Современный кукольный театр в беседе с Борисом Голдовским

Мар 20, 2025 / 21:42

21 марта отмечается Международный день кукольного театра, и в этот день мы встретились с Борисом Голдовским, художественным руководителем Московского театра кукол, который является одним из старейших в России. Борис не только театральный деятель, но и опытный исследователь, глубоко разбирающийся в кукольном искусстве не только в России, но и по всему миру.

В беседе с ним мы обсудили, какой же он, современный кукольный театр. По словам Голдовского, мы находимся в состоянии «промежутка»: это период поиска нового, что сможет заинтересовать современного зрителя. Напоминает времена советской эпохи, когда всё было четко организовано, и 90-е, когда казалось, что всякая свобода возможна, но в итоге результатом стали художественные «салаты». Начиная с этого момента, стало ясно, что искусству нужны определенные рамки. Эти рамки не обязательно накладываются государством, хотя финансирование имеет значение. Режиссеры и художники также должны самостоятельно определять границы, и сейчас они активно занимаются поиском новых форм и стилей.

Современный кукольный театр в беседе с Борисом Голдовским

Также Борис отметил, что кукольные театры смотрят на исторические периоды через призму своего искусства. Например, время немецкого романтизма ассоциируется с марионеткой — этим эфемерным существом вне земного тяготения. Однако, в начале XX века произошло возвращение к марионеткам, что также можно наблюдать в различных формах искусства, включая поэзию Бальмонта и драматургию Мейерхольда. Эти лица отражали тревожное ожидание перемен. После Revolyution 1917 года появился образ брутального характера петрушки, который стал символом новой эпохи, временно забыв о марионетке.

Таким образом, современный кукольный театр — это пространство постоянного поиска и переосмысления, находящее свое место в изменчивом культурном контексте.

Тема кукол может показаться обыденной, но она служит отражением социальной жизни и изменения культурных предпочтений общества. После ужасов войны люди искали утешение в мелодрамах и любовных историях, отвергая комедию и сатиру. В это время становится популярной тростевая кукла, обладающая романтической эстетикой. В отличие от эфемерных марионеток, тростевые куклы приземлены и олицетворяют более земные чувства.

Однако этот этап заканчивается в 1960-х годах с появлением планшетных кукол, которые предоставляют возможность более открытого взаимодействия актеров и кукол, что напоминает марионеток с обрезанными нитями. К концу XX века мода на марионеток вновь возвращается, что указывает на цикличность интереса к кукольному театру.

Современники часто обращаются к окружающему миру, чтобы понять, как он меняется. В этом контексте можно обратить внимание на различные образы «лиц» автомобилей, которые часто кажутся не просто металлом, а полноценными персонажами. Особенно выделяются модели советских автомобилей, которые имеют свои «добродушные лица». В отличие от них, современные автомобили часто имеют более агрессивный вид, что соответствует их ментальности.

Наблюдая за окружающей действительностью, можно увидеть, как древние механические куклы, известные еще со времен Соломона, продолжают оставаться актуальными. Когда-то движущиеся с помощью природных сил — песка, воды или ветра, постепенно они стали заводными. В середине XX века такие куклы обрели «инстинкты» — к примеру, движение, когда куколка ползет, достигает края стола и разворачивается обратно. Эти изменения позволяют нам понять, как куклы и их механизмы эволюционируют, отражая изменения в нашей культуре и обществе.

Совсем недавно куклы обрели «мозги» и стали называться роботами. Это не изменило их кукольную природу, но добавило элемент интеллекта, что можно считать шагом вперед.

На фестивале Московского театра кукол под названием «Гефест» в спектакле «Каштанка» по Чехову главную роль исполнил робот-собака. Хотя это не обязательно означает, что будущее театра кукол будет полностью заполнено роботами, такие концепции уже реализуются в Южной Корее и Японии, но там, как правило, по-прежнему необходимо взаимодействие с живым человеком.

Без человеческой энергии невозможно создать полноценное театральное действие. Teatro – это обмен энергией, где актеры, подобно теннисистам, передают «мяч» зрителям, и если все проходит успешно, этот «мяч» возвращается обратно в виде реакции зрителей.

В театре кукол механизм обмена тоже присутствует, независимо от типа кукол – будь то тростевые, петрушки или роботы. Возможно, в ближайшие 10-20 лет мы увидим эпоху куклы-автомата.

В современных театрах уже есть программисты, без которых сложно представить работу со светом, звуком и механизацией. В скором времени они могут стать необходимыми и в мастерских по изготовлению кукол, так как уже сейчас работают специалисты, занимающиеся их механизацией.

Театр кукол — это не просто искусство, а отражение человеческой истории и культуры. Несмотря на мнение, что это отдельный мир, на самом деле он является параллельной реальностью, позволяющей заглянуть в глубины человеческой психологии.

Здесь существуют различные типы кукол: театральные, обрядовые, игрушечные и механические, каждая из которых представляет свою уникальную цивилизацию. Наблюдая за куклами, можно понять, как менялись характеры людей с течением времени, ведь куклы выступают настоящими машинами времени.

Работая в кукольном театре с 1971 года, я не просто создаю спектакли, а через кукол открываю для себя мир людей. В Музее Театра Образцова можно увидеть, как менялся облик кукол в разные эпохи, что позволяет увидеть, как изменялись черты человеческого характера.

Ключом к успеху театра является талант людей, работающих в нем. Сергей Владимирович отбирал только лучших — от актеров до тех, кто осуществляет уборку. Эта концентрация талантов позволяет создавать настоящие шедевры.

В беседе с ним в конце 80-х он высказал мнение о будущем театра, предположив, что он исчезнет, уступив место зрелищу. Я был уверен, что театр всегда найдется, как он пережил угрозу со стороны кинематографа в начале XX века. Однако Сергей настаивал, что вместо театра будет лишь зрелище. Но даже оно будет иметь свое место и значение.

Таким образом, театр кукол — это живая история, способная мотивировать новое поколение и поддерживать связь между поколениями.

Несмотря на то, что театр и зрелище часто путают, между ними существует важное различие. Сегодня зрелищ становится все больше, чем, например, в 1990 году. Тем не менее, важно находить баланс между театральным искусством и зрелищностью, что позволяет обеспечить обмен энергиями.

Касаясь темы изменения ситуации в культурной сфере, стоит отметить влияние изоляции 2022 года на отечественный кукольный театр. На самом деле, эта изоляция практически не сказалась на кукольниках. Их связи и контакты исторически устойчивы и сохраняются в любых обстоятельствах.

Проходит множество международных фестивалей театров кукол, которые продолжаются даже в России, привлекая участников со всего мира. Несмотря на нынешние сложности, кукольники остаются в контакте друг с другом, ощущая единство своего сообщества.

Запад по-прежнему ценит наш талант и силу театров, которые обладают уникальным уровнем мастерства. Сохранение дружеских отношений и обмен опытом остаются в приоритете для всех участников этой ниши.

По материалам: www.mk.ru