В 2022 году Альметьевский государственный нефтяной институт (АГНИ) занял 7-е место в рейтинге нефтяных вузов по версии EDUNEWS и был признан наиболее динамично развивающимся учебным заведением. Институт активно внедряет нововведения: построен новый кампус, обновлены учебные программы и установлены партнерские связи с ведущими университетами России и зарубежья.
Ректорат, возглавляемый Александром Дьяконовым, рассказывает о трансформациях вуза, который служит главным образовательным и научным партнером ПАО «Татнефть».

АГНИ был основан в 1956 году, когда в Татарстане началась разработка Ромашкинского месторождения, требовавшего высококвалифицированных кадров. Первоначально в Альметьевске был открыт учебно-консультационный пункт заочного факультета Московского нефтяного института.
В дальнейшем этот пункт преобразовали в Татарский заочный факультет, который подготовил около 3000 инженеров-нефтяников за более чем 30 лет своего существования. В 1992 году ТВФ получил статус самостоятельного учебного заведения, а затем стал Альметьевским государственным нефтяным институтом (АГНИ).
Институт продолжает развиваться и адаптироваться к современным требованиям отрасли.
Подготовка специалистов в вузе является важным показателем его качества, что подтверждается значительным вкладом выпускников в развитие нефтяной промышленности России. На сегодняшний день потребность в квалифицированных инженерных кадрах остается высокой, несмотря на изменения в условиях разработки месторождений и технологические новшества.
Это создало необходимость трансформации учебного заведения в «Высшую школу нефти», что подразумевает обновление стратегии, расширение направлений деятельности и укрепление позиций в российской и мировой нефтяной науке.
Основой успешного развития вуза, на мой взгляд, должна стать наука, которая служит не просто ради самого себя, а для решения актуальных задач, поставленных государством и высокими технологиями. Научные исследования создают новое знание, что позволяет поддерживать актуальность учебного процесса и идти в ногу со временем, а порой и опережать его.
«Высшая школа нефти» была создана в рамках реализации проекта нового кампуса. Хотя он еще не завершен, уже сейчас новые лаборатории и общежития вызывают восхищение. В проект закладывалось превращение кампуса в архитектурный шедевр мирового уровня, и особое внимание уделено как концепции, так и основным аспектам науки и образования внутри кампуса.
Ждем с нетерпением завершения строительства, чтобы увидеть, как станет выглядеть этот учебный центр.
Кампус должен стать центром интеллектуальной и культурной жизни, привлекая студентов, преподавателей, ученых и граждан.
Важно создать комфортную среду для обучения, научной деятельности и досуга, где каждый найдет занятия по интересам, вне зависимости от возраста.
Мы планируем, что спортивные и социально-культурные объекты будут доступны не только для студентов и сотрудников, но и для местных жителей.
При проектировании особое внимание уделяется комфортной безопасности.
На данный момент завершено строительство трех объектов: двух общежитий и лабораторного корпуса. Завершается возведение первого жилого квартала для профессорско-преподавательского состава, детского сада и спортивного центра.
В следующем году мы планируем открыть учебно-лабораторный корпус, а в дальнейшем — новые жилые кварталы с развитой инфраструктурой и социальными объектами.
Кампус — это не просто красивое место для жизни, но и площадка для развития и научного сотрудничества.
Здесь будет проводиться фундаментальная научная работа совместно с институтами Российской академии наук и отраслевые исследования в партнерстве с ПАО «Татнефть».
Наша цель — создать научный городок, который обеспечит конкурентоспособное образование.
Кампус будет объединять образовательные и научные учреждения, инновационные промышленные компании, стартапы и инвесторов, создавая сеть партнерских отношений между ними. На данный момент студенты института уже выполняют лабораторные работы в сотрудничестве с учеными, что дает им возможность познакомиться с исследовательскими институтами и обсудить возможность участия в научных проектах или трудоустройства.
В рамках изменений в образовании, программы и форматы обучения также проходят изменения. В Высшей школе наук (ВШН) реализуется сочетание индивидуальных образовательных траекторий и модульной системы. В бакалавриате первые два года студенты изучают базовые гуманитарные и инженерные предметы, а затем переходят к специализации. Курс обучения охватывает углубленное изучение иностранных языков (выбор между английским и китайским), цифровые технологии, энергоэффективность и энергосбережение, а также участие в командных проектах.
С третьего курса у студентов появляется возможность выбрать дополнительную специализацию и получить диплом о профессиональной переподготовке. Таким образом, создается система, позволяющая учащимся осваивать направления, не связанные с их основной дисциплиной.
Подход к формированию междисциплинарных знаний и уникальных навыков, востребованных на рынке труда, позволяет студентам получать рабочие профессии через сотрудничество со специализированными центрами подготовки кадров и средними профессиональными образовательными учреждениями (СПО).
Студенты, обучающиеся на старших курсах, могут глубже понимать теорию и проходить практику на производстве, что особенно актуально для нефтегазового направления, где наличие рабочей профессии обязательно для допуска к практическим занятиям, например, на буровых установках.
С 2022 года активно реализуется проект «Передовая инженерная школа» в партнерстве с Университетом ИТМО, целью которого является подготовка инженеров «лидеров инженерных групп». Эти специалисты будут способствовать цифровой трансформации экономики на разных уровнях и запуску стартапов, интегрируя инновационные продукты на рынок.
Специализация школы включает биотехнологии и программу магистратуры «Искусственный интеллект в биотехнологических системах», что обусловлено актуальностью данного направления в условиях энергоперехода и изменения климата.
Биотехнологии рассматриваются как ключ к устойчивому развитию научной и предпринимательской среды. Результатом деятельности ПИШ станет создание эффективной системы подготовки квалифицированных инженеров, которые будут лидерами изменений и носителями новых компетенций, способными задать новый вектор развития как для конкретных компаний, так и для отрасли в целом, адаптируясь к динамичным условиям рынка.
Основная цель образовательной программы — повышение уровня самостоятельности студентов. На протяжении всего обучения, начиная с первого курса, студенты работают в командах над проектами, которые становятся сложнее и более специализированными. К моменту выпускной квалификационной работы они предлагают решения для реальных производственных задач. Особенно актуально это для магистров, которые реализуют свои проекты в сотрудничестве с научными сотрудниками исследовательских институтов и Российской академии наук.
Система организации проектной работы включает два ключевых направления. Первый — проект «Впроекте». В рамках этого проекта предприятия различных секторов, таких как нефтедобывающая и машиностроительная отрасли, предлагают студенческие команды задачи для решения. Под руководством практикующих специалистов студенты могут вступать в проект на любом этапе обучения. Это дает возможность не только развить практические навыки, но и использовать результаты в курсовых и выпускных работах. Кроме того, студенты получают денежное вознаграждение за свою работу, что может привести к трудоустройству на этих предприятиях.
Второй проект, «Профессионализм от первого лица», включает приглашение экспертов и практиков для проведения лекций. Это уникальная возможность для студентов получить ценные инсайты и знания от успешных специалистов, которые не доступны в традиционном образовательном процессе. Таким образом, оба проекта интегрируют практический опыт с академическим обучением, что способствует подготовке студентов к реальным вызовам в профессиональной среде.
Студенты ВШН имеют возможность проходить практику в компаниях с предоставлением рабочего места, что подчеркивает профессиональную направленность вуза, специализирующегося на нефтяной отрасли. Однако современный рынок труда требует универсальных специалистов, и в связи с этим институт работает над внедрением междисциплинарного подхода в обучение.
В учебный процесс включаются IT-компетенции, что помогает студентам овладеть современными навыками работы с информационными технологиями и большими данными, что повышает качество их образования.
В рамках обновленной программы было открыто три новых направления бакалавриата: «программная инженерия», «бизнес-информатика» и «техносферная безопасность». Также запущены сетевые магистерские программы, что свидетельствует о стремлении к интеграции знаний из смежных областей.
ВШН активно сотрудничает с такими вузами, как Университет ИТМО, Новосибирский государственный технический университет, Казанский федеральный университет и Уфимский государственный нефтяной технический университет.
Выпускники-бакалавры получают обширные общеинженерные и информационные знания, что позволяет им успешно работать в команде и развиваться профессионально. Магистры могут принимать на себя более сложные задачи, создавая рабочие группы для их решения или сосредоточившись на научных исследованиях, которые могут опережать потребности производства.
Мы активно работаем над подготовкой магистров-предпринимателей, которые смогут эффективно трансформировать инженерные разработки в рыночные продукты или коммерциализировать научные исследования.
Академия горючаспособна удовлетворить более 70% потребностей нефтегазового сектора региона в высококвалифицированных специалистах. Наши выпускники трудоустраиваются в более чем 30 регионах России и за рубежом, с уровнем трудоустройства 85%.
Все студенты имеют возможность участвовать в реальных проектах с оплатой, что обогащает их опыт и помогает быстрее погрузиться в профессию. Кроме того, у нас функционирует карьерный центр, который помогает создать профессиональное портфолио, правильно ориентироваться в современных информационных системах и готовиться к собеседованиям.
В последнее время активно обсуждается развитие сотрудничества с Китаем. В 2021 году мы подписали соглашение с Профессиональным институтом города Дунъин, так как оба учебных заведения специализируются в области нефтяной отрасли.
В результате нашего сотрудничества был установлен меморандум о международном обмене, а также открыт центр изучения китайского языка в нашей академии. На базе китайского института был создан центр русского языка, что создаёт условия для взаимного обмена знаний и культур.
Первый выпуск студентов, изучающих китайский язык, уже состоялся, что свидетельствует о растущем интересе к этому направлению. В этом году количество желающих получить знания по китайскому языку настолько увеличилось, что пришлось объявлять конкурс.
Важно отметить, что нефтяная отрасль требует современных решений, включая инженерные достижения и экологические инициативы. Эта отрасль также переживает изменения, что открывает новые профессии и направления, которые уже начинают изучать в Высшей школе нефти (ВШН).
Одним из приоритетных направлений является использование биотехнологий для получения энергетических ресурсов. Они способны интегрироваться с IT-технологиями, поэтому ВШН сотрудничает с Университетом ИТМО, внедряя магистерскую программу по искусственному интеллекту в биотехнологических системах.
Однако, остается проблема нехватки лидеров, способных не только генерировать идеи, но и адаптировать их к текущим условиям, а также реализовать на практике, формируя эффективные команды. Это, безусловно, станет основным направлением развития ВШН.
В перспективе, вуз планирует укрепить профессорско-преподавательский состав и развивать межвузовское сотрудничество в научной сфере. Для этого в ноябре запланирована «Школа научных лидеров», которая соберет талантливых молодых ученых и аспирантов со всей страны.
Коллаборация с университетами, как российскими, так и зарубежными, необходима для обеспечения непрерывного профессионального роста новых кадров. Это позволит им оставаться в научном и образовательном тонусе.
Важно также расширение числа абитуриентов, особенно иностранцев. АГНИ, единственное профильное техническое учреждение на юго-востоке Татарстана, готовит специалистов для нефтедобывающей отрасли и смежных сфер.
Здесь осуществляется подготовка по 10 бакалавриатным направлениям, 5 магистерским и 5 программам аспирантуры. Профессорско-преподавательский состав включает более 100 человек, среди которых 16 докторов и 65 кандидатов наук.
АГНИ имеет три гранта Федеральной целевой программы и регулярно занимает высокие места в рейтинге «Три миссии университета». Студенческое научно-техническое общество дважды было признано лучшим в РТ, а секция общества инженеров-нефтяников SPE удостоилась престижной международной награды.