Культура боевых топоров в Европе через призму исторических корней

Июл 2, 2025 / 14:55

Тема «культуры боевых топоров» в наши дни становится все более актуальной. Многие народы стремятся углубиться в свои исторические корни, пытаясь доказать свое наследие и его значимость. Это стремление связано с современной парадигмой, где производительность труда определяет статус и силу государств и народов.

Сегодня мы обращаем внимание на артефакты древности, такие как каменные боевые топоры, которые рассказывают о военном прошлом различных культур. Исследования показывают, что в Центральной и Восточной Европе в период между 3200 и 1800 годом до н. э. процветала так называемая «культура боевых топоров». Несмотря на свое название, эта культура также именуется «культурой шнуровой керамики» из-за уникального орнамента на ее посуде, что привлекает внимание к эстетике её искусства.

Культура боевых топоров в Европе через призму исторических корней

Культура охватывала большую часть континентальной Европы, за исключением регионов, населенных более древними народами, такими как лигуры и иберы, а также северной Скандинавии, где проживали предки саамов. Название этой культуры произошло от недавно найденных боевых топоров в мужских погребениях, что подтверждает военную составляющую и важность оружия в их обществе. Также существует термин «культура одиночных могил», подчеркивающий особенности погребальных обрядов и формирование сообществ.

Происхождение культур боевых топоров, известных в разных регионах, связывают с катакомбной культурой, распространенной на юге Восточной Европы. Некоторые ученые считают, что корни этих культур уходят в ямную культуру, характеризующуюся погребением в ямах.

На западе культуры боевых топоров развивались из более ранней культуры воронковидных кубков, в то время как на территории современной Балтии и Калининградской области преобладала культура шнуровой керамики, вероятно, связанная с миграцией пришельцев. На востоке же культура боевых топоров сформировалась совершенно независимо, развиваясь без генетической связи с ранее существовавшими культурами.

Представители катакомбной культуры жили в небольших поселениях, занимались скотоводством и земледелием. Возможно, они вели полукочевой образ жизни, перемещаясь в поисках более плодородных земель. Для таких перемещений использовался колесный транспорт, в который запрягали волов, а низкорослые лошади служили для верховой езды. Основным домашним животным, по всей видимости, была свинья.

Погребальная практика этой культуры включала захоронение умерших в неглубоких могилах, глубиной около одного метра. Мужчины, как правило, хранились скрюченными на правом боку, а женщины – на левом, все лицом на юг. Могилы часто располагались в рядах, а в захоронениях мужчин неизменно находился каменный боевой топор.

В это время также существовала культура колоколовидных кубков, которая имела схожие обряды погребения; обе эти культуры занимали значительную территорию Западной и Центральной Европы.

Антропологический тип, характерный для этой культуры, отличается длинными и узкими черепами с высоким лбом, что позволяет легко идентифицировать представителей.

Объекты находок, такие как шаровидные амфоры из раскопок в Пятра-Нямц, подтверждают предположение о том, что эта культура может быть одной из индоевропейских ветвей. Ранее считалось, что она является источником всех европейских индоевропейцев, но сейчас «культура боевых топоров» рассматривается как значительная ветвь древних европейских народов, включая протобалтославян, протогерманцев, протокельтов и протоиталийцев.

Наличие боевых топоров в могилах указывает на воинственную натуру этих народов, которые не могли обходиться без эффективного оружия в условиях своего времени.

Культурные особенности разных регионов «культуры боевых топоров» весьма разнообразны. Например, шведско-норвежская культура, также называемая «культурой ладьевидных топоров», охватывала даже территории за Полярным кругом. В Скандинавии было найдено около 3000 топоров этой культуры, а период её существования получил название «периода раздробленных черепов», что указывает на характерные элементы вторжения и мастерство в обращении с оружием.

Финская версия культуры боевых топоров характеризуется как культура лесных охотников. К сожалению, археологические находки на этой территории достаточно редки, что затрудняет полное понимание образа жизни её представителей. Эти различия подчеркивают многообразие подходов к изучению охоты и самого существования различных индоевропейских культур в данной эпохе.

В Центральной Европе основными археологическими находками являются керамические изделия, украшенные веревочными отпечатками. Эти предметы встречаются как в мужских, так и в женских могилах.

В восточной части континента выделяются среднеднепровская и фатьяновская культуры, обнаруженные в верховьях Волги. Некоторые ученые также выделяют балановскую культуру как восточный вариант фатьяновской. Среднеднепровская культура, находившаяся вдоль Днепра и его притоков, оставила немного следов, несмотря на свое стратегически важное расположение на пути из степей в Центральную и Северную Европу. Она существует параллельно с катакомбной культурой на Северном Причерноморье.

Одним из характерных артефактов этих культур стали каменные боевые топоры, которые можно найти на всей территории их расселения. По классификации археолога Д.А. Крайнова, для фатьяновской культуры выделяется до шестнадцати типов боевых топоров, а для среднеднепровской – девять. Каждый из этих типов также имеет подтипы, что создает определенные сложности для непрофессионалов.

Ранней формой таких топоров является топор-колун. Эти изделия находят в Курской, Орловской, Белгородской и Липецкой областях. Они использовались как для рубки деревьев, так и в боевых действиях. Этот тип топора, появившийся в II тысячелетии до н.э., демонстрирует техническое развитие оружия своего времени.

Основным типом топора в древности стал топор-молоток с вытянутым обухом. В верхневолжском регионе появились топоры в форме лопасти, которые отличались красотой и изяществом, их находят в Костромской, Ярославской и Тверской областях.

Однако, со временем форма топоров упрощается, что может свидетельствовать о переходе к более мирной жизни: в погребениях стало находиться больше орудий труда, чем оружия.

Постепенно камень был заменен медью, хотя первые медные топоры внешне были схожи с каменными. На территории бывшего СССР найдено всего около 30 медных топоров, что указывает на их редкость.

Ещё более редкими являются медные наконечники копий: известно всего пять находок, три из которых относятся к фатьяновской культуре. Наконечники обычно кованы, имеют втулку с отверстиями для гвоздей и орнамент.

Далее идут кремневые наконечники стрел и дротиков, которые также не отличаются разнообразием. Большинство из них оснащены черешком и двумя отведенными в сторону шипами, что делает их эффективным оружием.

Такие находки характерны для московско-клязминской и окско-деснинской групп погребений, что может указывать на расцвет военного искусства у фатьяновцев, которые начали больше полагаться на лук и стрелы, а не на рукопашный бой.

Фатьяновцы имели уникальные традиции погребения: мужчин хоронили на правом боку, с головой на запад, а женщин на левом, с головой на восток.

В Пятигорском краеведческом музее хранится булава, которая иллюстрирует эту эпоху. Также встречаются редкие «метательные камни» — маленькие, хорошо отполированные шары, возможно, использовавшиеся как боеприпасы для пращи. Эти камни также могли служить навершием для «гибкой палицы», которая была популярна у индейцев-дакотa.

Процесс изготовления каменных топоров также был интересным: сверление происходило с помощью лучкового сверла. В качестве сверла использовались деревянные стержни или пустотелые кости, что позволяло создавать топоры быстро и эффективно. Эти инструменты требовали дальнейшей обработки, включая шлифовку и полировку, что делало их функциональными и прочными.

Нельзя не упомянуть о попытках политизировать древнюю историю Украины. Некоторые стремятся приписать этой культуре достижения, которых на самом деле у неё не было. На самом деле, как показывают археологические находки, развитие культур на этой территории было схожим с другими регионами, и отличия были минимальны.

По материалам: topwar.ru