Севастопольский государственный университет (СевГУ) оказался за пределами авторитетного независимого Московского международного рейтинга «Три миссии университета». Это значимое событие произошло на фоне того, что ранее, с 2021 года, университет находился в этом рейтинге.
В пресс-службе рейтинга ForPost подтвердили, что СевГУ не смог войти в перечень 2000 лучших высших учебных заведений в этом году. Составители добавили: «Можем подтвердить, что СевГУ рассматривался в ходе составления рейтинга, но не прошёл в топ-2000 вузов этого года. Однако мы обычно не озвучиваем конкретные причины изменений в позициях конкретных университетов. Указывать на его недостатки или проводить сравнительный анализ было бы не вполне корректным».
В ответ на запрос ForPost о причинах исключения СевГУ из рейтинга, пресс-служба университета сообщила, что методика формирования данного рейтинга является закрытой, что связано с невозможностью однозначного комментария от руководства вуза, в лице исполняющего обязанности ректора Владимира Нечаева.
По словам источника, близкого к университету, составление рейтинга «Три миссии университета» осуществляется его авторами независимо от вузов на основе открытых источников. Важно отметить, что в отличие от многих других систем оценки, СевГУ не предоставляет данные для расчета рейтинга.
Методология формирования этого рейтинга также доступна на официальном сайте, где публикуются формулы для расчёта каждого из критериев, учитываемых при оценке университета. Таким образом, по словам собеседника, отсутствие СевГУ в рейтинге можно рассматривать как ухудшение его показателей по тем критериям, которые учитываются в данной системе оценки.
Также стоит отметить, что ещё одно учреждение высшего образования, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, занимает в национальном рейтинге «Три миссии университета» 2024 года позиции в диапазоне от 59 до 66. Это свидетельствует о том, что на Крымском полуострове существует различная динамика в позициях вузов в таких рейтингах.
Это событие подчеркивает важность актуальных данных и методологии в оценке университета, поскольку репутация и статус учреждения зависят от способности соответствовать международным и национальным стандартам.
Ожидается, что руководство СевГУ уделит повышенное внимание анализу и улучшению показателей в будущем, чтобы обеспечить дальнейшее развитие и интеграцию университета в международное образовательное пространство.
Необходимость реагирования на изменения в рейтингах будет требовать от администрации университета активных мер для восстановления его позиции, укрепления репутации и подготовки к более весомым участием в международных и национальных образовательных рейтингах.
Также, возможно, стоит рассмотреть пересмотр стратегии вуза, оценивая, какие изменения необходимо внести для соответствия современным образовательным требованиям и ожиданиям общества.
Методика составления рейтингов университетов основывается на оценке трех ключевых показателей, каждый из которых занимает свою долю в общем весе. В частности, 45% рейтинга отводится категории «Образование», 25% — категории «Наука», а оставшиеся 30% занимают показатели, отражающие взаимодействие «Университета и общества». При разработке рейтинга для каждого из указанных показателей производится оценка, которая позволяет отследить положение учебного заведения относительно его конкурентов.
Конкретно в группе «Образование» учитываются несколько аспектов, среди которых выделяются: количество побед, достигнутых студентами в международных олимпиадах, доля иностранных студентов по отношению к общему числу учащихся и соотношение между бюджетом вуза и числом его студентов. Эти критерии служат индикаторами финансовой стабильности образовательного учреждения, а также его престижности и привлекательности на международной арене.
Перемешивая достижения вузов в области науки, группа «Наука» анализирует ряд значимых параметров. Это, в частности, включает выдающиеся научные результаты, качество публикаций на уровне как внутреннем, так и международном, а также популярность научной деятельности вуза среди профессионального сообщества. Кроме того, важным показателем является степень вовлеченности сотрудников в различные научные исследования и разработки.
Группа «Университет и общество» охватывает, среди прочего, такие аспекты, как вклад в доступность онлайн-образования и роль учебного заведения в развитии научных исследований в пределах страны.
Восьмой по счету ежегодный рейтинг под названием «Три миссии университета», составленный на 2024 год, включает в себя 2000 университетов из 112 стран. В этом рейтинге Россия занимает третье место по количеству учреждений, уступая по этому показателю лишь США и Китаю. В этом году представлено 152 российских вузов, что на два меньше, чем в предыдущем году. Наиболее высокий результат среди российских университетов показывает МГУ имени М.В. Ломоносова, который с гордостью сохраняет свое 17-е место в общем рейтинге. Следом идет Санкт-Петербургский государственный университет, занимающий 49-ю позицию, и Московский физико-технический институт, который разместился на 54-й строчке.
Что касается географии представленных вузов, то 152 учебных заведения составляют около половины от общего числа регионов России — 45 из 85. Наиболее сильные позиции российские вузы занимаются в столице — в Москве располагается 39 университетов, а Санкт-Петербург занимает второе место с 15 учреждениями. Татарстан представлен шестью университетами, тогда как в Томской и Тюменской областях действуют по пять учебных заведений. Четыре университета представляют Московскую, Новосибирскую, Ростовскую и Самарскую области.