С 1 апреля 2025 года в России введено обязательное тестирование на знание русского языка для детей иностранных граждан при поступлении в школы. По информации Минпросвещения, за первый месяц действия новых правил зарегистрировалось 1762 заявления, однако к тесту допустили лишь 335 семей, остальные заявки были отклонены по формальным причинам.
Из числа допущенных лишь две трети смогли пройти тест, что составило порядка 200 детей на всю страну. Это противоречие вызывает вопросы о доступности образования для мигрантов в России, стремящейся продвигать образование на родном языке в соседних странах, в то время как внутри страны создаются препятствия для детей мигрантов.

Тестирование воспринимается как предлог для демонстрации социальной иерархии, где детям иностранцев ставятся дополнительные преграды, мешающие доступу к образованию. Существуют другие образовательные возможности, такие как школы при мечетях и платные курсы, однако государство значительно ограничило доступ детей мигрантов к бесплатному образованию.
Это вызывает различные реакции среди населения: некоторые считают меры разумными, полагая, что это уменьшит приток мигрантов, в то время как другие предупреждают о потенциальных социальных последствиях — возникновении неустойчивой группы людей, что может привести к росту преступности и социальной напряженности.
Власть в России демонстрирует свою позицию через комментарии к публикациям спикера Госдумы Вячеслава Володина, где нередко встречается националистическая риторика. Это отражает взгляды значительной части электората Единой России.
В контексте недавних поправок к закону «Об образовании», которые запрещают прием детей мигрантов в школы без тестирования по русскому языку, Володин указывает на высокую долю детей, не владеющих языком. Вместо интеграции и помощи в изучении языка, власти предпочитают отказывать в доступе к образованию, что, в свою очередь, может усугубить социальные проблемы и криминогенную обстановку.
Ответственность за тестирование возложена на Минпросвещения, а задания разрабатывает Рособрнадзор. Однако готовить мигрантов к тестам предлагается только за собственные средства, без конкретных решений по реальной помощи. Услуги по подготовке обещаны позже, а знание языка необходимо для успешного обучения. Отсрочка пересдачи теста создает дополнительные трудности для детей, чей финансовый статус не позволяет легко найти репетитора.
Мигранты в данной ситуации проявляют осторожность, не желая открыто обсуждать возможное ущемление своих прав из-за страха депортации или социальных преследований. Нежелание говорить о проблемах со стороны мигрантов подчеркивает острую озабоченность по поводу безопасности их детей в будущем. Это подчеркивает двойную проблему: как языкового барьера, так и социальной интеграции, что требует комплексного решения со стороны общества и государства.
Два года назад Шахноза из Узбекистана переехала в Москву с семьей, стремясь улучшить их жизнь. Проблемы начались из-за жестокого обращения мужа и отсутствия материальной поддержки.
В столице она нашла работу на оптовом рынке и арендовала квартиру, что позволило детям устроиться в школу: дочери в первый класс, а сыну в четвертый. Однако неожиданно выяснилось, что у детей нет гражданства, а их уровень русского языка недостаточен. В результате младшую дочку отчислили за плохие знания, несмотря на то что сын показывал хорошие результаты в учебе, особенно по английскому. Шахноза считает, что причина отчисления кроется не только в языке, но и в ксенофобии.
Теперь, согласно нововведениям, подтверждение легальности нахождения в стране стало необходимым для получения образования. Ранее единственным законным основанием для отказа в обучении было отсутствие свободных мест. По новым правилам образовательные учреждения могут отказать в приеме, если нет документации, подтверждающей легальность статуса ребенка и родителей.
Однако даже с наличием необходимых бумаг возникают трудности, например, если подается заявление на убежище. Юристы указывают, что изменения в законе противоречат Конституции РФ, которая гарантирует право на бесплатное образование для всех. Важно обеспечить доступ к образованию, вне зависимости от статуса родителей.
В комитете «Гражданское содействие» подчеркивают, что текущая система оформления документов в образовании ориентирована больше на законность пребывания и наличие необходимых бумаг, нежели на квалификации самих детей. Даже с нормальным пакетом документов и хорошими знаниями русского языка родители сталкиваются с бюрократическими трудностями. Неясно, является ли это следствием политики системы или просто сбоя в ее работе.
Цифровизация только усложнила процесс: теперь документы принимаются только через портал Госуслуги, исключая возможность личной подачи заявлений. Это создает дополнительные преграды для иностранных граждан. К примеру, с прошлого года на сайте mos.ru необходимо не только загрузить документы, но и подтвердить личность и родство с детьми в МФЦ, где, как правило, недостаточно компетентный персонал. Это затягивает процесс, иногда срок проверки документов увеличивается до месяца, тогда как ранее он составлял всего пять рабочих дней.
Кроме того, невозможно одновременно подавать заявления в несколько школ, за исключением первоклассников, что также может не сработать. Примером является Диля из Таджикистана, работающая уборщицей, которая беспокоится о трудностях с устройством своих дочерей в школу.
У нее две дочери — София и Муниса. Из-за аварии ее мужа, не способного работать, она сталкивается с отказами в приеме детей в школу, причины которых часто остаются непонятными. Часто ссылаются на необходимость подавать документы по месту жительства, где мест не хватает, или же перенаправляют в другие районы, которые также отказывают.
Ситуация с образованием детей мигрантов в России остается сложной и напряженной. Одной из девочек, обучающихся в российской школе, пришлось столкнуться с издевательствами со стороны одноклассников, и после шестого класса она приняла решение не продолжать учебу.
В связи с произошедшими событиями, такими как теракт в Крокус Сити Холле в марте 2024 года, возникли усилившиеся антиэмигрантские настроения. Это подтолкнуло власти к обсуждению ограничений на доступ детей мигрантов к школе, в том числе к идее сделать их образование платным.
Значительная сложность для родителей детей мигрантов заключается в бюрократических преградах. Например, если ребенку уже восемь лет, система не принимает документы в первый класс, и родителям приходится блуждать между школами и Департаментом образования в поисках решения. Правозащитница Светлана Ганнушкина подчеркивает, что Конституция гарантирует право на образование, а органы образования должны обеспечить его соблюдение.
Также Ганнушкина добавляет, что мигранты, осваивая русский язык и культуру, становятся частью российского культурного ландшафта. Существуют планы по созданию специального учебника по русскому языку для детей мигрантов и подготовке учителей к работе с этой категорией учащихся. Однако реализация таких инициатив вызывает сомнения.
Проблема заключается в том, что в условиях текущих изменений может возникнуть целое поколение, почувствующее себя ущемленным в стране, номер один в мире, которая гордится своей историей борьбы с нацизмом. Глава Рособрнадзора Анзор Музаев также добавил, что школы будут обязаны сообщать в МВД случаи несдачи тестов детьми мигрантов, что создает дополнительные угрозы для их родителей. Существуют опасения, что многие могут предпочесть не сдавать тесты, чтобы избежать неприятностей.
В целом, необходимо более внимательное обращение к образованию детей мигрантов и поддержку их интеграции в общество, чтобы не допустить углубления социальной и культурной изоляции.