Инклюзивное образование в России: кто такие инвалиды-гении?

Апр 14, 2024 / 15:46

Прожила полноценную жизнь и довольна ею». Многие сегодня могут повторить слова ученого с мировым именем, инвалида-гения, каким он сам себя называл, Стивена Хокинга? В нашей стране долгое время люди даже не задумывались о проблемах инвалидов. Потому что мы их просто не видели. В СССР они были заперты в социальных учреждениях или, в лучшем случае, в своих квартирах, лишенные общения, образования и каких-либо перспектив.

Инклюзивное образование в России: кто такие инвалиды-гении?

Теперь иначе. Теперь в России хорошо понимают, как важно дать инвалиду возможность стать, если не гением, то обычным человеком, который может рассчитывать не только на сочувствие, но и на полноценное будущее, семью, образование и профессию. Хотим создать новое инклюзивное общество, в котором у каждого человека будет возможность найти себе применение, самореализацию, и каждый человек будет себя чувствовать настоящим, полноценным членом этого общества», — это слова, в сущности, программное заявление заместителя генерального директора Агентства стратегических инициатив Анны Суховой.

Именно АСИ стало инициатором проведения в разных городах страны форумов «Школа. Успешность каждого ребенка». Впервые специалисты в сфере инклюзивного образования — федеральные и региональные эксперты, педагоги, медики — собрались таким составом в Грозном год назад. Площадкой для проведения второго форума было решено выбрать Югру. Участники этого события собрались на минувшей неделе в Сургуте. Такое решение губернатор Югры Наталья Комарова назвала безошибочным: это важно?

Почему мы поддержали инициативу АСИ? Просто вы сами видите, как важно, что есть возможность просто говорить друг с другом, высказывать мнение, задавать вопросы. Инклюзивное образование — это путь к созданию справедливого и равноправного общества, где каждый человек, независимо от своих индивидуальных особенностей, имеет право на образование и самореализацию.

Важно, чтобы в нашей стране все дети, в том числе и дети с ограниченными возможностями, получали качественное образование и могли развивать свои способности. Это касается не только учеников, но и педагогов, родителей, врачей, всех, кто работает в сфере образования и заботится о будущем нашего общества.

Инициатива АСИ направлена на то, чтобы поддержать и развивать инклюзивное образование в нашей стране, чтобы создать благоприятные условия для развития каждого человека.

Сургутский форум «Школа. Успешность каждого ребенка» — это возможность для специалистов и общественности обсудить актуальные проблемы инклюзивного образования, поделиться опытом, найти решения вместе. Мы убеждены, что только объединив усилия, мы сможем создать действительно дружественное и поддерживающее окружение для всех детей, включая тех, кому нужна особая помощь и поддержка.

Работа по развитию инклюзивного образования несет в себе огромный потенциал для трансформации общества и создания более справедливого мира.

Мы должны продолжать двигаться вперед, отстаивая права детей и взрослых с ограниченными возможностями, обеспечивая им равные возможности для обучения, трудоустройства, социальной адаптации.

Инициатива Агентства стратегических инициатив является важным шагом на пути к этой цели, и мы готовы дальше поддерживать и развивать инклюзивное образование в России.

Пусть каждый человек имеет возможность проявить себя, найти свое место в обществе и реализовать свой потенциал. Вместе мы сможем создать мир, где каждый будет ценен и уважаем, где каждый человек сможет жить достойно и счастливо.

Приезжавшие на это событие гости и участники из 78 регионов отметили, что Ханты-Мансийский округ разработал хорошие инклюзивные практики. Поэтому сюда приезжали не только для того, чтобы поделиться своими мыслями и проблемами, но и в какой-то мере перенять опыт Югры.

Даже сам формат мероприятия, где главные эксперты - дети с ограниченными возможностями здоровья и их родители, говорит многое: семьи, воспитывающие инвалидов, сами включены в процесс, потому что лучше многих других знают и понимают суть проблемы.

Фраза, которую произносили практически все эксперты - это переход от момента рождения до момента взросления. Они просто получают положенный им минимум знаний, или по-настоящему готовы к полноценной взрослой жизни?

Обсуждается вопрос о том, как нам обеспечить нормальное дошкольное, школьное и, впоследствии, профессиональное образование в вузах и колледжах. Эта тема, с одной стороны, очень проста, но, с другой стороны, есть много нюансов, которые мешают получению образования на разных этапах.

Как сделать так, чтобы у нас не было этих переходов, чтобы мы не теряли детей? - задается вопросами, над которыми еще предстоит поработать, уполномоченный при президенте по правам ребенка Мария Львова-Белова.

В этом мнении сходятся большинство экспертов: делается много, но пока в этой работе как будто отсутствует некий единый вектор. Практики как бы сером рассыпаны, и их надо воссоединить.

Если говорим о детском саде, то нам всеравно нужны качественные кадры: идефектологи, и психологи - те, кто на ранней стадии может исправлять дефекты, чтобы они не усугублялись уже в начальной школе и в последующем.

Нам нужны эксперты и, возможно, отдельные образовательные блоки для подготовки, в принципе, любых преподавателей в школе, которые бы понимали инвалидность и то, как работать в инклюзивных школах. Эту тему конкретизирует первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по молодежной политике Михаил Киселев.

На различных площадках форума было обсуждено многое: организацию питания особых детей в образовательных учреждениях, работу медицинских кабинетов в школах, возможности адаптации городской инфраструктуры под потребности людей с ограниченными возможностями передвижения, перспективы трудоустройства особых людей.

Очевидно, что для нахождения решений для всего комплекса вопросов времени не хватило. Значит, будет следующий форум. Третий по счету, который пройдет на Сахалине. Но уже сейчас понятно, что этот второй форум, состоявшийся в Сургуте, был не только полезен, но и интересен.

По крайней мере, для самых юных его участников. Ведь им посчастливилось встретиться с актером Гошей Куценко, большим и настоящим другом детей с особенностями. Немногие знают: Куценко - учредитель благотворительных фондов для детей с ДЦП. А еще актеру удалось пообщаться с директорами инклюзивных школ.

Вот какие впечатления он уносит с собой из Сургута: - умные, высокообразованные. Если наши дети в таких руках, то я трижды верю в счастливое будущее нашей страны. Готов сотрудничать с форумом дальше, приехать на Сахалин и привезти своих друзей-актеров. Вы действительно сегодня взяли меня за сердце, и я на всю жизнь запомню эту поездку. Конечно, не все станут такими как Стивен Хокинг, во всяком случае, сегодня у детей-инвалидов хотя бы появляется такая возможность. И бороться за нее они будут не в одиночку.

По материалам: sitv.ru