Согласно данным ВЦИОМ, уровень применения искусственного интеллекта (ИИ) в российских компаниях возрос с 20% в 2021 году до 43% в 2024-м. Особенно высокие показатели наблюдаются в финансовых услугах, информационно-коммуникационных технологиях, высшем образовании и топливно-энергетическом комплексе, где этот уровень достиг 66%. Тем не менее, только 36% организаций считает, что на российском рынке достаточно продуктов в области ИИ.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко подчеркнул, что внедрение ИИ должно стать основой для научно-технологического прорыва, особенно в системе образования. Он выделил важность интеграции технологий в образовательный процесс, что, по его мнению, неизбежно в условиях современного развития.

Тем не менее, развитие ИИ в образовании вызывает разнообразные мнения в образовательном сообществе. Кандидат физико-математических наук Антон Конушин отмечает, что обсуждается необходимость смещения акцента с запоминания фактов на развитие критического мышления и навыков формулирования правильных вопросов. Однако эксперт поднимает важный вопрос: достаточно ли просто умения задавать вопросы, если у человека нет достаточных знаний для критической оценки ответов, предоставляемых ИИ?
Это ставит под сомнение возможность слепого доверия технологиям без предварительной подготовки и обширных собственных знаний.
По мнению экспертов, таких как Конушин и директор Университета Иннополис Искандер Бариев, искусственный интеллект (ИИ) способен значительно улучшить индивидуализацию образовательного процесса, предоставляя поддержку, аналогичную помощи репетиторов.
В частности, намечается более активное использование адаптивных цифровых учебников и технологий виртуальной и дополненной реальности, что сделает учебный процесс более интерактивным и увлекательным, повысив вовлеченность студентов.
Системы, такие как ALEKS и Squirrel AI, адаптируют обучение под каждого учащегося, учитывая его темп усвоения, когнитивные особенности и эмоциональное состояние. Вводятся ИИ-ассистенты для автоматической проверки заданий и практико-ориентированные кейсы, которые заменяют традиционные тесты, что делает обучение более эффективным. Инновации, такие как круглосуточные ИИ-тьюторы, VR/AR-симуляции, геймифицированные платформы и микрообучение, становятся стандартом.
Тем не менее, стоит также учитывать потенциальные риски. Например, Бариев подчеркивает, что рост цифрового неравенства и уменьшение живого общения могут негативно сказаться на развитии мягких навыков, таких как коммуникация и эмпатия.
Он акцентирует внимание на том, что ИИ не заменяет педагогов, а переопределяет их роль в процессе обучения. Таким образом, внедрение технологий должно происходить с осторожностью, сохраняя баланс между инновациями и традиционным общением в образовании.
Генеральный директор Фонда Потанина, Оксана Орачева, акцентировала внимание на важности человекоцентричности в образовательном процессе.
Она отметила, что роль преподавателя меняется: он теперь выступает не только как источник знаний, но и как наставник и модератор, курирующий образовательный опыт.
В условиях развития искусственного интеллекта становится сложнее отличить работу ученика от результатов нейросетей, что создает трудности в оценке знаний учеников.
Антон Конушин предложил изменить систему оценки, уделяя больше внимания защите проектов и устным обсуждениям. Такой подход позволит лучше понять уровень понимания материала учащимися, по сравнению с формальными заданиями.
Он также предсказал возвращение к традиционным методам контроля, таким как устные экзамены и контрольные работы, с повышением требований к домашним заданиям.