В Общественной палате РФ высказали мнение о необходимости сокращения срока обучения в школах до 8-10 лет, чтобы молодые россияне могли раньше создавать семьи и завести детей. Сергей Рыбальченко, глава комиссии по демографии, считает, что такая реформа может быть осуществлена «без потери качества» образования.
Однако его идеи не встретили поддержки у законодателей и специалистов, которые заявили о том, что нет связи между продолжительностью обучения и созданием семьи. В Госдуме отметили, что общий уровень знаний школьников остается низким, даже без изменения учебных сроков, а в профсоюзе учителей назвали инициативу Рыбальченко «скатыванием к примитивности».

Рыбальченко выступил за возвращение к 8-10-летнему сроку обучения в школе и сокращение учебного процесса в вузах, утверждая, что это позволит снизить возраст рождения первого ребенка в семьях и улучшить демографическую ситуацию в стране. Он пояснил, что учащиеся с высшим образованием в настоящее время тратят 11 лет на обучение в школе, затем 4 года на бакалавриат и еще 2 года в магистратуре, что в сумме составляет 17 лет.
По мнению Рыбальченко, возможна оптимизация процесса обучения до 15 лет, с 10 годами в школе и 5 годами в специалитете. Он убежден, что это позволит молодым людям вступать во взрослую жизнь на два года раньше, что, в свою очередь, повысит вероятность раннего вступления в брак и рождения детей.
Это заявление вызывает активные дискуссии и критику, так как вопросы образования и демографии являются многогранными и требуют комплексного подхода.
Председатель комиссии ОП предложил ввести семейное налогообложение, уменьшая налоговые ставки при вступлении в брак и рождении первых детей. Также он акцентировал внимание на необходимости разработки доступных программ арендного жилья, включая социальное и субсидированное жильё, а также семейные общежития.
Согласно данным «Реестра ЗАГС», к 2025 году средний возраст невест в России достигнет 33,1 лет, а женихов – 35,2 года. Для сравнения, в 2021 году этот показатель составлял 30,7 и 32,8 лет соответственно.
Однако предложение не встретило поддержки среди депутатов Госдумы. Заместитель председателя комитета по защите семьи Виталий Милонов в интервью «Газете.Ru» негативно отозвался о планах по сокращению срока школьного образования до восьми или десяти лет, заявив, что не видит связи между продолжительностью обучения и созданием семьи. По его словам, молодые люди, завершившие образование в 17-18 лет, вполне способны думать о семье, и снижение сроков обучения не станет препятствием.
С ним согласен и первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин, который также отметил, что короткие сроки обучения не влияют на решение о вступлении в брак или рождение детей, подчеркивая, что законодательство позволяет заключать брак с 18 лет.
Недостаток образования может негативно отразиться на общем уровне развития школьников, что ведет к снижению их интеллектуальных показателей. По словам Смолина, «наши успехи на Олимпиадах показывают, что флагманский корабль российской школы значительно оторвался от основной массы». Исследования, проведенные социологами, подтверждают, что уровень естественно-научной, исторической и литературной грамотности молодежи оставляет желать лучшего, и многие студенты сталкиваются с явной неграмотностью вне рамок предметов, необходимых для сдачи ЕГЭ.
Скептическое отношение к предложению Рыбальченко о сокращении сроков обучения выразил Анатолий Вассерман, член комитета Госдумы по просвещению. Он отметил, что сокращение возможно, но только с внедрением таких образовательных методик, которые позволят учащимся усваивать знания быстрее. Однако, по его мнению, демографическая ситуация не может служить основанием для таких изменений.
Также Михаил Берулава, зампред комитета Госдумы, высказал мнение, что без потери качества сокращать сроки обучения нецелесообразно. По его словам, это не приведет к укреплению семейных ценностей. Дмитрий Казаков, член Совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», считает сокращение сроков обучения «стратегически неправильным подходом». Он подчеркивает, что в современном мире наблюдается тенденция к увеличению сроков обучения из-за усложнения научных и технологических процессов.
Эксперт по демографии Сергей Галиев также выступает против сокращения учебных сроков, подчеркивая, что текущее школьное образование и так перегружено. По его мнению, идеи о более быстром завершении обучения для создания семьи не соответствуют реальности. В качестве более эффективных мер он предлагает ввести квоты на образование и налоговые стимулы, чтобы работодатели имели интерес к поддержке многодетных семей, что могло бы способствовать карьерному росту родителей с несколькими детьми.
Таким образом, мы видим, что сокращение образовательного процесса без учета его качества и необходимых изменений в методах обучения может привести к негативным последствиям как для самих школьников, так и для общества в целом.