Власти России стремятся к созданию более справедливой системы налогообложения, однако пока не определены точные контуры будущей реформы. Согласно источникам, близким к правительству, Кабмин готовится к введению дополнительных ставок для подоходного налога в прогрессивной шкале, зависящей от уровня доходов.
Один из рассматриваемых вариантов предполагает повышение ставки с 13% до 15% для лиц с годовым доходом в 1 млн рублей и более. По мнению экспертов, это означает, что зарплаты от 83 333,3 рублей в месяц попадут под ставку 15%. При этом средняя месячная зарплата в России в 2023 году составляла 73,7 тыс. рублей.
Инвестиционный советник Ольга Коношевская и доцент Линда Рыжих считают, что из-за инфляции и роста доходов граждан, фиксированные значения для применения повышенного налога будут затрагивать все большее количество населения. Они считают оптимальным установление повышенной ставки для лиц с доходом более 1,5 млн в год.
Переход к прогрессивной системе налогообложения может повысить справедливость и эффективность налоговой системы, снизив неравенство в доходах и облегчив бремя налоговых плательщиков с меньшими доходами.
Однако необходимо учитывать множество факторов, таких как экономическая ситуация, социальная защита населения и стимулирование экономического роста. Важно разработать механизмы контроля и оценки эффективности новой системы налогообложения, чтобы предотвратить возможные негативные последствия и обеспечить устойчивое развитие финансовой системы государства.
При установлении порога в 1 миллион рублей для повышения налоговой ставки эксперт отмечает несправедливость использования совокупного дохода, полученного за год от всех работодателей. Она указывает на разницу между тем, когда человек получает от 85 до 100 тысяч рублей на одной работе, и когда у него несколько мест работы, каждая из которых приносит по 30 тысяч рублей, чтобы прокормить семью и обеспечить себя.
Если принять во внимание совокупный доход за год в качестве налоговой базы, то примерно 20–22% населения страны столкнется с этой мерой. В Санкт-Петербурге это число составит 7–8%, считает специалист Президентской академии. Согласно данным ФНС, доходы от НДФЛ, поступающие в бюджет Петербурга, возросли на 11% с 397,8 млрд до 441,6 млрд рублей за счет роста средней зарплаты в городе на 12,7%.
В то же время, средняя заработная плата в Петербурге за январь–ноябрь 2023 года составила 91,9 тыс. рублей, а в декабре, учитывая премии, возросла до 130 тысяч. Один из потенциальных рисков налоговой реформы — это переход налогоплательщиков в теневую экономику. По данным УФНС, уже сейчас каждый 15-й работник в Петербурге работает в неофициальном секторе.
Инвестиционный советник Ольга Коношевская считает, что этот риск следует рассматривать как значительный. Чем больше процент населения затронет нововведение, тем выше вероятность того, что вернется практика выплаты зарплаты «в конверте». По её мнению, установление прогрессивной шкалы НДФЛ повышает риск смены налогового резидентства, особенно у крупных налогоплательщиков.
Повышение налогов может привести к снижению реальной зарплаты у высокооплачиваемых специалистов. Это особенно актуально для таких отраслей, как IT, где уже существует дефицит кадров. Ситуация может привести к тому, что работодатели начнут использовать различные махинации для уклонения от налогов, чтобы компенсировать потери. Однако, как отмечает эксперт по налогам, если введут прогрессивную шкалу налогообложения для доходов свыше 5 млн рублей, тогда реакция налогоплательщиков будет более рациональной. Появление «серых» схем станет маловероятным, поскольку крупные налогоплательщики, получающие сверхприбыль, вряд ли будут искать пути уклонения от налогов.
Помимо этого, обсуждаются возможные налоговые льготы как компенсация за увеличение налоговых сборов. В частности, в послании президента Федеральному собранию было заявлено об увеличении налоговых вычетов за второго и третьего ребенка в семье. Также планируется увеличение лимитов сумм возврата НДФЛ за обучение с 14 300 рублей до 19 500 рублей в 2024 году. Однако, по мнению специалистов, увеличение данных лимитов не соотносится с возможным ростом налоговой нагрузки.
Важно также рассмотреть возможность введения налоговых вычетов для людей с низкими доходами, вплоть до полного освобождения от уплаты налогов. Это позволит справедливее распределить налоговую нагрузку и обеспечить социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения. В целом, рациональное введение налоговых изменений и мероприятий по укреплению налоговой системы поможет сбалансировать интересы налогоплательщиков, государства и экономики, способствуя устойчивому развитию страны.
Эксперт убежден, что введение прогрессивной шкалы налогообложения поможет легализации низких заработных плат и сделает получение заработной платы в конверте менее привлекательным. При этом она считает, что важно поддерживать максимальный разрыв между ставками налогов для среднего класса и наиболее обеспеченных граждан. Такой подход способствует социальной справедливости и помогает снизить риски.
Инвестиционный советник Ольга Коношевская предлагает ввести значительные налоговые вычеты на долгосрочные сбережения для крупных налогоплательщиков - физических лиц. Уже с 2021 года в России действует повышенная ставка в 15% для граждан с доходами свыше 5 млн рублей в год, как напоминает налоговый эксперт Альбина Губайдуллина.
Согласно официальной статистике, за 2022 год введение прогрессивной шкалы налогообложения принесло бюджету прирост доходов в размере 1 трлн рублей. Налоговые службы непрерывно анализируют доходы граждан и стремятся усовершенствовать шкалу НДФЛ для справедливого налогообложения жителей с высокими доходами.
Бизнесу также предъявлен налог на сверхприбыль. Государство считает, что граждане, получающие большие доходы, должны нести большую налоговую нагрузку. Однако только налоговыми изменениями не обойтись - для успешной реформы требуется регулярная разъяснительная работа со стороны властей.
Важно пояснять гражданам суть налоговых реформ, их цели и необходимость. Поскольку собранные средства будут направлены на решение важных социальных вопросов, подготовка граждан к изменениям играет ключевую роль в успехе реформы. Таким образом, введение прогрессивной шкалы налогообложения и другие налоговые меры направлены на повышение социальной справедливости и эффективное распределение налоговых бремен, что является важным шагом в укреплении финансовой устойчивости страны.