Алексей Франдетти, известный актер и режиссер музыкального театра, в недавнем интервью поделился своими впечатлениями о премьере «Фиалки Монмартра» и фестивале «Театральный бульвар». Франдетти — трижды лауреат премии «Золотая маска», его работы представлены на ведущих сценах России, включая Большой театр и Театр оперетты.
На вопрос о своих чувствах к премьере, он отметил: «Если скажу, что полностью доволен, совру. Всегда остаётся что-то, что можно доработать. Но спектакль получился красивым и атмосферным, радует, что зрители наслаждаются его просмотром». Рабочая команда, включая декоратора Максима Обрезкова и костюмера Настю Пугашкину, сделала немало для создания впечатляющего шоу, а артисты с энтузиазмом играют свои роли, что делает представление особенно запоминающимся.

Кроме того, Алексей обсуждает свои отношения со сценой, выражая мысли о страхе и трепете, которые её сопровождают, и о важности следования духу театра.
На сцене Театра оперетты, где выступают студенты четвертого курса Щукинского института, по инициативе Владимира Тартаковского, ярко представлена история «Фиалка Монмартра». Эта постановка посвящена юным художникам, чья жизнь полна надежд и ожиданий. Тартаковский предложил, чтобы на сцене рядом с опытными артистами выступили и студенты, что создает уникальную атмосферу.
Для молодежи это важно, поскольку театр нуждается в свежей энергии и новых лицах, которые могут внести в искусство свою уникальную перспективу. Восторг и волнение перед каждым выходом на сцену — неизменные спутники артистов, вне зависимости от их опыта. Зал впечатляет и требует смелости: если ты чувствуешь поддержку сцены, страх уходит на второй план.
Каждая встреча с театром, даже если она повторяется, обязательно вызывает трепет: не потеряет ли зритель интерес, получится ли снова создать атмосферу взаимодействия. Аль Пачино правильно заметил, что театральная игра требует большей сосредоточенности и силы, чем кинематограф. Этот микрокосм, в котором живут молодые таланты и опытные артисты, — символ постоянного роста и самосовершенствования, столь важного для театрального мира.
Он был прав в своем мнении о театре. Каждый раз, когда я прихожу в тот или иной театр, я осознаю, что одно и то же название может обернуться совершенно разными спектаклями.
У режиссеров действительно существуют свои уникальные языки исполнения, однако бывает и так, что некоторые из них создают работы, которые схожи между собой до отчаяния. Я стремлюсь избежать этого и горжусь тем, что у нас на сцене представлены два спектакля — «Веселая вдова» и «Фиалка Монмартра», которые являются совершенно разными.
Если «Фиалка», будучи более традиционной, ориентирована на зрителей, то «Веселая вдова» представляет собой смелый эксперимент. Я благодарен Владимиру Исидоровичу за возможность реализовать этот эксперимент, ведь в рамках жанра делать нечто новое — сложно и затратно.
Важно соответствовать духу театра, и если бы на сцене появился спектакль с немыслимым сценическим оформлением, это бы выглядело странно, но, безусловно, могло бы стать интересным экспериментом. В то же время Алексей Франдетти создает作品 для этого зала с учётом ожидаемой аудитории. Каждый театр имеет своего зрителя, и я не хочу его разочаровывать.
В процессе работы я, конечно, вношу свои идеи в спектакль, но стараюсь не отходить от общего направления театра, в котором выступаю.
Также нельзя забывать, что театр кукол очень схож с балетом: каждое движение артиста, его взаимодействие с куклой — это настоящая хореография. Важно, как он управляет куклой, какие движения выполняет и в какой момент поворачивает её голову. Все эти нюансы создают волшебство на сцене.
Я объясняю хореографу и артистам свои пожелания относительно исполнения. Как конкретно они это выразят — через шпагат, фуэте или сложные прыжки — это уже задача хореографа. Главное, чтобы история была передана именно в таком ключе.
Летнее мероприятие «Театральный бульвар» предоставляет массу возможностей, ведь мы работаем на улице перед разнообразной аудиторией, где каждый может стать зрителем. Это дает нам преимущество перед драматическими театрами, поскольку у нас звучит удивительная музыка. В этом году мы представляем «Сильву» Имре Кальмана, а в прошлом — «Летучую мышь» Иоганна Штрауса. Я уверен, что прохожие будут наслаждаться этой волшебной музыкой.
Выход театра на улицы — это замечательная инициатива, открывающая двери новым зрителям. И особенно радует, что к нам приходят поклонники данного жанра, несмотря на предвзятое мнение, что оперетта устарела. Но факты говорят об обратном: количество зрителей, особенно молодежи, на наших выступлениях показывает, что интерес к оперетте жив.
Вопрос о том, не приведет ли формат уличных выступлений к более упрощённому восприятию театра, действительно важен. Однако я считаю, что театр всегда был и остается формой развлечения. Это неотъемлемая часть его сущности.
Театр, даже в своем наиболее сложном исполнении, остается по своей сути зрительским искусством, предназначенным для привлечения внимания аудитории. В этом контексте важно, как различные элементы могут углубить опыт зрителей и вызвать у них сильные эмоциональные реакции.
Эта связь, сравнимая с химической реакцией в организме, происходит быстро и мощно, когда зритель погружается в музыку. Например, прослушивание произведений Эриха Корнгольда требует полной концентрации и готовности к эмоциональному отклику. Музыка может вызывать потребность в активности, например, желание петь или танцевать, и такие чувства возникают мгновенно, будь это произведения Имре Кальмана или современных композиторов.
Изучая специфику композиторов, создающих музыку для театра, мюзиклов и оперетт, можно заметить, что нет строгих канонов. Некоторые могут утверждать, что каждый спектакль должен содержать запоминающийся хит, чтобы оставить у зрителей сильное впечатление. Однако примеры успешных спектаклей без таких хитов показывают, что это не является обязательным.
Классическим примером служит «Нотр-Дам-де-Пари» — спектакль, где большая часть песен стала популярными, но подобные театральные достижения происходят нечасто. В конечном итоге, истинная сила театра заключается в способности создать уникальный и запоминающийся опыт для зрителей.
В настоящее время мы работаем над созданием нового музыкального спектакля, и в процессе работы я решил обратить внимание на сложность некоторых партий. Я попросил композитора облегчить одну из арий героини, так как исполнять её восемь раз в неделю кажется нереальным.
Это напоминает случай с Пэтти Люпон, знаменитой бродвейской актрисой, которая после премьеры мюзикла «Эвита» заметила, как трудно было петь на таких высоких нотах. Поэтому важно учитывать, насколько сложен материал, чтобы сохранить качество исполнения на уровне премьеры. Вместо того чтобы просто понижать тональность, мы должны предсказывать трудности и готовиться к ним заранее.
Когда речь идет о классическом или современном балете, немногие труппы способны выдержать значительное количество спектаклей с одинаковым качеством. Зрители, приходящие на спектакли, заслуживают одинаково высокий уровень исполнения, независимо от того, приходили ли они вчера или пришли первый раз. Постановочная команда должна обеспечивать стабильность и профессионализм в каждом представлении.
Помимо этого, возникает вопрос о внедрении новых технологий в музыкальные постановки. Я считаю, что в театре нет ничего запретного и что новые технологии могут быть использованы для создания уникальных и запоминающихся спектаклей. Современные средства могут помочь театрам максимально использовать потенциал музыки как выразительного инструмента.
Современные технологии играют ключевую роль в развитии театра, сохраняя при этом его традиции. Хотя жанр театра довольно консервативен, внедрение новых средств, таких как видеопроекция, значительно обогащает его. Эти технологии, подобные конструкции из дерева и металла, становятся важными инструментами, создающими впечатляющую атмосферу для зрителя.
Художники и сценографы все чаще используют компьютерные программы для работы над сценическими решениями, что способствует более креативному подходу к визуальному оформлению спектаклей.
Рассказывая о программе на текущий год, можно отметить, что она более масштабная, чем в прошлом. Состоящий из небольших концертов цикл на Патриарших прудах включает в себя как известные оперетты, так и программы, посвященные советскому джазу.
Включение элементов джаза 1940-х годов и музыкального наследия Исаака Дунаевского демонстрирует многообразие жанров и направлений, которые театры стремятся предложить зрителю.
Оперетта «Сильва» станет одним из значимых мероприятий сезона, ее проведут в концерном исполнении с участием ведущих солистов. Таким образом, театры не только сохраняют священные традиции своего жанра, но и открываются новым веяниям, что делает театральное искусство более доступным и интересным для широкой аудитории.