В наше время многих больше не удивляет новость о привлечении к ответственности рэпера за неосторожные строчки или лозунги на концерте. Однако, хотя полиция и общественность часто обращают внимание на молодых исполнителей за их тексты, где прослеживается похвала наркотикам и другим незаконным вещам, ветераны рок-сцены реже сталкиваются с подобными проблемами.
До недавнего времени было трудно вспомнить примеры, за исключением, возможно, случаев с группой «Агата Кристи», известной песней «Моряк», или песней «Опиум для никого», которая уже давно стала классикой. Однако недавно в Санкт-Петербурге суд оштрафовал легендарного участника Ленинградского рок-клуба (ЛРК) по имени Алексей Вишня за песни, написанные более 30 лет назад. Дарья Лебедева, руководитель пресс-службы судов города, обратила внимание на то, что между обвиняемыми иногда есть разница в 40 лет, но артикул правонарушения остается тем же.
Газета «Ъ-СПб» обсудила этот случай со специалистами. В среду, 8 мая, Невский районный суд Санкт-Петербурга признал, что две песни знаменитого звукоинженера, работавшего с Виктором Цоем и Сергеем Курехиным, Алексея Вишни, содержат призывы к употреблению наркотиков (статья 6.13 часть 1.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ) и оштрафовал исполнителя на 5 тысяч рублей, самую низкую из предусмотренных максимальной штрафов.
Сам Алексей Вишня признал свою вину лишь отчасти, пытаясь объяснить суду и присутствующим, что в таких случаях важно учитывать контекст.
События развернулись следующим образом: композиции были написаны в конце эпохи Советского Союза, но стали широко распространены только в 1990-е годы, как отметил г-н Вишня, обращая внимание на социально-политический контекст, который отражали песни в то время.
Речь шла о его собственных треках «Шприц» и «Нам хана», в которых контролирующие органы увидели нарушения с элементами административного правонарушения. Аудиозаписи, ставшие объектом расследования, были обнаружены на странице музыканта в социальной сети «ВКонтакте».
Эксперты Московского наркологического центра обнаружили в них «пропаганду и рекламу наркотических средств и психотропных веществ». В песнях упоминаются препараты пероздимедрол и барбитурат, которые, согласно тексту композиций, употребляет герой, а также прозвучали слова «приход», «улет» и «ганджубас».
Г-н Вишня пояснил, что эти песни были написаны десятки лет назад и не несут никакого противозаконного намерения, также отметив отсутствие закона о пропаганде наркотиков на тот момент. Он подчеркнул, что песня «Нам хана» явно указывает на ответственность.
Участник Лицензируемого радиационно-химического квотеркола высказалсделал замечание, что экспертиза неверно толкует смысл его песни, в которой он предупреждает о возможных последствиях употребления наркотиков. По его словам, в песне говорится о том, что это повлечет негативные последствия, вплоть до смерти, и никакой пропаганды наркотиков в ней нет.
Однако на последнем заседании представитель полиции, чей протокол стал основой дела, заявил, что хотя в песнях нет общественной угрозы, все же присутствуют элементы правонарушения.
Алексей Вишня подтвердил, что удалил данные записи из своего аккаунта в социальной сети и больше не исполняет их на сцене. В комментарии для издания Gazeta.ru он пояснил, что инцидент произошел в другой стране и давно, но он все равно признал свою вину.
59-летний композитор заявил, что совершил ошибки в молодости, но теперь готов отвечать за них. Алексей Вишня известен своим значительным вкладом в русский рок и сотрудничеством с рядом известных групп, включая «АукцЫон», «Кофе», «Автоматические удовлетворители», «Мифы», «Петля Нестерова», «Объект насмешек», а также с Сергеем Курехиным и его группой «Поп-механика».
Он также благодаря сотрудничеству с Виктором Цоем принимал участие в записи альбома «Группа крови», который стал одним из ключевых в истории группы «Кино».
Творчество Алексея Вишни отмечено влиянием патриархов российского рок-звука, в частности, его учителя — Андрея Тропилло.
На студии «АнТроп» молодой музыкант познакомился с Борисом Гребенщиковым, который передал ему свой опыт игры на гитаре.
Инициатором возвращения Вишни на музыкальную сцену стал Александр Ионов, петербургский промоутер, основатель лейбла Ionoff Music и клуба «Ионотека».
Он выразил недовольство по поводу уклонения в публике отклоняющейся звезды. Ионов заявил, что Вишня заслуживает уважения за свои трудолюбивые годы творчества и что музыкант видит мир иначе, чем другие.
В его словах прослеживается искренняя поддержка и понимание личности Алексея Вишни.
Он подчеркнул, что его музыка звучала повсюду в конце 1980-х, и это чрезвычайно важный этап в развитии отечественной музыкальной культуры. В целом, Алексей Вишня — это яркий представитель российской музыкальной сцены, который сделал огромный вклад в рок-музыку страны и остается активным участником музыкальной жизни.
Его принципы и творческий путь продолжают вдохновлять как начинающих музыкантов, так и опытных артистов. Несмотря на прожитые годы, Вишня остается верен себе и своей музыке, оставаясь одним из признанных лидеров современной музыкальной сцены России.
Песня «Шприц» у меня никогда не вызывала ничего, кроме ностальгических слез умиления. Даже в 15 лет мне было ясно, что это романтизированный образ антигероя, а не образец для подражания. Наркотики не приходят в жизнь от песен, а из-за пустоты, одиночества и внутреннего беспокойства, в то время как музыка, наоборот, наполняет зловещий эмоциональный вакуум.
«Группа крови» - это классика русской рок-культуры, это наши Элвис и The Beatles в одном лице», - заявил он. Согласно Георгию Володину, автору Telegram-канала о музыке Shuffle Chamber, г-н Вишня был оштрафован без учета стиля или жанра, в котором он выступает, а также без учета его популярности. «Если полиция начнет привлекать к ответственности за песни и материалы, созданные до введения законов о наркотиках, то это может привести к произвольному преследованию. Законы нужно прописывать более четко, чтобы избежать произвола», - считает он.
Илья Малашенков (Сантим), лидер российской панк-группы «Банда четырех», которая известна своими социальными текстами, разделяет эту точку зрения. По его мнению, многие литературные произведения и фильмы также могут быть расценены как пропаганда негативных идей, если к этому подходить слишком строго. В конечном итоге, важно сохранять баланс между свободой творчества и защитой общественной морали и безопасности. Нельзя допустить, чтобы законы превращались в инструмент произвола и цензуры, угрожая тем самым творчеству и свободе слова.
Человек, как бы то ни было, имеет свои темные стороны. Следует ли нам обходить стороной эту аспекту его сущности? Я считаю, что попытки цензурирования произведений искусства, созданных десятилетия назад, выглядят довольно смешно. Ведь они были созданы в других обстоятельствах, в другой культуре. Изменять правила игры по ходу матча — не слишком красиво, как справедливо заметил фронтмен группы «Банда четырех».
Он отметил, что, хотя и не одобряет попыток регулировать художественное творчество, он старается соблюдать установленные запреты и больше не исполняет некоторые песни, которые могут быть осуждены со стороны контролирующих органов. «Для меня это не критично. Я просто пожимаю плечами и кручу у виска пальцем», — заключил он.
В ноябре прошлого года в России по аналогичным причинам песни известной рок-группы «Агата Кристи» — «Моряк» и «Опиум для никого» были признаны пропагандой наркотиков, хотя их выпустили практически тридцать лет назад. Оба брата, Глеб и Вадим Самойловы, получили предупреждение. С 2008 года они выступают отдельно из-за разногласий. На интервью главному редактору «Абзац Медиа» Елене Оя для проекта «Так сказать» Вадим Самойлов отметил, что современные суды не сталкивались с подобными вопросами ранее.
Регулирование искусства и музыки, осуществляемое на основе современных социальных и политических норм, вызывает дискуссии и споры. Как сохранить баланс между свободой творчества и общественной ответственностью — это важный вопрос, который требует внимательного взвешивания и анализа. Запрещение и цензура могут ограничить свободу самовыражения и создания, но также могут служить средством защиты общества от негативного влияния.
Каждая страна и культура имеют свои уникальные подходы к регулированию искусства и музыки, и важно находить баланс между сохранением культурного наследия и современными ценностями. Артефакты прошлого часто являются отражением исторического контекста и культурных ценностей своего времени. Их запрет или цензура может привести к потере информации и искажению истории.
Искусство и музыка имеют уникальную способность объединять людей разных культур и национальностей, углубляя понимание и уважение друг к другу. Поэтому важно поддерживать разнообразие и свободу творчества во всем мире, чтобы содействовать культурному обогащению и межкультурному диалогу.
Такие вещи употребляли не только Вертинский, но и Дзержинский, к примеру. Я не утверждаю, что это правильно. Однако, следует подходить к этому вопросу более взвешенно и квалифицированно. У нас до сих пор ни один лингвистический эксперт так глубоко не копал", — отметил исполнитель в интервью.
По мнению господина Самойлова, перед тем как принимать окончательное решение в подобных случаях, необходимо проанализировать "всю литературу, всё кино, всех наших рэперов, которые и не такое себе позволяют".
Однако, что касается последних, то к ним как раз достаточно внимания. Так, прокомментировав инцидент с привлечением к ответственности двадцатилетнего рэпера Toxi$ (Андрей Смелянский), руководитель объединенной пресс-службы судов Петербурга Дарья Лебедева отметила в своем Telegram-канале, что между ним и Алексеем Вишней "40 лет разницы, а статья одна": "Toxi$ у нас молодой и, конечно же, рэпер... Алексей Вишня старше своего коллеги... Квалификация у обоих: ч.1.1 ст.6.13 КоАП РФ".
Здесь неизбежно напрашивается в память абсолютный чемпион по штрафам за рекламу наркотиков и другие правонарушения - петербургский рэп-исполнитель Scally Milano (Даниил Дмитриев). В своё время он был критикован главой "Лиги безопасного интернета" Екатериной Мизулиной, которая призвала силовиков обратить внимание на молодого человека. После публичных извинений господина Дмитриева и личной встречи с ним общественница смягчила свою позицию и попросила СКР "быть снисходительнее" к исполнителю. Год назад статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел РФ Игорь Зубов сообщил в СМИ, что с 2024 года рэперов, упоминающих запрещенные вещества в своих песнях, могут привлечь к уголовной ответственности.
Ранее музыкальный исполнитель из мира рэпа Птаха, настоящее имя которого - Давид Нуриев, высказал свое мнение относительно дискриминации и попыток устранения данного музыкального жанра. По его словам, рэперов несправедливо атакуют как правоохранительные органы, так и активисты. Он напомнил, что некогда президент Российской Федерации Владимир Путин заступался за музыкантов, отметив на одном из заседаний Совета по искусству и культуре в 2018 году, что даже вальс ранее считался несподобным поведению, а затем стал классическим изыском.
Птаха выразил мнение, что проводимые критикой попытки связать рэп-тексты с наркотиками являются чрезмерными. Он подчеркнул, что наличие упоминаний наркотических веществ в песнях можно рассматривать как норму, аналогичную кинематографу, и важно понимать контекст, в котором это используется. Существует разница между пропагандой и рассказом об употреблении наркотиков в контексте повествования. Исполнитель утверждает, что песни о наркотиках не исчезнут, так как музыканты найдут способы обойти запреты.
В интервью с изданием «Ъ-СПб» музыкальный критик и основатель проекта «Русский шаффл» Олег Кармунин отметил, что песни Алексея Вишни попали под пристальное внимание надзирающих органов после их популяризации в социальной сети TikTok. Он выразил мнение, что это несвязано с изменениями во времени, а связано с внезапным всплеском интереса к определенной песне на платформе TikTok. Конечная санкция в виде штрафа представляется музыкальному критику малозначительной, несмотря на то, что негативное внимание органов власти было привлечено. Кармунин также отметил, что на музыкальных платформах у исполнителя были удалены совершенно иные треки, чем те, которые вызвали претензии государственных органов. Он привел в пример проект Алексея Вишни под названием «Политтехно», который создавался при поддержке медиаменеджеров Константина Рыкова и Сергея Минаева и включал в себя композиции с сэмплами из речей российских политиков. Кармунин назвал «Политтехно» более угрожающим явлением, чем песни о наркотиках.
В октябре предыдущего года в Санкт-Петербурге была открыта мемориальная доска в здании по адресу улица Рубинштейна, 13, где находился Ленинградский рок-клуб. В церемонии участвовали лидер группы «Санкт-Петербург» Владимир Рекшан, митек Дмитрий Шагин, шоумен из «АукцЫона» Олег Гаркуша, президент ЛРК Николай Михайлов, а также вице-губернатор Борис Пиотровский и другие представители местного отделения партии «Единая Россия». На концерте, посвященном открытию памятника, поклонники исполнили песню «Рок-н-ролл мертв» относительно интерпретированную Борисом Гребенщиковым.