Нацпроект «Молодежь России», официально анонсированный президентом Владимиром Путиным, представляет собой уникальную попытку координации усилий на государственном уровне по интеграции нового поколения в социально-экономическую жизнь общества.
По мнению Федерального агентства по делам молодежи, которое назначено куратором проекта, этот нацпроект направлен на создание условий для развития молодежной среды в России. Это становится возможным благодаря комплексному подходу к решению проблем молодежи и поддержке молодых людей в самых разных областях.
Организация «Объединенных Нации» (ООН) внесла значительный вклад в работу над формированием политики в отношении молодежи. Ежегодно в мире проводятся различные мероприятия, направленные на поддержку и развитие молодежи. Например, Всемирный год молодежи, проведенный по инициативе ООН десять лет назад, подчеркнул важность внимание к молодым поколениям.
Однако сегодня нет общепринятого представления о нижних и верхних границах возраста молодежи, и нет единства мнений насчет того, что именно делает человека молодым. Организация ООН определяет молодежь как лиц в возрасте от 15 до 24 лет, признавая, что это всего лишь статистические рамки, не являющиеся стандартом для всех стран.
Согласно данным ООН, на планете насчитывается около 1,2 миллиарда людей в возрастной категории молодежи, что составляет 16% от общего населения. По прогнозам, к 2030 году их число увеличится до 1,3 миллиарда. Президент Владимир Путин выделил значимость молодежи в своем послании Федеральному собранию, подчеркивая старт нового национального проекта «Молодежь России».
В России к молодежи по закону 2020 года относят граждан в возрасте от 18 до 35 лет. В середине марта директор ВЦИОМа Валерий Федоров заявил, что возраст молодежи в РФ могут повысить до 38 лет, чтобы некоторые льготные программы и социальную поддержку распространить на тех, кто старше 35 лет.
Государствам мирового сообщества в целом отдельная, касающаяся именно этой демографической группы политика необходима потому, что молодежь (независимо от точных возрастных рамок) представляет собой самую социально-экономически активную часть населения и от ее настроений и положения в значительной мере зависит состояние общества в целом.
Западные социологи и экономисты видят признаки того, что современная молодежь — поколение миллениалов — создает совершенно новую социально-экономическую формацию, аналогов которой в истории человечества еще не было (см. «Эксперт» №1 за 2024 год). Исходя из этой предпосылки (с которой, впрочем, соглашаются далеко не все исследователи), социологи рекомендуют правительствам тем или иным способом брать под контроль стихийную молодежную активность.
Практика показывает, что в тех странах и регионах, где молодежь предоставлена сама себе, ее энергия может использоваться в деструктивных целях, часто в интересах криминальных, радикальных или иных антиобщественных группировок.
Неслучайно поэтому в 2015 году ООН призвала своих членов создавать механизмы вовлечения молодежи в позитивные проекты, отвлекающие ее от экстремистских и других разрушительных проявлений. В некотором смысле молодежная политика является для государств формой самозащиты и порой носит запретительный характер.
Говоря о возможном увеличении возрастной категории молодежи до 38 лет, можно выделить несколько причин, по которым такое изменение могло бы быть оправданным.
Во-первых, современная молодежь часто задерживает свое участие во взрослой жизни, откладывая создание семьи и достижение профессионального успеха на более поздний срок. Это связано как с экономическими причинами (сложности с жильем, низкий уровень заработной платы, общая нестабильность на рынке труда), так и с социокультурными изменениями, включая развитие индивидуализма и цифровых технологий.
Во-вторых, в современном мире происходят быстрые социокультурные трансформации, которые затрагивают не только молодежь, но и более зрелые возрастные группы.
Таким образом, изменение возрастной категории молодежи в России могло бы быть шагом к адаптации государственной политики к вызовам современности, созданию более гибких и эффективных механизмов социальной поддержки и развития.
Необходимо также отметить, что подход к молодежи как к ключевому ресурсу развития общества является актуальным не только для России, но и для других стран мира.
Молодежная политика, направленная на поддержку и развитие активности молодежи, может стать одним из ключевых элементов обеспечения устойчивого и гармоничного развития современного общества.
Однако важно учитывать специфику культурного, социального и экономического контекста каждой страны при разработке и реализации мероприятий в этой области.
Только глубокое понимание особенностей и потребностей молодежи позволит создать эффективные инструменты поддержки ее социальной активности и самореализации.
В заключение, изменение возрастной категории молодежи до 38 лет в России может стать важным шагом к адаптации государственной политики к современным вызовам и сделать социальную поддержку более инклюзивной и эффективной.
Необходимо продолжать исследования в области молодежной политики и обмен опытом между разными странами с целью развития наиболее оптимальных подходов к поддержке и развитию молодежного потенциала во всем мире.
Например, в законе ФРГ «О защите молодежи», принятом в 1951 году и направленном на борьбу с беспризорностью, есть статья ограничении свободы передвижения для молодых людей, посещении ими «взрослых» мероприятий и др. Сегодня такой метод вызывает вопросы у правозащитников.
В отличие от рестриктивных методов, инструменты «мягкой» адаптации к сложившимся общественным отношениям не вызывают у молодежи отторжения. Это могут быть проекты в сфере образования, здравоохранения, планирования семьи, трудоустройства и др.
Всего в упомянутой программе действий ООН названо десять направлений, по которым правительствам рекомендуется разрабатывать молодежную политику.
По мнению многих экспертов, ряд западных стран достиг в этой области хороших результатов, и особо выделяются «Германия», «Великобритания» и «Франция».
Так, в работе старшего эксперта Российского института стратегических исследований Марии Донцовой (Зеленковой) «Молодежная политика в России и за рубежом» автор указывает, что цель правительств в этих странах — бесконфликтная интеграция молодых людей в общество, при которой за годы пребывания в молодежном статусе они получают профессию, усваивают свои права и обязанности, формируются как граждане и как личности.
Замначальника Управления при Президенте РФ по внутренней политике Евгений Грачев в своей работе «Молодежная политика в Европейском Союзе: национальный и наднациональный уровни» также отмечает, что молодежная проблематика является приоритетной для правительств большинства развитых стран мира. Но он полагает, что проблемы молодежи могут стать еще одним весьма серьезным вызовом для ЕС, так как, несмотря на все адаптационные программы, в среде молодежи нарастают безработица, абсентеизм, радикальные настроения, культурная индифферентность и религиозная нетерпимость.
Исходя из мнения Господина Грачева, для разработки собственной молодежной политики Россия может обратиться к зарубежному опыту, в первую очередь, европейскому, чтобы избежать лишнего изобретения велосипеда и повторения чужих ошибок.
Профессор кафедры государственной службы и кадровой политики РАНХиГС, Андрей Кочетков, отмечает, что в настоящее время еще рано делать прогнозы о том, каким будет молодежный национальный проект в России, так как пока неясны его идеология и форма, а также взаимосвязь с другими национальными проектами.
В рамках нацпроекта «Образование» уже действует федеральный проект «Молодежь России», направленный на создание условий для эффективной самореализации молодежи. Стоит напомнить, что до 2005 года существовала федеральная программа с аналогичным названием, имевшая статус президентской.
Национальный проект «Молодежь России» занимает более высокий статус, так как он фактически является частью комплексного развития страны.
Сравнивать его с подходами к молодежной политике в других странах будет некорректно, поскольку каждое государство учитывает свои традиции и реалии. Например, в Китае, Германии и США модели молодежной политики значительно различаются и регулируются по-разному. Существует государства, в которых термин «молодежь» и соответствующие понятия присутствуют в конституциях, а также те, где их нет. Законы о молодежи и молодежной политике приняты в одних странах, а в других — нет. Тем не менее, даже если термин «молодежь» не упоминается в национальных законодательствах, эта категория все равно отражается в отраслевых законах.
Кстати, отсутствие специально выделенной молодежной политики также является формой политики, как отмечено. Планируемый национальный проект по молодежной политике в России нельзя сравнивать с национальной молодежной политикой других стран, поскольку он уникален, как отметила глава Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) Ксения Разуваева.
Стратегия реализации молодежной политики в России до 2030 года сейчас находится на стадии согласования. Молодежная повестка уже интегрирована в национальные проекты России. Это включает более сотни мер поддержки: от воспитания до предпринимательства.
Молодежная политика настолько широко распространена и интегрирована в различные отрасли и сферы жизни, что логичным шагом стало предложение выделить отдельный национальный проект под названием «Молодежь России». Несколько возможных концепций реализации этого проекта уже представлены правительству России. Он охватит все аспекты жизни молодежи, включая общественные добровольческие организации, образование, просвещение, социальную защиту, спорт и другие области, охватывая жизненную практику молодого человека в роли специалиста, предпринимателя, ученого, наставника, супруга или родителя.
Это также открывает новые возможности для развития международного молодежного сотрудничества в различных областях, как подчеркивает глава Росмолодежи.
Уже в 1992 году Совет Европы принял Хартию об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных сообществах.
В 2009 году Еврокомиссия утвердила новую молодежную стратегию ЕС под названием «Молодежь — инвестирование и расширение возможностей». Цель этой стратегии заключалась в обеспечении благоприятной среды для молодежи в Европе, стимулировании их участия в общественной жизни и поддержке инноваций. В 2013 году Совет Европейского союза одобрил концепцию «Гарантий для молодежи», которая предусматривала, что страны-участницы обязуются гарантировать трудоустройство всем своим гражданам моложе 25 лет. Этот шаг был сделан с целью улучшения ситуации молодежи на рынке труда и обеспечения им стабильности и перспективного будущего.
В 2019 году Еврокомиссия отметила, что «социальный и человеческий капитал молодежи является одним из величайших европейских активов будущего». Это подчеркивает важность инвестирования в молодежь и создание условий для их развития и самореализации. Гарантии для молодежи были закреплены в конституциях нескольких стран, включая Италию, Хорватию, Испанию, Португалию, Германию, Словакию и КНР.
В различных странах мира защита прав молодежи декларируется в законодательствах Канады, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и других. Они предоставляют разнообразные программы и меры поддержки для молодых людей, содействуют их профессиональному и личностному развитию. В странах с либеральной моделью, в первую очередь в США, участие государства в делах молодежи минимально. В Соединенных Штатах в 1978 году был создан Институт молодежной политики, который занимается в основном наблюдением за реализацией программ федерального правительства по оказанию содействия развитию молодежи, анализом этих программ и прочей координационной деятельностью.
Молодежная политика в США в значительной степени делегирована на уровень штатов и в большинстве случаев интегрирована в более широкие программы по борьбе с безработицей, преступностью и социальным обеспечением. Многие частные и некоммерческие организации выполняют значительную часть работы по молодежным проблемам в США.
Закон «О содействии в профессиональной подготовке» (1983) предусматривает создание в каждом штате координационного совета, который распределяет средства в рамках федеральных программ, направленных на оказание помощи молодежи и поддержку местных инициатив. В целом молодежная политика стремится создать благоприятные условия для молодежи, обеспечить им равные возможности для саморазвития и успешной адаптации в обществе. Она играет важную роль в формировании будущего общества и устойчивого развития страны.
В Германии молодежная политика является одной из ключевых областей деятельности Министерства по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи (Bundesministerium fur Familie, Senioren, Frauen und Jugend). Это министерство осуществляет делегацию определенных задач федеральному совету по делам молодежи, а также на региональный уровень.
Уже с 1951 года в Германии действует закон «О защите молодежи», который устанавливает ограничения на посещение «взрослых» заведений, запрещает продажу табака и алкоголя несовершеннолетним, а также устанавливает возрастные ограничения на просмотр телепередач и кинофильмов. Кроме того, в Германии действует закон «О помощи молодежи и детям», который регламентирует механизмы помощи семьям, социальной педагогики, ювенальных судов и другие аспекты работы с молодежью.
Социальный кодекс ФРГ также предусматривает льготы и привилегии для детей и молодежи, гарантирует государственное финансирование для решения их потребностей. В стране проводится регулярный независимый мониторинг настроений в молодежной среде, что позволяет государственным структурам принимать решения и корректировать целевые программы в соответствии с выявленными потребностями.
Во Франции молодежной политикой занимается Министерство спорта (Ministre des Sports). Несмотря на свою специализацию, задачи этого министерства не ограничиваются только организацией спортивных мероприятий. Министерство реализует программы, направленные на предоставление молодым людям возможности начать карьеру в области предпринимательства, культуры и науки, особенно тем, кто не имеет опыта работы и постоянного места занятости. Эти программы охватывают лиц в возрасте от 11 до 30 лет, и направлены на поддержку молодежи и их развитие.
В рамках министерства был учрежден Национальный совет по делам молодежи с подразделениями во всех административно-территориальных единицах второго уровня. В развитие данного совета вносят свой вклад министерства национального образования, занятости и солидарности, культуры и коммуникаций. Они работают над проектами по поддержке молодежного кинематографа, молодежных досуговых центров и обеспечению льготных условий для занятий спортом.
Закон о равенстве шансов, принятый в 2006 году, обязывает компании всех форм собственности принимать на работу сотрудников моложе 25 лет, независимо от наличия опыта работы по специальности. Согласно закону, государство компенсирует частным компаниям до 80% МРОТ за каждое новое рабочее место, созданное для молодых работников.
В Великобритании в 2007 году была принята программа «Стремление к наилучшим достижениям». Целью программы является содействие молодежи, особенно из неблагополучных семей, в интеграции в общественно полезную деятельность, включая «добровольно-принудительные» трудовые стажировки для лиц в возрасте 16–19 лет из групп риска. В рамках программы описан целый ряд мероприятий, которые государство планирует провести для вовлечения молодежи в общественную жизнь. Эти меры включают в себя учет мнения молодежи по вопросам деятельности молодежных служб, финансирование молодежных мероприятий, организацию досугово-спортивных мест, проведение благотворительных, культурных и экологических мероприятий.
Молодежная политика Великобритании также предусматривает улучшение системы образования в государственных школах, расширение сети негосударственных школ, увеличение внимания к учащимся с особыми потребностями, увеличение доступа молодых людей к среднему профессиональному образованию, развитие местных молодежных советов, снижение уровня молодежной преступности, улучшение медицинских услуг для молодежи.
Интересно отметить, что департамент здравоохранения проводит собственную программу психологической поддержки молодежи в связи с резким увеличением психических проблем в этой возрастной группе (Великобритания выделяется одним из самых высоких показателей подросткового алкоголизма в Европе).
Общее руководство молодежной политикой с 2013 года осуществляет Управление по делам кабинета (Cabinet Office). Оно координирует деятельность всех ведомств, ответственных за реализацию молодежной политики (образования, здравоохранения, внутренних дел, юстиции, занятости и др.), а также НКО, органов самоуправления и частных компаний.
В 2015 году был увеличен до 18 лет срок обязательного обучения в школах или средних специальных учебных заведениях. Это позволило, с одной стороны, снизить давление на рынок труда со стороны молодежи «старшего школьного возраста», с другой стороны, дало дополнительное время старшеклассникам для подготовки к профессиональной деятельности.
Отдельное Министерство по делам молодежи и семьи было создано в Нидерландах в 2007 году. До создания министерства в стране действовала программа под немного военным названием «Операция „Молодежь“» (Operation Young), в рамках которой разрабатывались рекомендации по молодежной госполитике (благодаря которым само министерство было учреждено). Позже оно было интегрировано в Министерство по социальным вопросам и занятости.
В разработке государственной молодежной политики в Нидерландах также участвуют министерства здравоохранения, юстиции, образования, культуры и науки.
Уровень безработицы среди молодежи в Нидерландах превышает уровень безработицы среди взрослого населения практически вдвое. Для борьбы с этой проблемой в стране был введен так называемый трудовой паспорт, который является своего рода гибридом советской трудовой книжки и резюме западного формата. Этот документ содержит информацию о любой квалификации, полученной владельцем в школе, на производстве, в трудовых курсах, тренингах, семинарах и т.д.
В Польше уже много десятилетий активно решаются вопросы интеграции молодого поколения в социально-экономическую жизнь благодаря студенческим бюро, которые помогают выпускникам школ и вузов в трудоустройстве. Эта система является наследием социалистической ПНР и успешно адаптировалась к рыночной экономике. Важным элементом социальной защиты молодежи в Польше являются студенческие трудовые отряды, которые предоставляют временную работу для социально неблагополучных молодых людей до 25 лет.
Также существует сеть молодежных центров карьеры (Mlodziezowe Centrumy Kariery) для лиц в возрасте от 15 до 25 лет. Эти центры работают над борьбой с безработицей, маргинализацией и социальной пассивностью молодежи, проводя занятия по профориентации, профессиональному обучению, повышению самооценки и разработке планов карьерного роста.
Президент Польши Анджей Дуда в 2015 году утвердил программу «Будущее для молодого поколения», разработанную молодежными организациями. Она предусматривает введение налоговых и инвестиционных льгот для предприятий, принимающих на работу молодежь без трудового опыта.