Спектакль «#неРевизор», основанный на пьесе врио главы Курской области Александра Хинштейна, состоялся в Театре Ермоловой в Москве.
Его спонсировала театральная компания «Культура», что говорит о формате антрепризы.
На фоне ограниченной театральной жизни глаз критиков будет прикован к данной постановке.
Стоит отметить, что аналогичные проекты, вдохновленные произведениями чиновников, обсуждаются в основном до премьеры и вскоре после неё.
В данной постановке играют известные актеры, такие как Сергей Степанченко, Александр Клюквин и Борис Каморзин.
Кирилл Серебренников, основоположник жанра адаптаций произведений чиновников, ранее представил «Околоноля» Натана Дубовицкого, однако эта работа уже относится к истории, поскольку Серебренников покинул страну в марте 2022 года.
Интересно, что в Малом театре до сих пор идет спектакль «Смута», созданный по мотивам произведений помощника президента Владимира Мединского, хотя ближайшие шоу запланированы только на конец февраля.
Кроме того, произошло кадровое изменение в Севастопольском театре оперы и балета: известный танцовщик Сергей Полунин покинул свою должность, уступив место Ильдару Абдразакову, солисту Большого и Мариинского театров.
Это подчеркивает изменения, с которыми сталкиваются театры в современном российском контексте.
Несмотря на свою преданность, продемонстрированную трижды нанесёнными татуировками с портретами Путина, Полунин заявил о своем намерении уехать из России, что также говорит о текущих тенденциях в театральной среде.
Полунин может быть охарактеризован как фрик, но такие личности часто становятся движущей силой культурных изменений, не только в театре, но и в более широком культурном контексте. Однако в настоящее время подобные фигуры теряют актуальность, уступая место чиновникам, которые предпочитают безопасные решения, не вызывающие общественных резонансов.
Это объясняет, почему в культурном поле так мало внимания уделяется теме СВО. Нетрадиционные ценности из театра словно вытеснены, и внедрить традиционные в современные реалии затруднительно. В результате, даже такие авторы, как Александр Хинштейн, обращаются к классическим русским произведениям для вдохновения.
Недавно произошёл важный инцидент, о котором почти никто не сообщил. Лидер группы «Звери» Роман Билык подал в суд на министра культуры Тверской области и местный комитет по физической культуре и спорту из-за отмены его концерта в спорткомплексе «Юбилейный». Министр культуры Ксения Лаврова аргументировала отмену «неоднозначной позицией» артиста.
Этот шаг особенно примечателен на фоне того, что Билык уже выступал на Донбассе и до недавнего времени не сталкивался с отменами концертов. 22 декабря Тверской суд частично удовлетворил иск Билки, указав, что защита деловой репутации не входит в полномочия арбитражных судов.
Однако иск в части признания незаконным отказа в согласовании проведения концерта оставлен без движения, и Билику дан срок до 31 января 2025 года для подачи необходимых документов.
Обжалование решения о возвращении требования возможно в Четырнадцатом арбитражном апелляционном суде, что имеет значительное значение для музыканта.
Успех в этом деле может повлиять на местные власти, снимая с них мысль о запрете выступлений артистов под давлением недовольных активистов.
Региональные чиновники, по сути, предпочитают отменить концерт из-за формальных причин, например, не прошедшего обследования объекта, нежели рисковать вызвать недовольство москвичей, которые могут отреагировать на жалобы общественников, как это уже происходило ранее.
Получается, что существует нестабильная форма самоцензуры, не имевшая аналогов в предыдущие эпохи.
В советские годы решения были более ясными, однако сейчас правила не прописаны, и чиновники действуют по принципу осторожности.
Например, Коляда-театр в Екатеринбурге успешно ставит спектакли, но гастроли в Москве были отменены из-за актера, который ранее имел проблемы с законом.
Таким образом, артисты допускаются к выступлениям в одном регионе, но подвержены ограничениям в другом.
Ситуация также меняется в зависимости от региона: в Москве театр «Квартет И» действует свободно, в то время как в Омске его выступление может быть запрещено по просьбе местных казаков из-за недостаточной поддержки специальной военной операции.
Агутин, Егор Крид и Баста станут участниками концертов в 2025 году на 86-тысячной арене «Лужники». Несмотря на то, что культурная жизнь в стране видится замершей из-за эмиграции звезд, оставшиеся артисты, такие как группа «Звери», все еще могут собирать стадионы.
Однако важно отметить, что планирование крупных мероприятий в современной атмосфере, полной стеснений и доносов, становится крайне сложным. Так, например, отмена гастролей Коляды-театра в Москве принесла коллективу убытки в 12 миллионов рублей. Это поднимает вопрос о возможных потерях из-за отмены концертов в «Лужниках».
К тому же, депутат Госдумы Виталий Милонов выразил недовольство по поводу облегающих нарядов певца Шамана, чьи концерты отменяются в регионах из-за плохих продаж. Это может указывать на то, что аудитория начинает отучаться от посещения культурных мероприятий.
Отмена концертов таких групп, как «Звери» или Диана Арбенина, может привести к тому, что даже популярные артисты, как Шаман, не смогут найти свою аудиторию. Нельзя игнорировать, что культурное пространство едино, и его фрагментация, вызванная доносами и ограничениями, ставит под угрозу все инициативы в сфере шоу-бизнеса.
Именно поэтому за последние годы артисты стали проводить все больше Дней города в регионах, стремясь к восстановлению связи с публикой.
Гонорары и общественное мнение становятся темами heated споров в сфере культуры.
Например, Шаман вернул аванс за отмененное выступление в Орске, который пережил наводнение. Об этом говорит и Владислав Даванков, вице-спикер Госдумы от «Новых людей», указывая на нецелесообразность таких расходов.
Общественность становится активнее, и ее постоянные жалобы начинают оказывать влияние на культурное пространство, затрагивая как известных артистов, так и более лояльные фигуры.
С большой вероятностью можно ожидать, что в 2025 году, из-за недостатка офлайн-событий, общественные недовольства будут направлены на индустрию кино.
Это уже приводило к цензуре классических произведений, на что указывает вырезание сцен не только по предписаниям Роскомнадзора, но и из-за опасений перед неверным толкованием.
Культура, как известно, всегда развивается в условиях противоречий.
Совсем недавно шли споры о таких деятелях, как Константин Богомолов и Кирилл Серебренников, их спектакли пользовались спросом.
Тем временем, театры и кино продолжают адаптироваться, но когда оппозиция исчезает, остается только возможность собрать концерт военного оркестра.
Таким образом, текущая социальная атмосфера не предвещает ничего позитивного для культурной жизни в 2025 году.