Введение курса духовно-нравственной культуры в школы России с 2026 года

Янв 29, 2025 / 10:18

С 1 сентября 2026 года в российские школы вводится курс, посвященный основам духовно-нравственной культуры.

Этот инициатива была подтверждена министром, который подчеркнул важность роли Русской православной церкви в воспитании молодого поколения.

Введение курса духовно-нравственной культуры в школы России с 2026 года

Обсуждая данное решение, стоит отметить, что почти год назад Минюст зарегистрировал приказ Минпросвещения о том, что Основы духовно-нравственной культуры России (ОДНКР) больше не будут отдельным предметом, а интегрируются в учебный курс «История нашего края».

При этом планировалось, что обновление программы вступит в силу в сентябре 2025 года.

Однако Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил свои опасения по поводу этого изменения, призвав сохранить отдельное изучение ОДНКР для 5-7 классов.

На данный момент ОДНКР продолжают преподавать в школах как самостоятельный предмет, в частности, на уроках дети знакомятся с историей и традициями родного края, что реализуется в виде докладов и творческих работ.

Учителя, ранее преподававшие предметы, относящиеся к духовно-нравственному воспитанию, подчеркивают важность этого курса для формирования ценностей и моральных устоев у подрастающего поколения.

Они задаются вопросом, может ли обычная история края полностью заменить глубокие познания, которые предоставляются в рамках уроков духовно-нравственного воспитания.

Современный мир представляет собой сложное пространство, в котором нравственные ориентиры становятся все более размытыми. В таких условиях критически важно сохранить те основы, которые помогут детям вырасти достойными людьми. История безусловно играет важную роль, однако духовные ценности зачастую оказываются единственным источником знаний и опоры для многих детей. Школа должна быть не только местом для изучения наук, но и пространством для формирования личности, где развивается как интеллектуальная, так и моральная сфера.

Ирина Самойлова, учитель основ религиозных культур и светской этики, поднимает важный вопрос относительно отмены предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Это решение вызвало значительные опасения как среди педагогов, так и среди родителей. По ее мнению, краткий материал по духовно-нравственной культуре, который предлагается в рамках курса «История нашего края», может быть недостаточным, так как глубокое обсуждение духовно-нравственных ценностей требует более тщательного подхода. Таким образом, сохранение предмета ОДНКНР (Основы Духовно-нравственной Культуры Народов России) станет залогом более глубокого изучения традиций и ценностей, особенно в период становления личности подростка.

Важно также понимать, что формирование патриотических чувств у подростков связано не только с учебной программой, но и с общим процессом воспитания, помогающим развить чувство принадлежности к родной земле. В условиях, когда молодое поколение перегружено информацией и обязанностями, ощущается нехватка времени и сил для глубокого осмысления настоящих ценностей. Поэтому необходимо стремиться найти баланс между количеством учебных предметов и качеством образования, чтобы сравнить воспитание чувств к родине с другими аспектами обучения и развития.

Даже если предмет ОДНКР будет включен в курс по истории родного края, его суть не должна уйти из образовательной программы. Одна из ключевых задач состоит в том, чтобы дети развивались в духе общероссийской идентичности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. Важно отметить, что в этом процессе особую роль играют педагоги. Традиционные ценности можно передавать на уроках истории и литературы и через практические занятия, такие как «Разговоры о важном». Но ещё более значимо — это личный пример учителей, который зачастую оказывается важнее любых слов.

Как учитель, преподавющий основы духовно-нравственной культуры, я убеждён, что отмена этого предмета недопустима. Его содержание не может быть охвачено в рамках другого, более сжатого курса. Воспитание патриотизма, нравственности и любви к Родине должно быть нацелено не на один предмет, а должно пронизывать все аспекты образовательного процесса, чтобы подрастающее поколение могло освоить поистине важные духовные и моральные ориентиры.

По материалам: rg.ru