В новом спектакле «Ленинградские сказки» в Российском молодежном театре (РАМТ), постановленном Филиппом Гуревичем, зрителей ожидает масштабный трагический опус по одноименному циклу Юлии Яковлевой. Репертуарная стратегия РАМТа за последние годы заслуживает признания: после ряда спектаклей о фашизме и тоталитаризме, театр представляет «Ленинградские сказки» – мистическую сагу о тяжелом прошлом страны через глаза детей.
Действие разворачивается вокруг двух братьев и сестры, лишенных родителей, которые переживают войну, блокаду, эвакуацию, страх и отчаяние, стремясь укрыться от ужасов мира в мире фантазий. Пенталогия Юлии Яковлевой стала одним из ключевых явлений современной литературы для подростков, получила множество наград, а первая книга цикла «Дети ворона» неоднократно поставлялась в театрах.
Однако никто не решался воплотить всю серию на сцене целиком. Филипп Гуревич и Мария Малухина в рамках «Мастерской инсценирования» в прошлом сезоне попытались объединить несколько книг в один спектакль.
Эта амбициозная задача казалась чрезвычайно сложной: сложно уместить так много событий и смыслов в единственную постановку. На основе «Ленинградских сказок» можно создать три отдельных спектакля и показывать их тремя вечерами, как это удачно сделали с «Берегом утопии» или «Тремя толстяками».
Вопрос о реализации всего цикла на сцене пролежал долгое время в воздухе. Однако в РАМТе было принято решение пойти на революционный шаг. Мария Малухина объединила несколько книг в единую историю с 1941 по 1945 годы, сократив события с «Детей ворона», происходящие в 1930-х годах, до одного флешбэка с арестом родителей. Это позволило создать эмоционально насыщенное и глубокое произведение, в котором зритель может погрузиться в трагические события прошлого через призму детской невинности и фантазии.
Каждый персонаж, каждый момент и каждая деталь в спектакле «Ленинградские сказки» пронизаны внутренним кровотоком человеческих чувств и переживаний. Актерская игра, музыкальное сопровождение и декорации сочетаются в единую красиво органичную картину, призванную воздать дань памяти тем, кто пережил ужасы войны.
Постановка Филиппа Гуревича отличается глубоким пониманием темы и умением передать ее зрителю через зыбкую грань между реальностью и фантазией. «Ленинградские сказки» в РАМТе стали не просто спектаклем, а символом интеллектуального и эмоционального переживания истории, который оставляет зрителей с множеством важных вопросов и чувств.
Это произведение искусства открывает взгляд на прошлое и настоящее через объективное зеркало детских сердец, вызывая диалог и размышления о важности сохранения памяти о трагедиях и подвигах наших предков для будущих поколений. В спектакле ощущается величие человеческого духа, его способность идти вперед и преодолевать любые трудности в поисках светлого завтра.
«Ленинградские сказки» в РАМТе несут в себе силу и мудрость глубокой трагедии, пережитой нашим народом, и наполняют сердца зрителей надеждой и верой в силу добра и человеческого единства.
Премьера спектакля длится почти четыре часа с двумя антрактами, и, несмотря на продолжительность, инсценировка оставляет впечатление поверхностного пересказа, поскольку многие сцены непонятны без знания первоисточника.
Однако автор спектакля, Филипп Гуревич, явно вдохновлялся работой «Три толстяка» Андрея Могучего, и этот фантастический образец антиутопии оказал заметное влияние на его творчество.
Особенно заметен алогичный, метафорический стиль художественного выражения, заимствованный из этого произведения.
Спектакль Гуревича не следует линейному нарративу, порой он сбивчив и загадочен, как речь контуженного человека, но он складывается из калейдоскопа ярких образов, которые остаются в памяти.
Например, сцена очереди в булочную в блокадном Ленинграде, где люди с изможденными лицами держатся друг за друга, напоминает картины Брейгеля.
Или идиллический эпизод воспоминаний о родителях, который ассоциируется с творчеством Магритта.
В спектакле также выделяется пара спортсменов в белой одежде, напоминающая о советской идеальности, которые уходят на бой и возвращаются поникшими и окровавленными.
Помада на губах санитарок, превращенная в кровь на фоне расстрелянного эшелона, создает удручающий контраст с их нежной внешностью.
Татьяна Матюхова, Владимир Зомерфельд и Алексей Бобров прекрасно справляются с ролями трех главных персонажей: Тани, Шурки и Бобки.
Их персонажи не являются детьми - хотя возраст обозначается маской, гримом и пластикой, актеры раскрывают основные темы - ответственность старшей сестры Тани, душевную тоску младшего Бобки и поиск истины Шурки.
В итоге спектакль Филиппа Гуревича представляет собой уникальное художественное произведение, которое, несмотря на некоторые недостатки, заслуживает внимания благодаря своей оригинальной форме и глубокому содержанию.
Спектакль с участием Антонины Писаревой, на которой лежит большая ответственность играть приемыша Сары, героини, не говорящей слов, становится одним из интересных театральных проектов. Режиссер добавил в спектакль удивительный элемент: девочка учится играть на скрипке и, проводя смычком по горлу, пытается извлечь звук. Это становится одним из самых впечатляющих моментов представления, а музыка, звучащая на сцене от барокко до современной западной эстрады, становится одним из ключевых аспектов спектакля после его драматургии.
Хотя использование разнообразных музыкальных треков вызывает споры, создателям удалось достичь успеха в сценографии. Созданный художниками Анной Агафоновой и Антоном Трошиным мистический лес становится для детей не просто убежищем, а местом инициации. В этом потустороннем мире царствует одноглазый бог Один, который предстает перед детьми в двух лицах, играемых сразу двумя актерами в детских костюмах.
Действие разворачивается так, что дети становятся проводниками между мирами, преодолевая границу под надзором плюшевого Мишки. На той стороне Мишка выглядит не таким милым, а скорее даже пугающим — наполовину игрушка, наполовину человек в медвежьей маске и классическом костюме. Он испытывает сложные чувства к своим маленьким хозяевам и принимает решение нарушить законы миров, спасая детей от опасности.
Но вскоре и дети, и взрослые сталкиваются с необходимостью сделать тяжелый выбор и пожертвовать чем-то важным, чтобы идти дальше. Последняя сцена спектакля, когда на сцене остается только древо познания добра и зла под холодными звездами, напоминает героям и зрителям о невозможности забыть прошлое и начать все с чистого листа.
Все персонажи, независимо от возраста, остаются сильно пережившими травмы и не в состоянии вернуться к обычной жизни. Финал спектакля, когда усталый Один говорит, что войны никогда не заканчиваются, а в зале звучит веховая новость о теракте, придает произведению особую актуальность и глубину.
Однако спектакль решают доиграть, ибо он рассказывает о важности противостояния смерти, которое побеждает лишь любовь.