Россия на пороге внедрения новой модели высшего образования, в которой будут устранены программы бакалавриата без четкой специализации и с унифицированными сроками обучения.
Магистратура будет по преимуществу доступна для профессионалов с опытом работы, которые нуждаются в углубленных знаниях в своей области.
Обучение по специальностям, которые не востребованы на рынке труда, станет затруднительным, даже при наличии платных мест, что прежде всего затронет такие сферы, как юриспруденция, экономика и управление.
Такие выводы были озвучены на заседании профильного Совета, под председательством президента.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков сообщил, что новые подходы будут закреплены в законодательных инициативах, включая закон об образовании и сопутствующие нормативные акты.
Он подчеркнул, что работа над изменениями активно ведется и что предложения будут отражены в стратегии развития образования, находящейся в стадии разработки.
Вместо поставленной задачи по подготовке «бакалавров без конкретной специализации», предполагается создание профессионально ориентированных программ, которые помогут готовить специалистов с четкой квалификацией, например, горных инженеров, металлургов, строителей и других.
Сроки обучения также будут варьироваться: некоторые студенты смогут завершить обучение за три года, тогда как другим может понадобиться до пяти лет.
Таким образом, работодатели смогут сразу понять, какого именно специалиста они получают, просматривая диплом.
Вопрос магистратуры в России становится актуальным, поскольку ее потребность существенно уменьшается.
Согласно заявлениям министра, магистратура будет использоваться как механизм для получения углубленных специализированных знаний для тех, кто уже имеет практический опыт.
В рамках реформы планируется пересмотреть перечень специальностей для обучения в вузах и обновить систему образовательных стандартов.
Новый стандарт будет основываться на трех основополагающих принципах.
Первый - это фундаментальность высшего образования, подразумевающая получение гуманитарных знаний наряду с профессиональными дисциплинами, особенно для инженеров, где акцент на естественных науках является важным.
Второй принцип - практико-ориентированность, предполагает, что студенты не только изучают теоретические материалы, но и получают практический опыт действительно, а не в виде формальности, как часто происходит сейчас.
Третий принцип - гибкость, который включает различные сроки обучения и возможность студентам получать дополнительные квалификации, включая педагогические.
Подобные модули уже начинают внедряться в классические университеты.
Это не новшество: в советское время дипломы филологов и журналистов МГУ подтверждали право на преподавание.
На недавней встрече президент Владимир Путин предложил вовлечь технические вузы в эту реформу, начиная с 2026 года, с целью открытия курсов для будущих физиков, математиков и инженеров, которые желают получить педагогическую квалификацию.
Валерий Фальков подчеркивает необходимость регулирования платного образования в российских вузах, целью которого должно стать обучение по направлениям, соответствующим потребностям государства.
В условиях растущего интереса абитуриентов к юриспруденции, экономике и управлению, наблюдается острый дефицит кадров, особенно инженеров.
Фальков призвал к новым правилам платного приема, чтобы сосредоточиться на востребованных специальностях, отложив обучение экономистов и юристов в профильных вузах, когда обучение ведется в учреждениях, не ориентированных на эти профессии.
Президент поддержал данную инициативу, отметив, что такой подход должен быть внедрен с 2026 года.
Он считает, что следует исключить излишний набор по непопулярным направлениям, чтобы обеспечить качественную подготовку специалистов, соответствующих требованиям рынка труда.
В частности, льготные образовательные кредиты, доступные по ставке 3%, должны предоставляться только для приоритетных специальностей, что поможет более эффективно распределять ресурсы и улучшить кадровую ситуацию в стране.