С 20 марта по 11 апреля в галерее «ГУМ-Red-Line» пройдет выставка «Майевтика», посвященная пятилетию Московской школы современного искусства (MSCA). Она представит работы более 30 художников, включая преподавателей и студентов, и станет платформой для диалога между участниками, сосредоточившись на актуальных темах.
В числе представленных работ будут произведения таких авторов, как Жанна Бобракова, Алексей Мандыч, Мария Костарева, Мария Федорова и Иван Новиков. Выставка нацелена на совместное осмысление искусства и образовательного процесса.

Кроме того, Ольга Вад открыла выставку на Новой Голландии, посвященную влиянию искусственного интеллекта на современный мир. Она стремится доступно объяснить сложные процессы, связанные с ИИ, и продемонстрировать работы художников, исследующих эту тематическую область.
Таким образом, зрители смогут увидеть, как искусство и технологии взаимодействуют, а также углубиться в понимание новых философских и практических вопросов, которые поднимает искусственный интеллект.
Выставка, названная в честь книги Кэтрин Хэйлс, исследует такие важные темы, как идентичность, эмоциональная привязанность и влияние технологий на человеческие отношения.
В Пушкинском музее состоится концерт, посвященный 110-летию со дня рождения выдающегося пианиста Святослава Рихтера и 103-летию Ирины Антоновой, которая руководила музеем до 2020 года. Эти две фигуры оставили значительный след в истории искусства, их дружба стала основой для проведения Международного музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», который гармонично сочетал музыку с театром и изобразительным искусством.
На концерте прозвучит «Элегия памяти Ивана Самарина для струнных» П. И. Чайковского в исполнении лауреатов премии «Grammy» — камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета. Также ожидается выступление пианистки Елизаветы Леонской с Вторым концертом для фортепиано и оркестра В. А. Моцарта. Концерт для клавира с оркестром № 1 И. С. Баха покажет Ксения Башмет, а завершит программу обработанная Юрием Башметом «Трио-соната для струнного оркестра» Альфреда Шнитке.
Также пройдет специальный показ спектакля «Прикасаемые 3.0», организованный Музеем криптографии совместно с Центром творческих проектов «Инклюзион» при поддержке Фонда «Свет». В данном перформансе примут участие актеры с различными нарушениями слуха и зрения, что подчеркнет важность инклюзивного подхода в искусстве.
Постановка, созданная режиссерами Русланом Маликовым и Дженни Силли, основана на реальных судьбах слепоглухих людей. В этом спектакле слепоглухие актеры делятся своими переживаниями и повседневной жизнью, обсуждая мечты, тревоги и достижения. В числе участников — литератор и художница Ирина Поволоцкая, триатлонист Алексей Горелов и председатель женской комиссии Российской шахматной федерации глухих Надежда Голован, среди других.
Также стоит отметить уникальную театральную премьеру, посвященную поэту Борису Рыжему — спектакль «Б. Р.», в котором хореография, музыка и слова соединяются в поэтическую картину. Зрители оказываются на «крыше» многоэтажного дома, где Рыжий искал вдохновение. В спектакле участвуют актеры МХТ им. Чехова, артисты Большого театра и музыканты euphoria orchestra. Особым элементом выступает голос самого поэта, который звучит в записанном повествовании.
Кроме того, в прокат выходит дебютный игровой фильм Заки Абдрахмановой «Папа умер в субботу», который получил признание на кинофестивале «Маяк». Абдрахманова уже имеет опыт в документальном кино и является соавтором сценария «Пингвинов моей мамы».
Фильм рассказывает трогательную историю 30-летней Айко, уехавшей из казахской деревни в Москву, где ее застала новость о смерти отца. После долгих лет отсутствия она решает вернуться на родину на похороны, сталкиваясь с неожиданными обстоятельствами и второй семьей отца. Эта история о сложных семейных отношениях и возможности примирения затрагивает важные темы из жизни каждого.
В преддверии премьерного показа фильма «Дольче!», зрители могут ожидать уникальное сочетание театра и кино. Этот проект предполагает фантасмагорическую историю о странствиях в мир мертвых, вдохновленную великими операми. Действие сюжета будет напоминать миф об Орфее и Эвридике. Жених, потерявший свою невесту в день свадьбы, отправляется за ней в загробный мир, его сопровождает загадочный таксист в исполнении Венсана Касселя. В поисках спасения, Орфей погружается в вихрь веры и отчаяния. В фильме прозвучат известные музыкальные композиции - арии из опер таких композиторов, как Пуччини и Верди, а также современные произведения.
Параллельно с кинопремьерой на Хлебозаводе проходит серия дискуссий под названием «Город говорит», где обсуждаются важные проблемы городской жизни. В этот раз внимание сосредоточится на дружбе без «розовых фильтров». В дискуссии примут участие влиятельные представители местной культуры, такие как Маша Тимошенко, Света Коваленко и другие эксперты, которые поделятся своими взглядами на поддержание отношений и создание крупных сообществ.
Они обсудят, как находить близких по духу людей, поддерживать дружеские связи в условиях личных кризисов и делиться уверенностью и поддержкой в сложные времена. Подобные мероприятия помогают углубить понимание человеческих отношений и важности общения.
Модератором предстоящей дискуссии станет драматург и писатель Валерий Печейкин, известный как ведущий подкаста «Листай вправо». В рамках мероприятия коллектив «Притяжение» представит программу «Пьета», в которой основное внимание уделяется глубоким эмоциям, передаваемым через музыку классических произведений.
В этом концерте зрители смогут насладиться такими композициями, как Чакона Иоганна Себастьяна Баха из Партиты для скрипки соло ре минор (BWV 1004), интерпретированной для струнного квартета, а также кантатой Леоша Яначека «Элегия на смерть дочери Ольги». Также в программе можно будет услышать Фортепианный квинтет Альфреда Шнитке и Концерт для скрипки с оркестром «Памяти ангела» Альбана Берга, а завершит концерт вокальный цикл Густава Малера «Песни об умерших детях».
Кроме музыкального события, в Центре современного искусства «Винзавод» стартует 12 сезон «Открытых студий». Этот проект направлен на поддержку молодых художников, позволяя им работать с ментором, получать профессиональные консультации и участвовать в коллективных выставках и мастер-классах.
Участниками программы являются художники, такие как Павел Гришин, Катя Жилина и другие. Также в киноклубе Мультимедиа Арт Музея пройдет показ романтического нуара от режиссера Кирилла Султанова.
В главных ролях фильма выступили Марк Эйдельштейн, Микита Воронов, Кирилл Кяро и Тина Стойилкович. Сюжет повествует о Никите, воспитаннике детского дома, который бежит в Москву, где встречает богатого сироту Дэна. Дэн предлагает ему шанс на лучшую жизнь, но за это Никита должен стать его другом, не осознавая, какова будет истинная цена такого выбора.
После показа зрителям предоставляется возможность обсудить фильм с режиссером Кириллом Султановым, художником по костюмам Еленой Зверевой и оператором Дмитрием Зориным.
В Суздале художественное объединение «МИРА» открыло новый музей, благодаря куратору Андрею Бартеневу и архитектурному бюро Nika Lebedeva Project, которые успешно отреставрировали старинную купеческую избу и преобразовали её в выставочное пространство, посвященное современному искусству и цифровым технологиям.
Первым проектом «Коллайдера» стала выставка Максима Свищева под названием «Диджитал-тесто». Она исследует взаимодействие реального и цифрового миров. В рамках выставки в деревянном доме представлены четыре скульптуры, большое полотно с гипнотическим узором и экран, на который проецируются фигуры под музыкальное сопровождение композитора Александра Белкова. Выставка продлится до 18 мая.
Следующий проект — персональная выставка Ольги Тобрелутс «Транскодированные структуры», где представлены три живописных цикла художницы, созданные за последние 15 лет, а также полная ретроспектива ее видеоарта. В 1990-х Тобрелутс активно экспериментировала с видео и фотографией, но позже сосредоточилась на классической живописи. Цикл «Транскодированные структуры» впервые был показан на Венецианской Биеннале в 2019 году и отражает её размышления о восприятии цифровой информации и возможностях человеческого сознания.
Кроме того, в Театре имени Пушкина состоится премьера сценической композиции, созданной художественным руководителем труппы Иваном Титовым. В своем произведении он рассказывает о девяти днях из жизни композитора Вольфганга Моцарта, сочетая его успехи и неудачи, личные драмы и внешнюю славу. Титов выделяет Моцарта как одного из своих любимых композиторов и стремится исследовать суть его гениальности.
С 25 по 28 марта в Москве пройдет Международный фестиваль гитарного искусства, на котором зрители смогут насладиться выступлениями выдающихся гитаристов, среди которых Рене Искьердо, Артем Дервоед и Дмитрий Илларионов.
В первый день фестиваля также под управлением дирижера Федора Безносикова выступит Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова. Программа включит мировую премьеру Концерта № 2 для гитары с оркестром композитора Ефрема Подгайца, Аранхуэсский концерт для гитары с оркестром Хоакина Родриго и Концерт на темы Альбениса для гитары с оркестром Стивена Госса.
В Еврейском музее открылась выставка, посвященная женщинам в кинематографе, где освещается вклад таких режиссеров, как Татьяна Лиознова, автор одного из самых известных многосерийных фильмов «Семнадцать мгновений весны», а также отдельных кинематографисток, от Ольги Преображенской до Киры Муратовой и Ларисы Шепитько.
Выставка содержит более 200 экспонатов: эскизы к фильмам, фотографии со съемок, афиши и документы, в том числе сценарии, из частных коллекций и архивов крупных музеев, демонстрирующие развитие отечественного кино.
Кроме того, в Центре визуальной культуры Béton открылась выставка «От документа к символу», посвященная военной фотографии. На ней представлена фотолетопись войн, включая работы Дмитрия Бальтерманца, Евгения Халдея и Роберта Диамента.
Экспозиция включает 90 фотографий, которые помогают проследить эволюцию военного фоторепортажа от документальных материалов до создания символичных изображений, отражающих глубину военного конфликта.