Промышленность России адаптируется к новым IT-требованиям

Янв 14, 2025 / 21:57

В условиях глобальных изменений российская промышленность вынуждена пересмотреть подходы к информационным технологиям.

Уход иностранных поставщиков программного обеспечения создал ситуацию, в которой компаниям пришлось выбирать между привычными иностранными продуктами и новыми отечественными решениями.

Промышленность России адаптируется к новым IT-требованиям

На конференции «Промышленность нового времени» рассмотрели, как предприятия выбирают IT-решения для модернизации производства и оценивают готовность российских разработок.

По словам Николая Иванова, директора по развитию бизнеса ТЦР, лишь 20–22% отечественных компаний занимаются цифровой трансформацией и измеряют результаты внедрения IT-решений.

Более половины компаний не считают это своим приоритетом, ссылаясь на высокую стоимость и нехватку квалифицированных кадров.

При этом в то время как финтех-рынок России является одним из самых развитых в мире, промышленность остается позади.

На данный момент только 15% компаний внедрили ERP-системы, а цифровая трансформация воспринимается как сложный и дорогостоящий процесс.

Иванов выделил четыре ключевых IT-тренда в промышленности: платформенный подход, аналитика данных, надежность и защита от простоев, а также внедрение инноваций на базе собственных разработок.

В 2020 году Ассоциация больших данных, в которую входят «Яндекс», VK, Сбербанк, Газпромбанк, «Тинькофф банк» и «МегаФон», оценила возможный дополнительный эффект от аналитики данных в промышленности в диапазоне от 300 до 600 миллиардов рублей.

Однако, по данным Мельбурнской школы экономики, только 12% компаний демонстрируют лидерство в использовании data-driven подходов, что составляет одну компанию из девяти. Это связано с тем, что две трети сотрудников не получают необходимую информацию вовремя, и полученные данные оказываются устаревшими.

Примерно три четверти данных вообще не используются из-за отсутствия технологий для их сбора и обработки в нужное время. В этом контексте важно учитывать надежность информационных и инженерных систем, ведь час простоя может стоить крупным компаниям до 300 тысяч долларов, учитывая прямые потери и риски срыва контрактов.

История одной металлургической компании, которая внедрила цифрового двойника цеха, показывает, что маловероятно достичь целевого состояния «безлюдного производства». Система часто выдает неактуальную информацию и не имеет функции алертирования о нарушениях в технологических процессах. Это создает сложности в использовании продукта для инженеров и осложняет процесс его развития.

Чтобы изменить ситуацию, необходимо внедрить наблюдаемость на всех уровнях производства и операционных процессов.

Компании все чаще внедряют информационные системы, ориентируясь на конкретные задачи, или заменяют устаревшие решения аналогичными. Это приводит к усложнению внутренних систем и увеличению затрат на их внедрение и эксплуатацию, как отметил Николай Иванов.

Платформенный подход, который объединяет данные и инструменты в едином решении, становится альтернативой. Такой подход поддерживает цифровую трансформацию, оптимизируя использование ресурсов и создавая центры компетенций.

Алексей Богомолов из Reksoft Consulting добавил, что централизация инструментов и данных не только повышает эффективность, но и снижает затраты. Иванов подчеркнул, что платформы также способствуют оптимизации процессов.

Он привел в пример платформу непрерывной аналитики операций «Sage Observability», используемую для предотвращения инцидентов и создания цифровых двойников, что обеспечивает надежность таких систем, как «Национальная платежная система» (НСПК).

T-банк начал интеграцию этой платформы с 2020 года, и в настоящее время все его информационные системы подключены к «Sage».

В последнее время компании значительно улучшили свои показатели в области обнаружения и устранения проблем. В частности, удалось сократить время обнаружения проблем на 90%, теперь оно измеряется всего в секундах. Время, необходимое для устранения аварий, также сократилось на 70% и составляет теперь минуты, тогда как ранее это занимало часы. Такой подход позволяет работать на уровне единичных событий, что дает возможность проактивно реагировать на трудности клиентов, зачастую успевая связаться с ними до того, как они заметят сбой. Это в свою очередь снизило количество обращений в контактный центр более чем в два раза, что выражается в ощутимой экономии для компании.

Внедрение системы «Sage» на предприятиях позволяет разворачивать цифровые двойники, то есть виртуальные копии производственных процессов. Такой проект сейчас реализуется в крупной металлургической компании. В другом проекте в нефтегазовом секторе «Sage» помогает отслеживать весь процесс закупок, включая согласование на всех уровнях. Это позволяет выявить проблемы, связанные как с техническими сбоями, так и с человеческим фактором.

Тем не менее, в ближайшие годы в России ожидается серьезная демографическая проблема: число работников будет сокращаться, что подтверждается статистикой Росстата. Средний возраст востребованных специалистов составляет 38 лет, при этом их количество в два раза больше, чем 25-летних. Вдобавок к этому общие экономические условия, уход иностранных компаний и текущее состояние отечественных организаций привели к тому, что более половины предприятий вынуждены сократить бюджеты на развитие в пользу обслуживания и поддержания текущих процессов.

Исследования показывают, что требования к инвестициям становятся более строгими.

Эксперт Богомолов подчеркивает, что компании сейчас предпочитают идеи с окупаемостью до двух лет, тогда как инициативы с более длительным сроком, превышающим три года, часто отклоняются.

Эта тенденция может привести к ситуации, когда для управления дорогостоящим оборудованием придется использовать низкоквалифицированных работников, надеясь на удачу.

В таких условиях наблюдается стремление к разработке малолюдных производств и цифровых решений, которые могут оптимизировать процессы.

Однако полностью автоматизированное производство возможно лишь при его строительстве с нуля.

Вопрос остается в том, как поступить с уже существующими активами.

Около 70% компаний ведут процесс цифровизации, но отсутствие системного подхода создает разрозненные оптимизации, что снижает эффективность.

Богомолов акцентирует внимание на необходимости пересмотра операционных моделей и управления персоналом.

Вместо традиционных методов следует развивать лидерство среди технологов и формировать центры компетенций для передачи знаний.

Также важно перейти к командным, интегрированным подходам в управлении, чтобы ускорить процесс масштабирования технологий и улучшить их взаимосвязь.

Продолжение локальной работы решений может спровоцировать технологический застой, подчеркивает эксперт.

На основе своего опыта он выделил четыре ключевых принципа эффективной цифровой трансформации.

Первый принцип заключается в важности работы с данными, ведь без необходимых данных цифровизация становится невозможной.

Второй принцип фокусируется на преодолении сопротивления изменениям: сотрудники должны осознавать свою роль в будущем и видеть возможности, которые предоставляет трансформация.

Третьим важным аспектом является необходимость быстрого и легкого масштабирования технологий.

Наконец, четвертым принципом является наличие платформы, обеспечивающей интеграцию всех решений и процессов.

Эксперт подчеркивает, что наибольший потенциал кроется в интеграции технологических решений для оптимизации всей цепочки.

Эту точку зрения поддерживает директор компании, занимающейся роботизацией, указывая на остро стоящую необходимость автоматизации на промышленных предприятиях.

Российская сфера роботизации имеет значительные отставания от мировых лидеров, находясь на 25 позиции.

Однако на рынке имеется потенциал для сокращения этого разрыва, поскольку в стране активно растет количество интеграторов роботов, и крупные компании проявляют интерес к автоматизации.

Заместитель директора по цифровизации другого крупного предприятия подчеркивает, что имущественные заказы в сфере IT принимают удобные условия, предпочитая работать только с надежными партнерами.

Все промышленники осознают риски, вызванные уходом западных партнеров, и стремятся минимизировать зависимость от внешних решений, способных подорвать бизнес-устойчивость.

Черепанов подчеркнул важность разработки ключевых систем, таких как MES и системы управления промышленной безопасностью. Эти решения создаются с полным доступом к исходному коду или в сотрудничестве с вендорами.

«Мы выстраиваем партнерства и дорабатываем решения под наши нужды, чтобы уменьшить риски и обеспечить стабильность работы», – пояснил он.

Евгений Рындин, вице-президент по цифровизации и информационным технологиям компании «Полюс», подтвердил, что с 2020 года их принципы выбора IT-систем практически не изменились, но теперь приоритет отдается открытости исходного кода.

Это позволяет командам самостоятельно обслуживать и развивать системы без зависимости от внешних поставщиков.

Такие совместные усилия, как партнерства с нефтехимическими и нефтяными компаниями в рамках индустриальных центров компетенций, возникли по инициативе премьера Михаила Мишустина в 2022 году.

Это взаимодействие не только улучшает качество решений на рынке, но и способствует снижению конкуренции за кадры.

Черепанов добавил, что такой подход повышает эффективность процессов и укрепляет совместную работу в отрасли.

По материалам: www.vedomosti.ru