Трибьют-альбом Днесь объединяет панков и инди-рокеров

Мар 21, 2025 / 04:26

В Санкт-Петербурге панки и инди-рокеры объединились для создания трибьют-альбома «Днесь», посвященного стихам поэта Серебряного века Анатолия Мариенгофа. В проекте приняли участие группы, такие как «Торба-на-Круче» и «Завтраккусто», а также отдельные артисты в сотрудничестве с библиотеками.

Этот альбом стал продолжением тренда последних лет, когда поэзия начала XX века перерабатывается в музыкальные формы, что можно увидеть по таким сборникам, как «Сохрани мою речь навсегда» с текстами Осипа Мандельштама и «После России», посвященным поэтам-эмигрантам. Все эти проекты объединяет уверенность в том, что классическая русская поэзия может находить отклик среди современной аудитории.

Трибьют-альбом Днесь объединяет панков и инди-рокеров

Интересно, что создание альбома «Днесь» стало возможным благодаря инициативе сотрудников Библиотечной системы Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Запись проходила в студии звукозаписи информационно-досугового центра «М-86», что подчеркивает некоммерческий характер проекта.

Это творчество, не связанное с массовыми медиа, демонстрирует возможность взаимодействия библиотечной среды с музыкой. Несмотря на редкость подобных коллабораций, они могут привести к ярким результатам, успешно вписывающимся как в материальную, так и в цифровую реальность. Таким образом, «Днесь» становится не только данью уважения наследию Мариенгофа, но и значимым шагом в развитии культурного диалога между музыкой и литературой.

Анатолий Мариенгоф запомнился как друг Сергея Есенина и один из основателей движения имажинистов в 1919 году, вместе с Рюриком Ивневым и Вадимом Шершеневичем.

В своей «Декларации» они провозгласили: «Мы, настоящие мастеровые искусства… утверждаем, что единственным законом искусства является выявление жизни через образ и ритмику образов».

Имажинизм, хотя и стал символом русского авангарда, оказался недолговечным и к концу 1920-х годов распался.

Мариенгоф, переживший своих многолетних соратников, не эмигрировал, не был арестован или расстрелян, и дожил до оттепели, что позволило ему получить признание, в том числе от Иосифа Бродского, который назвал его роман «Циники» «лучшим русским романом».

В альбоме собраны его произведения разных лет — от 1919 до 1939 года, охватывающие период от революционного энтузиазма до сталинских репрессий.

Стихотворение «Днесь», написанное в 1918 году, открывает альбом и передает образ рождения нового мира как сдвиг тектонических плит, который актуален и сегодня.

В 1920-х годах звучали яркие и противоречивые голоса поэтов, которые с особой силой запечатлели трагедию времени. Фолк-группа «Ива Нова» в песне «Поле» отражает мрачную атмосферу той эпохи, где кровопролитье становится частью повседневной жизни. Стихи, такие как «Кровь, кровь, кровь в миру хлещет» и «Тресни, как мусорный ящик, надвое, земли череп!», подчеркивают жестокость и бессмысленность происходящего.

В 1939 году Женя Любич создает блюз из стихотворения «Географическая карта», передавая дух эпохи и философские размышления о существовании в условиях тревог и страстей. Это произведение, с его образами и эмоциональной напряженностью, раскрывает внутренние переживания людей, тоску по стабильности и смыслу жизни.

Сборник, в который вошли произведения таких авторов, как Мариенгоф и его современные интерпретаторы, смотрит на поэзию как на средство глубокого самовыражения и исследования исторического контекста. В «Кровью плюем зазорно…» поднимается тема панк-рока еще до появления жанра в привычном нам смысле. Вокал Лехи Никонова и группы ПТВП добавляет современный мотив к классическим текстам, создавая уникальный мост между старым и новым.

Историческая контекстуализация представлена в идее составителей альбома, предоставляющих выбор поэзии 1920-х годов — от романтиков до экспериментаторов, от «Завтраккусто» до «Добраночь». Это собрание не просто напоминание о поэтах прошлого, но и стремление переосмыслить их наследие в рамках современности.

Сравнение с Есениным, хотя и уместно, показывает, что Мариенгоф и другие поэты того времени гораздо шире и многограннее, чем могут показаться на первый взгляд. Альбом «Днесь» является настоящим открытием для всех ценителей русской поэзии и важным шагом в осмыслении творческого наследия, что говорит о влиянии литературы на различные аспекты культуры. Таким образом, поэзия не просто переживается, но и переосмысляется, создавая новые контексты и значения для будущих поколений.

По материалам: www.kommersant.ru