В 45 году до нашей эры философ Цицерон в своей работе «Тускуланские беседы» представил термин «культура» не как процесс земледелия, а как развитие человеческого разума через обучение и воспитание.
Позже, в 1684 году, юрист Самуэль фон Пуфендорф также трактовал культуру как все то, что создано человеком, противоставляя ее естественному состоянию.

В 1782 году филолог Иоганн Аделунг впервые использовал «культуру» в современном смысле в своей книге, посвященной истории культуры человечества.
Русский язык стал использовать это слово лишь в XIX веке, первым его значением стала «образованность» и «земледелие», как упоминается в «Карманной книжке для любителя чтения» 1837 года.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля «культура» описывается как обработка, уход и образование, что подчеркивает ее многоаспектность.
Слово употребляется в различных контекстах, от упоминания художественной культуры на выставках до бытовых разговоров о культурном поведении. Например, фраза «какой ты культурный!» может быть сказана в отношении вежливого поведения, в то время как интерес к разведению растений может вовлечь обсуждение «культуры» определенных видов.
В преддверии нового сезона посадки технических культур, стоит обратить внимание на важность физической культуры в образовательных учреждениях. Понятие «культура» является многогранным и изучается различными науками: философией, культурологией, социологией и другими. Культура охватывает множество аспектов, включая жизненные ценности, нормы поведения и символы, которые помогают понять ее суть.
Жизненные ценности могут варьироваться от материального благополучия до духовного удовлетворения. Например, забота о слабых и честность с окружающими являются важными аспектами культурного поведения. Нормы поведения, такие как тишина в театре или уважение к учителям в школе, демонстрируют, как культура регулирует общественные взаимодействия.
Символы, как, например, кириллица в России или звезды на гербе Китая, также передают культурные смыслы. Герои, к которым люди стремятся тянуться, включают известных актеров, писателей и политиков. Ритуалы, передающиеся из поколения в поколение, как крестный ход в православной церкви, подчеркивают важность традиций в культуре.
Кроме того, существуют общечеловеческие ценности, касающиеся понимания добра и зла. Эксперты выделяют семь функций культуры, среди которых гуманистическая функция направлена на формирование человечности, а познавательная — на расширение кругозора. Оценочная функция способствует развитию способности видеть прекрасное. Культура играет ключевую роль в определении нашего поведения, убеждений и ценностей в обществе.
Культура представляет собой сложный и многогранный феномен, охватывающий различные аспекты жизни человека и общества. В процессе социализации индивид осваивает четыре ключевых функции: регулятивную, информативную, коммуникативную и социализационную.
Регулятивная функция формирует систему требований общества к личности, информативная обеспечивает обмен знаниями и опытом, коммуникативная способствует развитию человека через общение, а социализация приучает к взаимодействию с окружающими.
Среди множества форм культуры можно выделить несколько основных: элитарную, народную, массовую, материальную и духовную. Каждая из этих форм демонстрирует уникальные аспекты и примеры реализации в современном обществе.
Элитарная культура чаще всего связана с произведениями искусства, созданными для узкого круга ценителей. Например, картины Марка Шагала, которые требуют глубокого понимания и восприятия, являются ярким примером элитарного искусства. Это показывает уровень развития и культурной осведомленности общества.
Народная культура проявляется через устные традиции, такие как сказки, которые передаются из поколения в поколение. Все мы знаем «Колобка» или «Репку», которые читают детям. Также мы можем наблюдать, как бабушки водят хороводы, а дедушки вспоминают свое молодое время, танцуя народные танцы.
Массовая культура охватывает более широкую аудиторию. Например, подростки посещают концерты популярных исполнителей, таких как Егор Крид, а маленькие дети смотрят мультфильмы, такие как «Смешарики». Это позволяет проиллюстрировать, как массовая культура находит свое место в повседневной жизни.
Материальная культура включает в себя предметы, созданные людьми: от дизайнерской одежды до предметов интерьера, как, например, лакированный туалетный столик, подаренный маме. Духовная культура выражается в глубоком погружении в духовные практики, как, например, изучение Библии, что демонстрирует стремление к самосовершенствованию.
Социальные группы и контркультуры также играют важную роль в формировании культурного ландшафта. Современные молодежные группировки, такие как панки, хиппи или рокеры, часто отрицают принятые обществом нормы и создают альтернативные культурные проявления, которые можно воспринимать по-разному.
Таким образом, культура является системной структурой, включающей множество различных сфер, которые важны для функционирования современного общества. Без культуры человечество было бы лишено тех высоких идеалов и образцов поведения, которые отличают его от других живых существ.