В последние годы российские компании все активнее включают социальные аспекты в свои стратегии устойчивого развития, обозначаемые буквой S в аббревиатуре ESG (экологические, социальные и управленческие факторы).
Бизнес сосредоточен на инициативах, направленных на улучшение качества жизни населения. На конференции «Ведомостей» «Социальные инвестиции», прошедшей в феврале, участники отметили возрастающее значение социальной составляющей в стратегиях компаний.

Опрос «Лиги зеленых брендов», проведенный осенью прошлого года, показал, что организации активно реализуют как внешние, так и внутренние социальные инициативы.
Наиболее распространенные из них включают сотрудничество с образовательными учреждениями (60% опрошенных), развитие инфраструктуры территорий (44%), популяризацию здорового образа жизни и поддержку спорта (42%), а также поддержку местных сообществ через гранты и акселераторы (33%).
Представители бизнеса, госструктур и НКО на конференции подчеркнули важность повышения качества жизни уязвимых групп и необходимость партнерства между бизнесом и некоммерческим сектором, особенно для внедрения цифровых решений, повышающих эффективность проектов.
Взаимодействие бизнеса и некоммерческих организаций (НКО) является эффективным инструментом для решения социальных проблем, утверждает Людмила Пантелеева, директор эндаумент-фонда «Филантроп». По ее словам, компании привносят ресурсы, экспертизу и инновации, в то время как НКО обладают глубоким пониманием социальных нужд и помогают налаживать доверительные отношения в местных сообществах.
Татьяна Редько, заместитель генерального директора Московского автомобильного завода (МАЗ) «Москвич», подчеркнула, что современный бизнес должен стремиться не только к прибыли, но и к социальной ответственности. Корпорации обязаны заботиться об окружающей среде, клиентах и сотрудниках, а также быть чуткими к их потребностям. Особое внимание стоит уделять людям с ограниченными возможностями.
В этой связи завод «Москвич» в конце прошлого года запустил производство автомобилей «Москвич 3» с ручным управлением в сотрудничестве с фондом «Защитники Отечества». Это первый в России серийный автомобиль подобного типа, который поможет инвалидам, включая ветеранов специальной военной операции, улучшить качество их жизни благодаря обеспечению независимости и самостоятельности.
Таким образом, взаимодействие бизнеса и НКО не только решает актуальные социальные проблемы, но и создает необходимые условия для интеграции различных слоев населения в общественную жизнь.
Директор по персоналу ГК «Урбантех» Анна Шапиро рассказала о трудоустройстве людей с аутизмом в компании.
«У нас имеется значительное количество вакансий в области информационных технологий, что позволяет предлагать специализированные рабочие места для молодых людей с аутизмом», – отметила она.
В настоящее время семь сотрудников с аутизмом работают в качестве операторов данных, а более 20 занимают места в проектной занятости на должностях специалистов по обучению нейросети.
Шапиро подчеркнула, что процесс приема на работу, обучения и адаптации этих сотрудников создал новые коммуникации внутри компании, что улучшило кросс-функциональное взаимодействие.
Такой положительный опыт заинтересовал и другие фирмы.
«Нас приглашают делиться опытом, что способствует масштабированию нашей инициативы», – добавила Шапиро.
Шесть отечественных компаний уже начали внедрять лучшие практики трудоустройства людей с аутизмом.
Участники встречи подчеркнули, что обеспечить доступ людей к базовым услугам – здравоохранению, образованию и транспорту – порой сложно без помощи бизнеса и благотворительных организаций, особенно в малых населенных пунктах.
«Проблема малых территорий заключается в том, что ключевых игроков может быть лишь два – градообразующее предприятие и местная администрация. Поэтому вовлечение других заинтересованных сторон является критически важным для развития региона», – отметил Максим Одинцов, руководитель программ развития регионов лесопромышленной компании «Свеза».
Компания «Свеза» активно решает социальные проблемы в регионах своего присутствия, проводя опросы и интервью с экспертами в области социально-экономического развития, а также собирая статистические данные.
Один из ключевых механизмов этой работы – конкурсный отбор общественных и предпринимательских инициатив, который был отработан на протяжении нескольких лет. Это инструмент помогает находить идеи для развития и решения местных проблем с привлечением заинтересованных сторон.
В прошлом году компания организовала пять конкурсов среди общественных организаций и предпринимателей, в результате которых из 100 проектов было выбрано 30 победителей. Например, в Мантурово Костромской области из 17 заявок выиграли четыре проекта, благодаря которым были созданы детский центр, фитнес-центр и школа развития для детей.
Генеральный директор «Фонда Тимченко» Галина Лапонова подчеркнула, что социальная поддержка включает не только материальную помощь, но и укрепление связей within сообществ, чтобы создать более сплоченное общество. Она отметила, что работа фонда направлена на заботу о пожилых людях в уязвимой ситуации, особенно в малых городах и селах, где помощь на местах зачастую недостаточна.
Например, в поселке Игра Удмуртии была организована столовая для нуждающихся пожилых граждан. Важно отметить, что стареющее население требует особого внимания, и иногда государство не в состоянии справиться с этими проблемами самостоятельно.
Проект, реализованный при содействии фонда, местных жителей и центра социальной защиты, включает ремонт подвала церкви XVIII века, который оформлен в качестве социальной столовой.
Эксперт фонда отметила, что с их стороны был предоставлен грант для этой инициативы, а центр социальной защиты помогает выявлять нуждающихся людей. Социальная поддержка на малых территориях воспринимается как инвестиция в устойчивое развитие и будущее населения, утверждают в «Фонде Тимченко».
В условиях уменьшения численности и старения населения, а также нехватки квалифицированных специалистов, бизнес начинает проявлять интерес к обучению молодежи. Компании стремятся познакомить детей и подростков со спецификой своей деятельности, выбирать потенциальных кандидатов и инвестировать в их подготовку.
Однако многие старшие школьники не могут определиться с выбором профессии, поскольку понимание будущей карьеры приходит позже. Генеральный директор Института правовой грамотности и поддержки предпринимательства, Анна Савин-Кровякова, подчеркнула, что молодежь больше всего нуждается в наставниках, чем в конкретных профессиях.
В этой связи были запущены проекты, такие как «Молодежная школа юриста» и «Молодежная школа логиста», инициируемые бизнес-уполномоченным Москвы Татьяной Минеевой.
Один из основных направлений «Фонда Тимченко» заключается в грантовой поддержке инициатив для детей старше 10 лет в малых городах и селах, включая спортивные секции и творческие студии.
На конференции эксперты обсуждали важность взаимодействия педагогов с подростками, подчеркивая, что наставничество должно основываться на взаимопонимании, а не на назидательном подходе.
Это позволит молодым людям активнее участвовать в проектах. Участники конференции отметили, что популяризация здорового образа жизни и поддержка спорта играют ключевую роль в снижении нагрузки на систему здравоохранения и повышении качества жизни.
Спортивные инициативы помогают решать социальные проблемы, такие как преступность среди молодежи и их изоляция. Бизнес также имеет значительное влияние в этом процессе: крупные компании реализуют корпоративные программы, способствующие развитию спорта, что делает его более доступным и развивает инфраструктуру регионов.
Например, группа «Черкизово» организовала 20 футбольных и 25 волейбольных команд, вовлекших более 1000 участников в соревнованиях.
Ольга Журавская, учредитель фонда «Созвездие Добра», обратила внимание на роль букмекерского бизнеса как основного источника внебюджетного финансирования для поддержки спорта, добавив, что по поручению президента России создан фонд, формируемый за счет отчислений от азартных игр.
В 2024 году букмекеры выделят 35,3 млрд рублей на финансирование спорта, сообщила Журавская.
Если учесть затраты на спонсорские контракты и социальные инициативы, общая сумма будет сопоставима с бюджетом, выделяемым на развитие спорта в стране.
С 2020 года «Лига ставок» в сотрудничестве с фондом «Созвездие Добра» реализует социальную программу «Лига Добра», которая фокусируется на поддержке детско-юношеского спорта и развитии спортивной инфраструктуры.
В рамках этой программы уже построено 20 спортивных объектов для детей-сирот в разных регионах России, также поддерживаются юные спортсмены через выплату стипендий в 15 видах спорта.
Кроме того, была организована доставка 34 тонн здорового питания для 1000 ветеранов спорта в 17 регионах страны.
Участники обсуждали важность внедрения цифровых технологий для повышения эффективности и прозрачности в благотворительности.
Ранее «Ведомости. Устойчивое развитие» сообщали о запуске платформы «Технологии добра» в 2023 году, которая предоставляет НКО доступ к цифровым продуктам и технической поддержке на льготных условиях, осуществляемую Совкомбанком и фондом «Сколково».
Генеральный директор «Совкомбанк технологии» Вячеслав Литовченко подчеркнул растущую потребность в цифровых решениях для некоммерческого сектора.
Для успешной реализации благотворительной помощи требуется всё больше ресурсов, однако инструменты для этого остаются дефицитом, как отметил Литовченко.
По его словам, до определённого момента не существовало целенаправленных цифровых продуктов для некоммерческого сектора.
Инициатива «Технологии добра» предлагает маркетплейс бесплатных IT-решений, ориентированных на помощь НКО.
В России, согласно оценкам экспертов, активно функционирует от 60 000 до 100 000 социально ориентированных НКО, однако лишь малое их число — всего несколько организаций — применяют цифровые инструменты в своей работе.
Команда «Технологий добра» стремится объединить компании из разных отраслей, готовые поддерживать благотворительные организации.
На сегодня проект насчитывает 30 партнёров, в то время как год назад их было всего два.
Аудитория благотворительных фондов составляет около 800 организаций, и интерес не угасает.