Рост спроса на инженеров в России: проблемы и перспективы

Мар 20, 2024 / 21:28

Интерес к профессии инженера начинается с самых простых вещей - ученики школы 1517 имени Баренбаума демонстрируют свои разработки. Я, Сергей Куксин, занимаюсь проведением опросов участников рынка, общением с директорами заводов, строительных и инжиниринговых компаний, нахожусь внутри рынка промышленного строительства и производства, а также сам занимаюсь деятельностью в области промышленного строительства.

Рост спроса на инженеров в России: проблемы и перспективы

Дефицит инженерных кадров безусловно существует, и игнорировать запросы промышленности нельзя. Рост спроса на инженеров подтверждается резким подъемом промышленного производства: в 2023 году он вырос на 3,5 процента по стране и на 7,5 процента в обрабатывающем секторе.

Давайте немного вспомним историю. После развала СССР российское инженерное сообщество получило жестокий удар, который не прошел бесследно. Было утрачено более 5000 производственных объединений, комбинатов, заводов, фабрик и научно-исследовательских институтов с опытным производством, а также крупных мастерских.

Эти предприятия были основным местом работы для инженеров. На них трудилось около 12 миллионов человек, из которых почти 2,5 миллиона составлял инженерно-технический персонал. Только начиная с 2014 года, в связи с введением первых санкций и реакцией на них, началось медленное восстановление. В настоящее время ситуация улучшается, однако разрыв между поколениями инженеров до сих пор не устранен.

Появился острый дефицит наставников, что делает процесс вхождения в профессию очень сложным для молодых специалистов. В результате многие выпускники не выбирают работу по профилю из-за трудностей прохождения первого пятилетнего испытательного периода.

В результате, многие люди выбирают профессию с более простым входом. Если на самом деле есть дефицит инженерных кадров, то в каких сферах он проявляется наиболее остро?

Дефицит инженерных специалистов растет везде и достаточно быстрыми темпами. Поэтому следует говорить не о дефиците инженерных кадров, а о его увеличении. Дефицит наиболее быстро нарастает в тех отраслях, которые сейчас активно развиваются. Например, к концу 2023 года значительно увеличилось производство «прочих транспортных средств» - на 25,5 процента. Эта группа включает в себя производство авиационной техники и судостроение, что приводит к увеличению спроса на специалистов в этой области.

Производство электрического оборудования и электродвигателей выросло на 19 процентов (предполагается, что вырастет вдвое), а производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов - на 13,6 процента. Здесь также не хватает инженерных кадров. И это только начало. Будущий рост будет стремительным.

Согласно опросам, 85 процентов работодателей отмечают необходимость улучшить практическую подготовку студентов. Те же опросы показывают, что только 10-15 процентов студентов инженерных специальностей имеют возможность проходить стажировку на производстве.

Что принесло бы сотрудничество вузов с отраслевыми заказчиками и почему оно до сих пор плохо развито? Действительно, студенческая практика - один из способов подготовки инженерных кадров. Студенты знакомятся с оборудованием, иногда уникальным, приобретают практические навыки, а предприятие - опытных профессионалов.

То, что сейчас происходит на наших производствах, действительно нельзя увидеть нигде, кроме как на месте. Прямой контакт, возможность посмотреть и пощупать уникальные технологии и процессы возможно только на самом производстве.

Но даже студенческая практика не решает проблему нехватки квалифицированных инженеров. В этой связи стоит вспомнить об учебно-производственных цехах, которые когда-то существовали при институтах и учебно-производственных комбинатах (УПК) еще во времена СССР.

Рассмотрим отрасль станкостроения как пример. Это одна из самых пострадавших отраслей в нашей промышленности. Где теперь студентам МГТУ «Станкин» проходить практику? Заводы либо отсутствуют, либо только начинают восстанавливаться. Было бы разумно построить специализированный УПК в Московской области, иначе студентам придется отказаться от профессиональной практики.

Другой пример - предприятия оборонной промышленности, где нехватка инженеров особенно ощутима в наше время. Однако даже в обычные дни режимные объекты редко предоставляют возможность стажировок для студентов, и в настоящее время туда посторонним вообще не попасть.

То же самое можно сказать и о коммерческих предприятиях, которые стремятся сохранить конфиденциальность своих разработок, хотя именно в разработке заключается будущее любой отрасли. В итоге возможность проходить стажировку как инженер-конструктор получают в основном операторы оборудования, техники по наладке и настройке, тогда как именно инженеры-разработчики лишаются такой возможности.

Возможно, активное развитие целевой подготовки кадров может стать решением этой проблемы, но такой подход сильно отличается от подготовки рабочих. Требования к инженерному образованию намного выше: если подготовка рабочего требует всего несколько месяцев, в общей сложности до года, то для инженера необходимо от нескольких лет обучения.

Кроме того, разработка специализированных образовательных программ для подготовки специалистов для конкретного заказчика является затратным проектом. Возьмем, к примеру, сферу судостроения. Стоимость обучения на один учебный год в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете по направлению «кораблестроение» на 2023-2024 год составляет более 250 тысяч рублей, в то время как по направлению «проектирование и постройка кораблей и судов» цена обучения превышает 400 тысяч рублей за год. Если государству нужны такие специалисты, возможно, имеет смысл рассмотреть возможность снижения затрат на обучение.

Для подготовки современных инженеров разработан правительственный проект «Передовые инженерные школы». Эти школы уже открыты при 30 университетах, и к концу 2024 года планируется открыть еще 20 школ.

Что такое «Передовые инженерные школы» и какие результаты можно ожидать от их работы? «Передовые инженерные школы» - это новые образовательные программы или специализации, предлагаемые в профильных вузах. Эти программы охватывают узкоспециализированные области, которые, тем не менее, востребованы на промышленных предприятиях. Они реализуются в рамках сотрудничества между учебными заведениями и предприятиями реального сектора экономики. Спрос на определенные виды специалистов формируется рынком труда. Например, в сфере машиностроения возрос спрос на инженеров, специализирующихся на проектировании и строительстве автомобилей с электроприводом. Это новое направление, требующее разработки специальных образовательных программ.

Правительство одобрило программу поддержки научно-образовательных центров (НОЦ), по образцу успешно функционирующего центра «ЛАНИТ», который был создан при МГТУ им. Н.Э. Баумана. Цель данной программы заключается в развитии образования и науки, а также в активизации взаимодействия между вузами и предприятиями.

НОЦ представляют собой инновационный образовательный механизм, который отличается от традиционной университетской подготовки. В отличие от Профильных инженерных школ, НОЦ работает с уже существующими образовательными программами вуза, предлагая студентам новые возможности для развития. НОЦ является своеобразным дополнением к системе образования, которое напрямую сотрудничает с предприятиями по вопросам коммерческого сотрудничества.

Благодаря кадровым ресурсам вуза, НОЦ может успешно решать задачи, поставленные перед предприятием, и даже реализовывать собственные проекты. Студенты, занимающиеся в НОЦ, получают практические навыки уже на стадии обучения, что делает их более привлекательными для потенциальных работодателей.

В июне 2023 года заместитель министра науки и высшего образования Ольга Петрова заявила, что вузы выпустили более 915 тысяч студентов, и треть из них могут рассмотреть возможность трудоустройства в сфере промышленности, обладая дипломами в области инженерных и технических наук.

Тем не менее, как отметила Петрова, лишь 50 тысяч человек в год фактически устраиваются на предприятия промышленности и оборонно-промышленного комплекса. Почему так происходит? На сегодняшний день государственным предприятиям в секторе оборонно-промышленного комплекса сложно конкурировать по уровню заработной платы с частным рынком, где специалистам предлагают более выгодные условия труда.

Кроме того, в частном секторе предоставляются больше возможностей для профессионального и карьерного роста, что делает его привлекательным для молодых специалистов. В целом, поддержка НОЦ и улучшение условий работы в сфере промышленности могут стать ключевыми факторами в повышении привлекательности данной отрасли для молодого поколения и увеличении числа студентов, выбирающих маршрут карьеры в промышленности и технической сфере.

В корпоративных организациях карьерный рост зависит от компетенций и знаний сотрудника, в то время как в государственном секторе продвижение по служебной лестнице может быть медленным и не обязательно связано с профессиональными навыками.

Например, утверждение о наличии дипломов в области инженерного дела и технических наук может быть неопределенным, так как оно включает в себя также менеджеров общего профиля.

Важно более строго оценивать категорию выпускников именно инженерных специальностей. Инженеры могут получать образование, но не достигать производственных или строительных площадок из-за того, что по пути от университета к рабочему месту их привлекают другие предложения и отводят от заданного курса.

Средняя зарплата в сфере производства составляет 67 тысяч рублей, в то время как соискатели требуют 70 тысяч. Небольшая разница в 4-5 процентов между предложением и спросом не является критической для соискателей и работодателей, а скорее служит основой для переговоров на собеседованиях при приеме на работу или для возможного премирования.

Важно проанализировать различия в оплате труда в государственных и частных компаниях. Например, в исследовательском центре имени М.В. Келдыша зарплата инженера, занимающегося проектной деятельностью, может быть на 1,5-2 раза ниже, чем у аналогичного специалиста в частной фирме, который занимается теми же проектами. При этом частная организация может быть подрядчиком для центра имени Келдыша.

Таким образом, видно, что имеется дисбаланс в системе: государственные структуры могут платить значительно больше за услуги, чем заработок собственных сотрудников.

Существует множество примеров негативных отзывов сотрудников о работе в Государственном космическом научно-производственном центре им. М.В. Хруничева, в РКК 'Энергия' и в других государственных компаниях, занимающихся инженерными разработками. Часто в таких отзывах упоминаются проблемы, такие как бюрократия, отсутствие возможностей для профессионального роста и низкий уровень заработной платы без перспектив на улучшение. Эти факторы создают атмосферу, которая душит потенциал сотрудников.

Однако несмотря на это, такие компании остаются лидерами в российской промышленности. Примером хорошей практики может служить компания «АЛРОСА», которая создала корпоративный учебный центр для подготовки будущих инженеров. Студенты проходят практику и получают стипендию. Также на Яковлевском ГОКе и Череповецком металлургическом комбинате были запущены программы для молодых специалистов.

Почему другие компании не следуют этому примеру? Большие компании могут позволить себе такие проекты благодаря своему разнообразному штату сотрудников, что позволяет обеспечить работу выпускникам по различным направлениям. Финансовые риски вложения в образовательные проекты оправданы количеством выпускников и программ, что позволяет компаниям минимизировать потенциальные убытки.

В современном обществе одной из важнейших задач является профессиональное обучение и трудоустройство молодежи. Интерес профессиональных карьер и инженерных специальностей становится все более актуальным. Для успешного развития инженерной сферы необходимо не только привлекать талантливых и амбициозных молодых людей, но и обеспечивать им условия для профессионального роста и материального благополучия. Важно, чтобы профессия инженера соответствовала высоким стандартам и ожиданиям молодежи. Только в этом случае она будет привлекательной и востребованной на рынке труда.

Существует множество направлений инженерной деятельности, однако IT-инженерия занимает особое место среди них. Современные технологии развиваются стремительно, и спрос на квалифицированных IT-специалистов постоянно растет. Молодежь активно выбирает эту профессию, так как она сочетает в себе возможности для карьерного роста, высокий доход, социальный престиж и интересные проекты. Работа в области информационных технологий дает возможность общаться с интересными и талантливыми людьми, участвовать в инновационных проектах и вносить свой вклад в развитие отрасли.

Иван Андриевский, первый вице-президент Общественной общероссийской организации «Российский союз инженеров», является ярким примером успешного инженера. Его профессиональный путь начался с обучения в Военной инженерно-космической академии им. А.Ф. Можайского в Санкт-Петербурге. После чего он продолжил свое образование в Российской академии государственной службы при президенте РФ. Имея богатый опыт военной службы и работу в коммерческих банках, Иван Андриевский в настоящее время занимает руководящую должность в Группе компаний «2К». Его уникальный опыт и знания способствуют развитию инженерной отрасли и внедрению новых инновационных проектов.

Несмотря на сложности и вызовы, стоящие перед современными инженерами, профессия инженера остается одной из самых перспективных и востребованных. Важно, чтобы общество признавало вклад инженеров в технологический прогресс и экономическое развитие. Стремление к постоянному совершенствованию и инновациям поможет инженерам достичь новых высот и обеспечить процветание общества в целом. Молодые специалисты, выбирающие путь инженера, должны иметь возможность развиваться, реализовывать свой потенциал и вносить свой вклад в создание инновационных технологий и продуктов. Только таким образом профессия инженера станет еще более привлекательной и перспективной для молодежи. Использование современных технологий и ресурсов поможет инженерам реализовать свои идеи и достичь поставленных целей. Инженеры играют важную роль в развитии общества и создании новых возможностей для будущих поколений, поэтому их труд должен быть оценен и поддержан обществом в целом.

По материалам: rg.ru