Китай является лидером этой троицы и имеет стратегическое преимущество.
Китай стал важным покупателем нефти для России и Ирана, заменяя в некоторой степени Европу как основного потребителя нефти.
Импорт российской нефти в Китае значительно увеличился, достигнув 2,2 миллиона баррелей в сутки.
Это свидетельствует о том, что Китай становится ключевым рынком для нефтяного экспорта как для России, так и для Ирана.
Этот рост объемов торговли связан с ограничениями и санкциями, наложенными Европой и США на нефтяной сектор России и Ирана.
Около 19% объема импорта нефти в Китай приходится на российскую нефть.
Экспорт нефти из Ирана в Китай также значительно увеличился в последнее время.
Эти страны расширяют свои торговые отношения с Китаем, так как у них нет другого выбора в условиях геополитических ограничений и санкций со стороны Запада.
Особенно учитывая, что Пекину ограничен только импорт западных технологий, не было введено запретов на финансирование или торговые эмбарго против него, что позволяет ему приобретать нефть у других стран и дает преимущество в переговорах.
Китай получает российскую и иранскую нефть со скидкой в 15-30 долларов от мировой цены, а затем перерабатывает дешевые углеводороды в более дорогостоящие продукты. За последние два года производственные мощности китайской нефтехимической промышленности выросли больше, чем у всех остальных стран вместе взятых, начиная с 2019 года.
Китай также производит огромные объемы продуктов нефтепереработки. При этом Китай строго придерживается политики ограничения зависимости от любого поставщика сырья до 15-20% от общих потребностей, что означает, что он уже близок к максимуму импортных поставок из Ирана и России.
Именно поэтому обе эти страны пытаются потратить заработанную на китайском рынке валюту на импорт товаров и развитие других видов торговли. Так вырос экспорт Китая в Россию. Уже в прошлом году Европа уступила место крупнейшего импортера китайских автомобилей России, которая приобрела в три раза больше бензиновых машин, чем до начала СВО в Украине.
В то же время иранские компании испытывают нехватку элементов для производства сложных технологических продуктов, например, компьютерных чипов или совсем простых деталей из пластика. Тем не менее, объемы иранской обрабатывающей промышленности сравнимы с нефтяным сектором. Несмотря на этот дефицит, Китай очень осторожно экспортирует в Иран подобные товары.
Например, количество автомобилей, производимых в Иране, составляет всего 300-500 штук в месяц, в то время как соседний Ирак выпускает примерно 3 тысячи машин. Это происходит из-за страхов китайских производителей перед санкциями со стороны западных стран.
Тем не менее, сотрудничество Ирана с Россией помогает развитию бизнеса. Уже с 2022 года Иран начал поставлять беспилотники и вооружения в Москву. Интересно, что это первый случай военной поддержки Ираном неисламской стране с момента исламской революции в 1979 году.
В начале 2024 года Иран отправил в Россию танкеры с миллионом баррелей сырой нефти. Однако до сих пор между двумя странами нет общих банковских каналов и платежных систем, иранцы даже не используют российскую платежную систему «Мир».
Для дальнейшего развития отношений между Ираном и Россией требуются инвестиции, которых почти нет. Например, объем китайских прямых инвестиций в Иран остается на уровне 2014 года - всего 3 миллиарда долларов, что крайне мало для такой экономики, учитывая, что Китай активно вкладывает средства в другие развивающиеся страны.
В то же время, Китай обещал инвестировать 50 миллиардов долларов в главного конкурента Ирана - Саудовскую Аравию. Это означает, что несмотря на успешное сотрудничество с Китаем, обеспечивающее выживание при западном эмбарго, Иран и Россия не раскрыли свой потенциал, считают эксперты.
На последних саммитах иранские и российские министры возобновили диалог о расширении международного транспортного коридора Север-Юг - 7200-километрового маршрута, соединяющего Россию с Индийским океаном через Иран. Этот проект включает строительство дорог и портов и может превратить Иран в торговый центр для России.
Однако, по мнению экспертов, проблема заключается в том, что экономики Ирана и России слишком похожи, чтобы быть естественными торговыми партнерами. Из 15 крупнейших категорий товаров, которые экспортирует каждый из них, 9 являются общими; 10 из 15 крупнейших импортируемых товаров также являются общими.
Там, где у Ирана есть пробелы в спросе, которые Россия могла бы заполнить, например, в автомобилях, электронике и машиностроении, российские производственные мощности недостаточны. Поскольку доходы от торговли ограничены санкциями, отношения между двумя странами будут носить конкурентный характер, особенно когда речь идет об экспорте энергоносителей.
С тех пор как Запад ввел эмбарго на российскую нефть, Москва соперничает с Ираном, чтобы получить большую долю китайского импорта, что привело к ценовой войне. Иран проигрывает эту битву. Россия — более крупный производитель нефти, и ее энергоносители неподвержены вторичным санкциям.
Кроме того, часть ее нефти может поставляться в Китай по трубопроводу, что является более дешевым вариантом. Имея преимущество, Россия не заинтересована в том, чтобы предлагать помощь своим союзникам. Вначале сторонники Украины опасались, что Россия и Иран объединятся, чтобы обойти санкции.
Вместо этого Россия создала свой собственный теневой флот танкеров и не предоставила доступа иранцам. Иран хотел бы получить российские средства и технологии для освоения своих гигантских газовых запасов, но Москва до сих пор не оказала ему никакой помощи.
В других областях Китай стал конкурентом Ирана. Это создает сложности для Ирана, поскольку он сталкивается не только с конкуренцией со стороны России, но и с усилением позиций Китая на рынке энергоресурсов.
Ирану приходится бороться за свою долю на мировых рынках, постоянно адаптируясь к изменяющимся условиям. В то же время Россия активно стремится увеличить свои экспортные позиции, особенно в ключевых регионах, таких как Китай. Эта конкуренция между Ираном, Россией и Китаем создает новые вызовы для всех участников.
В условиях глобальных изменений, принятие адекватных решений и развитие стратегий становятся все более важными. Ирану необходимо развивать новые направления сотрудничества с другими странами, чтобы обеспечить устойчивое развитие своей экономики и диверсификацию своих торговых партнеров.
Россия, в свою очередь, должна находить баланс между собственными интересами и интересами своих партнеров, чтобы обеспечить стабильное развитие своей экономики и укрепление позиций на мировой арене.
Китай, как ключевой участник мировой экономики, также должен внимательно следить за развитием ситуации на рынке энергоресурсов и стремиться к построению взаимовыгодных отношений со всеми странами-партнерами.
Только в рамках взаимодействия и сотрудничества страны могут успешно преодолевать сложности и достигать устойчивого и продуктивного развития в условиях глобализации и экономической неопределенности.
Недавно производственная база Исламской Республики обеспечивала страну устойчивостью. Благодаря обесценению национальной валюты, Иран мог продавать орехи и товары для туалета.
Сейчас страна стремится увеличить добавленную стоимость продукции, экспортируя более дорогие товары, например, кондиционеры и, возможно, автомобили. Однако Китай подрывает эти планы, заливая иранские целевые рынки более дешевыми и качественными аналогами.
Запад не проявляет особого желания вводить новые санкции против России, но существующие ограничения продолжают создавать проблемы. Несмотря на то, что новые санкции не направлены против энергетического сектора России, они могут затруднить торговлю нефтью с другими покупателями.
В сентябре США также ввели ограничения против 50 танкеров, которые, как утверждается, нарушали санкции в отношении России, и около половины из них больше не загружают нефть из России.
Это делает экспорт в Китай еще более важным, но и сложным для России, что приведет к усилению конкуренции с Ираном.
На данный момент антизападная коалиция вызывает беспокойство, но не представляется по-настоящему угрожающей. Вопрос о том, в каком направлении она будет развиваться в ближайшие годы и десятилетия, остается открытым.
Скорее всего, она будет служить интересам Китая и останется как инструмент, выгодный для страны, пока это будет удобно, но не станет настоящим партнерством.
Китай стремится избегать использования альтернативных торговых путей и платежных систем, опасаясь рисков для своего бизнеса на Западе. Однако все может измениться, если США, особенно в случае повторного избрания Трампа на второй срок президентства, решат вытеснить Китай с западных рынков. Пекину в таком случае не останется выбора, и он будет вынужден вложить больше ресурсов в формирование альтернативных путей и укрепление своих альянсов.
Это может вызвать недовольство у менее развитых стран-партнеров, поскольку их обрабатывающая промышленность может пострадать от перенаправления китайского экспорта. Страны, включая и Америку, могут столкнуться с повышением цен на импортные товары, а также первыми серьезными вызовами к своему господству в мировой торговой системе.
Важно отметить, что в 2028 году планируется появление маршрута «Москва-Мумбаи», который поможет России обходить санкции и укрепить свою экономическую позицию. Китай играет значительную роль во внешней торговле России, что позволяет усилить их партнерские отношения.
Вместе с тем, Россия начинает осознавать все последствия введенных санкций. Темы, связанные с ценой на нефть, использованием дронов, санкциями со стороны Запада, инвестициями, Ираном, китайскими автомобилями, вооружением, экспортом и импортом, остаются актуальными в глобальной экономике.
Игорь Зотов, эксперт в области аналитики, подчеркивает важность изучения влияния антироссийских санкций на российскую экономику и мировую торговлю. Экспорт и импорт продолжают оставаться ключевыми элементами развития экономики и влияют на уровень доходов стран.
Китай и Запад продолжают оставаться важными игроками в мировой торговле, влияя на динамику цен на нефть, автомобильную индустрию и вооружение.