Заслуги Ивана Цветаева в античной лингвистике и эпиграфике

Фев 18, 2025 / 13:04

Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского и Болонского университетов и член-корреспондент Санкт-Петербургской Императорской академии наук, часто вспоминается как отец поэтессы Марины Цветаевой и основатель московского Музея изобразительных искусств.

Однако его заслуги как специалиста по античной лингвистике оставляют желать лучшего. Цветаев был известным ученым в области древнеримской диалектологии и пользовался уважением в Европе.

Заслуги Ивана Цветаева в античной лингвистике и эпиграфике

Латинский язык, сохранявший своё значение долго после упадка Римской империи, интересовал ученых Нового времени, что было естественным на фоне его роли в межнациональном общении.

Так же, как и успехи древних римлян в изучении языка, вызванные теми же соображениями, поскольку такие учёные, как Цицерон, критиковали состояния койне, возникающего в Вечном Городе.

С началом археологических раскопок в 1748 году, когда начались раскопки Помпей, открылась новая эпоха в изучении древности, и эпиграфика стала относительно новой наукой.

Учёные смогли анализировать надписи на различных материалах, которые римляне оставляли на своих изделиях, что позволяло публике узнать о важных событиях, декретах и привилегиях.

Начиная с XX века, более 100 тысяч надписей стало доступно для анализа. Эти находки облегчали историкам датировку событий и реконструкцию жизни римлян, а лингвисты систематизировали и изучали эти надписи в начале XIX века, что привело к значительному прогрессу в понимании античного языка.

Исторически родственные языки были разделены на пять групп: этрусский, умбрийский, фаллиский, осский и латинский. Эти языки, хоть и принадлежали к одной языковой семье, имели свои особенности.

Латиняне начали писать слева направо, в то время как в этрусском, осском и умбрийском письме сохранялось написание справа налево. Фалисское письмо долгое время оставалось в тени из-за недостатка надписей, однако, благодаря расшифровке бронзовой таблички, найденной в 1860 году в древнем городе Falerii Novi, удалось установить его близость к латинскому диалекту.

Это открытие стало значимым вкладом в италийскую диалектологию и принесло известность Ивану Цветаеву, автору книги «Италийские надписи», опубликованной в 1883 году. Цветаев, сын деревенского священника, получил хорошее образование в Шуйском духовном училище и Владимирской семинарии, что стало трудной финансовой ношей для его отца.

Несмотря на это, те годы оставили у братьев Цветаевых не самый приятный опыт, в том числе «постоянное чувство голода». По окончании учебы старший брат Петр пришел на смену отцу в Ново-Талицком погосте, в то время как остальные выбрали светскую карьеру.

Федор стал учителем, а Дмитрий - ученым-историком и директором архива Министерства юстиции.

Иван поступил в Медико-хирургическую академию, однако, незавершив даже полгода обучения из-за проблем со зрением и стремления изучать гуманитарные науки, перешел в Петербургский университет.

Данные о его финансовом положении находятся в архиве, где указано, что отец не получал жалования и у семьи не было средств для содержания.

Благодаря этому, Иван был освобожден от платы за обучение и получал финансовую помощь.

Он завершил университет в 1870 году, получив золотую медаль за работу о Таците и остался в вузе для подготовки к профессорской деятельности.

С сентября 1871 года он преподавал древнегреческий язык в гимназии, а в следующем году по приглашению поступил на должность доцента в Императорском Варшавском университете, основанном в 1862 году и испытывавшем нехватку русскоязычных преподавателей.

В Варшаве Иван защитил магистерскую диссертацию в 1873 году, затем отправился в первую научную поездку по Германии и Италии в 1874 году.

Во время своей зарубежной поездки ученый окунулся в изучение итальянской эпиграфики, которая не входила в курс русского университетского образования. Его интерес к этой области, называемой тогда археологией, только рос с каждым прочитанным им трудом немецких и итальянских исследователей.

Он осознал важность изучения языков народов, населявших Италию, таких как сабиняне и самниты, для более глубокого понимания латинского языка: «Чтобы лучше понять природу языка латинов, следует учитывать лингвистические особенности других народов».

Это привело его к занятиям копированием и анализом древних надписей в Южной Италии и Сицилии. В 1875 году он выпустил свои первые работы на итальянском языке, среди которых были «Osservazioni sopra una iscrizione osca» и «Un iscrizione osca in Pompei».

Спустя два года эти труды вышли в русском переводе в форме «Сборника осских надписей с очерком фонетики, морфологии и глоссарием». Его исследования получили высокую оценку среди европейских коллег за точность и тщательность, что выделяло его среди других ученых.

В результате он не вернулся в Варшаву и подал прошение об отставке, оставив свою должность в университете. Цветаев впоследствии описывал его чувства к этому решению, подчеркивая, что неожиданный успех окрылил молодого ученого и спровоцировал его смелый шаг оставить родину.

Действия начинающего ученого вызвали неодобрение как в официальных кругах, так и среди друзей, которые воспринимали это как пустую браваду.

Однако ему предложили должности в трех российских университетах: Новороссийском в Одессе, Киевском и Казанском, при этом особенно настойчиво приглашал Казанский университет.

В результате, в марте 1876 года он стал доцентом Киевского университета Святого Владимира.

Тем не менее, его пребывание там было недолгим. В 1877 году в Московском университете освободилась должность на кафедре словесности, и его пригласили в качестве желаемого кандидата.

Профессор Корш в своем письме отмечал, что Цветаев хорошо владеет важной дляuniversитета отраслью латинской филологии — историей латинского языка.

Цветаев был избран доцентом, а затем, после защиты докторской диссертации, стал экстраординарным профессором.

В одном из писем он обращался к другу с мыслями о парадоксах судьбы, когда жизнь может одновременно подкидывать испытания и радости.

В Московском университете он продолжал исследования в области эпиграфики и италийской диалектологии, совершал поездки, в основном в Италию, и активно публиковался.

В 1885 году его избрали ординарным профессором по кафедре классической филологии.

В 1888 году Иван Цветаев, вернувшись из Болоньи, стал почетным профессором Болонского университета.

В 1889 году он сменил направление своей деятельности, сделав переход на кафедру теории и истории искусств, что, по слухам, было вызвано советом его первой жены Варвары Дмитриевны. Она предложила ему Focus on antique artifacts вместо древней литературы, указав на «Кабинет изящных искусств и древностей».

Именно этот кабинет стал основой для создания Музея изящных искусств имени императора Александра III, ныне известного как Пушкинский музей.

Хотя роль жены в его выборе может быть переоценена, фактом остается то, что с 1882 года Цветаев заведовал этим Кабинетом, где его интересы начали смещаться в сторону археологии и античного искусства.

Цветаев проявил значительное упорство в создании музея, что также было связано с соперничеством между Москвой и Петербургом. Москва стремилась заполучить свой собственный «Эрмитаж», и Цветаев, обладая настойчивым характером, стал ключевой фигурой в этой инициативе.

Он отдал 10 лет на развитие Румянцевского музея и сыграл важную роль в становлении Музея изобразительных искусств, который его дочери называли своим «большим младшим братом».

История создания Пушкинского музея обширна и интересна, но это отдельная тема.

По материалам: www.kommersant.ru