Рост цен на топливо в январе 2024 года и его причины

Янв 17, 2025 / 04:14

С 1 по 13 января розничные цены на топливо увеличились на 0,6%, что является чуть меньшим ростом по сравнению со средним уровнем инфляции в 0,67% за тот же период.

Это подорожание произошло, несмотря на традиционное снижение потребления бензина и дизельного топлива в праздничные дни, а также на снижение котировок на топливо на бирже с 9 января.

Рост цен на топливо в январе 2024 года и его причины

Основные причины этого роста связаны с увеличением акцизов и необходимостью автозаправочных станций (АЗС) достичь рентабельности, чтобы компенсировать убытки, понесенные в предыдущем полугодии.

Эксперт Александр Котов подчеркивает, что в прошлом году АЗС работали с отрицательной маржей из-за резкого роста цен на оптовом сегменте и контроля над ценами на розничном уровне.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич отметил, что акцизы от бензина и дизельного топлива приносят более триллиона рублей в бюджет России.

Доля акцизов в розничной цене топлива превысила 20%, что существенно влияет на ценники АЗС.

С начала года акцизы на бензин 5-го класса увеличились на 14%, а на дизельное топливо на 16%.

Эти повышения стали закономерными с 2016 года и отражают тенденцию роста цен в начале года, аналогичную тем, что наблюдались в январе 2021 и 2022 годов.

В январе 2023 года на автозаправочных станциях (АЗС) наблюдался нулевой рост цен, чему способствовал ожидаемый избыток нефтепродуктов на внутреннем рынке из-за предстоящего эмбарго Европейского Союза на их закупку, вступившего в силу 5 февраля.

Однако акцизы на топливо продолжают оставаться постоянным фактором ценового скачка, что подтвердил и этот год. Важно отметить, что в 2022 году рост цен на бензин составил 11%, тогда как уровень инфляции составил 9,52%.

Существует мнение, что влияние акцизов учитывается заранее, но, по мнению экспертов, уплата акциза происходит постфактум, что делает данный вывод ошибочным.

Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации

Генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин подчеркнул, что основным фактором, влияющим на цены на топливо, стали экспортные ограничения.

Нефтяники повышают цены в периоды отмены запретов на экспорт, и с разрешением экспортировать бензин до 31 января 2025 года они стремятся максимизировать маржинальность продаж, поскольку нет уверенности в доступности внешнего рынка в феврале.

Эксперты ожидают продолжение роста цен на топливо в рознице, но без резких скачков или кризисов. По мнению Станкевича, весной спрос на топливо увеличится, что также может привести к росту цен.

Котов согласен с тем, что подорожание продолжится к концу низкого сезона и превысит уровень инфляции.

Важным аспектом для топливного рынка в ближайшие месяцы станет решение администрации президента США Джо Байдена включить в санкционный список Московский и Омский нефтеперерабатывающие заводы, а также завод «Киришинефтеоргсинтез». Эти предприятия имеют ключевое значение для снабжения Центральной России и других регионов.

Ожидается, что санкции усложнят импорт оборудования для ремонта НПЗ, что может вызвать дефицит на внутреннем рынке и, как следствие, негативно сказаться на ценах.

По материалам: rg.ru