Госдума России отказывается от создания единой национальной криптобиржи. Вместо этого предлагается формирование сети небольших площадок, на которых государство позволит торговать криптовалютой. Однако реализация данной идеи сталкивается с серьезными трудностями из-за отсутствия необходимой материальной и законодательной базы. Эксперт Виталий Калугин в интервью «ФедералПресс» отметил основные препятствия для цифровизации российской экономики.
С началом специальной военной операции в феврале 2022 года российские финансовые учреждения столкнулись с отключением от международной платежной системы SWIFT. Для российских банков это стало кризисным моментом, тогда как многие пользователи в стране не заметили изменений, кроме тех, кто совершает международные транзакции или путешествует. После начала операции торговля и электронные платежи фактически приостановились, что негативно сказалось на цифровизации экономики в целом.

В то же время, на фоне инфляционных процессов правительство и Центробанк начали активные шаги для введения цифрового рубля как нового вида валюты. Первоначально планировалось провести пилотные проекты с весны 2023 года в разных регионах России, включая Урал. Тем не менее, проект цифровизации рубля не смог достичь запланированных этапов, и разработка застопорилась, согласно информации от самих инициаторов.
На пресс-конференции глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков отметил наличие значительного числа замечаний от согласующих институтов, хотя они и не являются угрожающими.
Эксперт-аналитик Виталий Калугин добавил, что для внедрения цифрового рубля в России отсутствует необходимая материальная и законодательная база.
Цифровой рубль, по мнению специалистов, нацелен на внутренний рынок, особенно учитывая, что международные торговые возможности страны серьёзно ограничены из-за западных санкций. Он будет выпускаться непосредственно Центральным банком РФ, в отличие от обычных денег, которые находятся в обороте и эмитируются коммерческими банками.
Отличие цифрового рубля от электронных денег заключается в том, что последний работает как инструмент, имеющий прямую связь с центральной банковской системой, а не с частными финансовыми учреждениями.
Однако, как отмечают эксперты, возникли и непростые моменты. Не оправдались ожидания по переходу электронных операций на китайскую валютную систему «Union Pay», что привело к проблемам с межбанковскими платежами. Китайские банки стремились наладить взаимодействие с Россией, предвидя возможность санкционного давления на себя.
В результате, на данный момент только небольшое количество российских банков интегрировано в систему «Union Pay», что затрудняет полноценное использование данной валюты для международных расчетов.
По словам аналитика Виталия Калугина, ключевой причиной текущих экономических проблем стали введенные против России санкции. В условиях нарастающей инфляции перед финансовыми учреждениями и гражданами стоит задача сохранения активов.
Ведущим средством защиты остаётся золото, а также нарастает популярность криптовалют, особенно биткоина, который весной 2023 года установил рекорд цены. Его стоимость возросла с 28 до 33 тысяч долларов, что соответствует более 2,2 миллиона рублей.
Однако в стране отсутствует единая платформа для торговли криптовалютами, что способствует распространению мошенничества и созданию фирм-однодневок, как отмечает агентство «ФедералПресс». Кроме того, недостаток законодательного регулирования мешает государству получать налоговые поступления.
Планируется создание национальной криптобиржи, которая могла бы централизовать все операции с криптовалютами в России и помочь минимизировать последствия западных санкций. Предполагается, что новая биржа поможет экспортерам и импортерам налаживать взаимодействие с зарубежными партнерами и использовать ее для расчетов за параллельный импорт. Регулирование этой площадки будет осуществляться Банком России.
Важно отметить, что концепция национальной криптобиржи является уникальной и не имеет аналогов даже в Сальвадоре, где биткоин признан одной из официальных валют.
Виталий Калугин считает, что создание национальной криптобиржи нецелесообразно, так как это ограничит конкуренцию. Эксперт подчеркивает, что государство должно выполнять в первую очередь регулирующую функцию.
Криптобиржи могут быть организованы различными финансовыми институтами, как, например, Санкт-Петербургская биржа, не являющаяся государственной. Он отмечает, что важнее обеспечить качественное законодательное регулирование криптовалют, используя закон о цифровых финансовых активах, нежели строительство собственной биржи.
Калугин предупреждает о значительных расходах на создание и поддержку криптобиржи, которые могут составить миллиарды рублей. Для успешного функционирования проекта необходимо четко определить, что считать криптовалютой, и разработать надежную регуляторную систему, соответствующую международным стандартам.
В текущих условиях России сложно достичь этих целей, и такие инвестиции в криптобиржу могут оказаться нецелесообразными.