Новая интерпретация Вишневого сада в театре а39

Июл 6, 2025 / 10:47

Недавняя постановка «Вишневого сада» в театре «а39» возвращает пьесе Антона Чехова её первоначальное определение как комедии. Эта работа интересна тем, что главная роль принадлежит Лопахину, сыгранному стендап-комиком Ильёй Озолиным.

Театр «а39» называют «независимым гениальным проектом», что подтверждается уникальной атмосферой, сочетающей элементы «Гоголь-центра» и театра «Практика». Проект возник из «Мастерской Кудряшова» в ГИТИСе, что обеспечило необычный актерский состав, где выпускники разных лет гармонично взаимодействуют друг с другом.

Новая интерпретация Вишневого сада в театре а39

Режиссёр Олег Глушков, который ранее поставил успешный спектакль «Ледяная синева», ставит своей целью показать «Вишневый сад» как комедию, что является вызовом для многих других театров. Его подход позволяет глубже раскрыть характеры персонажей, каждый из которых становится выразительнее благодаря сотрудничеству с актёрами.

Спектакль стал новым словом в интерпретации классики, где комизм и драматизм переплетаются, создавая невероятно убедительное театральное представление. «Вишневый сад» сохраняет свою актуальность и жизненность, а взгляды молодых актёров, таких как Озолин и Бортич, вносят свежие нотки в уже известные до боли образы.

В спектакле «Вишневый сад» Чехова зрителям представляются весьма колоритные персонажи. Раневская изображается истеричной и экзальтированной, что подчеркивает её инфантильные черты. Петя Трофимов, истинный вечный студент, неожиданно становится убежденным коммунистом, а образ глухонемой Дуняши экстравагантно сексуализирован. Гувернантка Шарлотта, с её спонтанными фокусами, становится забавным придворным шутом. Это ярко иллюстрирует главный приём Чехова, когда персонажи много говорят, но не слушают друг друга.

В начале спектакля наиболее трезвым кажется купец Лопахин, который резко комментирует происходящее: «Фрик-шоу какое-то просто». Однако во втором акте он демонстрирует свои собственные недостатки. Каждый актёр находит своё место в этой чеховской панораме, создавая иллюзию, будто каждому из них отводится главная роль.

Раневскую играют по очереди Юлия Пересильд и Серафима Гощанская. Несмотря на свои 25 лет, Гощанская удивляет широтой эмоций, делая её персонаж убедительным и зрелым. Дуэт сестёр — лёгкая Аня, сыгранная Сашей Бортич, и карикатурно набожная Варя в исполнении Ирины Соколовой — также добавляет многообразия спектаклю.

Контрасты в характерах обрамляют сюжет, а Лопахин как раз становится той фигурой, которая меньше всего соответствует абсурдному миру «Вишневого сада», внося в него ноты реальности.

Персонаж Лопахина, представленный как торговец 90-х годов, полностью соответствует атмосфере спектакля «Вишневый сон», в котором персонажи словно перемещены из разных эпох. В его руках оказывается знаковый пакет «Марианна». Несмотря на этот образ, в первом акте именно Лопахин вызывает у зрителей наибольшее доверие, так как он искренне стремится спасти имение, не поддаваясь общей безмятежности.

Его играет Илья Озолин, стендап-комик, для которого данный спектакль стал театральным дебютом. Особенное внимание заслуживает его трансформация во втором акте, где Лопахин из разумного человека становится в той или иной мере ребенком или сумасшедшим. Этот контраст, смена личностей кажется мгновенной и заходит глубоко в суть персонажа.

Озолин демонстрирует удивительное мастерство, не давая зрителям заподозрить его в недостатке театрального опыта, его игра выглядит полностью органичной. Непросто недооценить удачное название спектакля: «Вишневый сон» сразу указывает на его литературные корни и одновременно вызывает недовольство у зрителей, предпочитающих консервативные постановки.

Погружение в сонливую атмосферу выступления происходит благодаря сложной игре света, звука и декораций, где даже тени становятся активными участниками представления. Спектакль сливает несочетаемое — электронная музыка гармонирует с операми, а традиционный текст Чехова переплетается с современной лексикой, создавая новое художественное измерение.

Сцена театра представляет собой постоянно изменяющееся пространство, которое перекликается с реальной жизнью, создавая атмосферу, близкую к сну. Даже антракт не нарушает это слияние, благодаря искусно организованному свету и инсталляциям, таким как цветущий вишневый сад, зрители остаются в этой мечтательной реальности.

Спектакль «Вишневый сад», долго воспринимаемый как трагедия, на самом деле содержит много комедийных элементов, что позволяет посмеяться над характерами персонажей, их костюмами иsituations. Раневская создает критику ситуации, что открывает простор для иронии.

Спектакль Глушкова отступает от традиционной постановки, но эта интерпретация возвращает чеховским темам актуальные смыслы. Она находит отклик в нашем времени, когда ирония становится необходимой для выживания.

Погружение в этот художественный мир позволяет забыть о реальных проблемах, однако некоторые зрители, находясь в этом «сне», мечтают поскорее его прервать.

Также в Тель-Авивском театре «Гешер» состоялась премьера спектакля «Не тот свет», представляющего театральный дебют Авдотьи Смирновой, который также добавляет в копилку современных интерпретаций театрального искусства.

По материалам: novayagazeta.ru