В честь Дня Победы Первый канал в сотрудничестве с Госфильмофондом России предлагает зрителям ознакомиться с выдающимися советскими фильмами, посвященными Великой Отечественной войне, в рамках акции «Кино Победы». Редакция 1tv.ru представляет 15 значительных кинолент военного и послевоенного времени.
Одним из таких фильмов является работа режиссера Фридриха Эрмлера и сценариста Бориса Чирскова, которая была задумана в 1942 году. Этот фильм отличается тем, что он фокусируется не на боевых сценах, а на штабных совещаниях и стратегиях командования во время войны.

Эрмлер и Чирсков столкнулись с задачей, как передать глубокий драматизм человеческих чувств в ситуации профессионального обсуждения военных планов. Их сомнения относительно того, сможет ли зритель выдержать напряжение штабных сцен, преследовали их на протяжении всего творческого процесса. Это сотрудничество между режиссером и сценаристом включало не только обмен мнениями, но и переработку эпизодов, что подчеркивает их настойчивый поиск идеального результата.
Фильм также включает кадры боев, снятые на Ленинградском фронте с участием реальных солдат, а немецких военных сыграли пленные. Первоначальное название ленты — «Генерал армии». Эта работа была отмечена на первом Каннском кинофестивале в 1946 году, где она разделила главный приз с десятью другими фильмами, что подчеркивает её значимость в мировой кинематографии.
В СССР группа, работающая над проектом «Великий перелом», удостоилась Сталинской премии I степени. Мультипликационный фильм о Василии Теркине был создан Виталием Сюмкиным и Павлом Шмидтом. Этот четырехминутный мультфильм демонстрировался в кинотеатрах во время войны перед основным сеансом. К сожалению, Сюмкин скончался в год выхода «Васи Теркина…» во время блокады Ленинграда. Композитор Венедикт Пушков, который создал музыку для многих культовых советских фильмов, также принимал участие в проекте.
Поэма Александра Твардовского «Василий Теркин. Книга про бойца» была впервые опубликована в 1942 году, однако сам персонаж возник ранее, в 1939 году, во время советско-финской войны, когда он стал героем фельетонов, публикуемых в газете «На страже Родины» ленинградского военного округа. Теркин был результатом совместного творчества художников и поэтов, среди которых были Вениамин Брискин, Василий Фомичев, Николай Щербаков, Самуил Маршак и другие. Твардовский также внес свой вклад, написав вступление к серии фельетонов.
Фильмы «Профессор Мамлок» и «Гость» были сняты, но впоследствии изъяты из проката по политическим причинам. Проект «Жизнь в цитадели» начал реализовываться при участии коллектива «Фабрика эксцентричного актера» (ФЭКС), куда входили сценарист Леонид Трауберг и художник Евгений Еней. После выхода картины в 1949 году Трауберга обвинили в создании «антипатриотической группы буржуазных космополитов», что вынудило его покинуть профессиональную среду на несколько лет.
Фильм базируется на повести Льва Славина «Мои земляки», отснятый в Ташкенте. Главный актер Борис Андреев за свою роль был награжден Орденом Красной звезды, хотя его арестовали всего за несколько месяцев до съемок из-за критики власти, и ему угрожала смертная казнь за «контрреволюционную агитацию». По некоторым данным, он смог избежать серьезного наказания благодаря одобрению Иосифа Сталина, которому понравилась его работа в ленте «Трактористы».
В фильме «Два бойца» в главной женской роли снялась Вера Шершнева, жена режиссера, хотя критики отмечали ее менее выразительную игру. Также в ленте сыграл известный артист Марк Бернес, чье исполнение песен «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали» сделало его популярным. Примечательно, что изначально не планировалось включение песен в фильм, но творческий ход с письмом пулеметчика к возлюбленной был решен через музыку, и песня «Темная ночь» была написана за одну ночь.
Композитор Никита Богословский быстро создал мелодию для фильма, а Владимир Агатов написал текст песни, вызвав для записи артиста Бернеса. На следующий день был отснят эпизод.
Сценарий написал Евгений Петров, брат Валентина Катаева, что стало одной из его редких самостоятельных работ. Главные роли в музыкальной комедии «Беспокойное хозяйство» исполнили Михаил Жаров и Людмила Целиковская.
Несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте, на съемках между ними завязался роман, в результате которого они ушли от своих семей и продолжили совместное проживание. Михаил Жаров не только сыграл одну из главных ролей, но и выступил режиссером этого фильма, что стало его дебютом в постановке.
Роль Целиковской как главной женской героини также оказалась значимой, ведь в актерском составе оказался Юрий Любимов, будущий худрук Театра на Таганке и гражданский муж Целиковской. Михаил Пуговкин сыграл одну из первых ролей, хотя его персонаж не был указан в титрах.
Несмотря на негативные отзывы критиков, комедия полюбилась зрителям, благодаря запоминающимся песням, среди которых «Сирень-черемуха» и многие военные мелодии, такие как «Марш артиллеристов» и «Казак уходил на войну».
Композитор Тихон Хренников был удостоен Сталинской премии за музыку к фильму «Во имя Родины», где также звучит знаменитый «Марш защитников Москвы» Бориса Мокроусова, ставший лейтмотивом документальной ленты «Разгром немецких войск под Москвой». Сценарий к фильму написан Виктором Гусевым, однако он не дожил до премьеры и получил премию посмертно.
Хотя в титрах указано, что фильм основан на произведении Константина Симонова «Русские люди», отсутствует информация о сценаристе, что вызывает мнение о том, что работа принадлежит режиссерам. Сюжет фильма заметно отличается от пьесы Симонова: введены новые персонажи и акцентировано внимание на батальных сценах, которых в оригинале нет. Сам В revisioned by Пудовкин исполнил роль немецкого генерала, не присутствующего в пьесе.
Главные роли капитана Сафонова и разведчицы Валечки исполнили Николай Крючков и Мария Пастухова, которые были парой в реальной жизни. Их брак, начатый после съемок фильма «Трактористы», завершился в 1945 году. Для Пастуховой эта работа стала значимой дебютной ролью в кино.
Фильм также основан на одноименной повести Эммануила Казакевича, который был известен своими произведениями на идише. Ранее он занимался написанием стихов и прозы, а также работал в газете «Биробиджанэр штэрн» и возглавлял театры и радиовещание на идише.
Повесть, написанная Казакевичем, основана на его собственном военном опыте и содержит персонажей, взятых из реальной жизни. Лейтенант Травкин, например, был вдохновлен Николаем Ткаченко, в то время как образ лейтенанта Мещерского создан на основе Ивана Мещерякова, который после войны стал известным разработчиком космических систем.
Фильм же снят по мотивам стихотворения Константина Симонова «Жди меня», написанного в память о его жене, актрисе Валентине Серовой. Несмотря на свою личную природу, Симонов долго колебался с публикацией и отказался печатать его стихотворение несколько изданий, прежде чем оно появилось в «Правде».
Первая его аудиопродукция состоялась в декабре 1941 года, однако строчки стихотворения уже широко бытуют среди солдат, которые записывали его от руки.
Симонов также создавал сценарий для фильма вместе с Александром Столпером, написав его с мыслью о жене. Валентина Серова исполнила в фильме главную роль, хотя главная песня «Жди меня» была написана не ранее 1942 года, а в картине звучат другие произведения, такие как «Романс Лизы» и «Застольная».
Кроме того, интересен случай с персонажем Михаилом Вайнштейном, прообразом которого стал фотокорреспондент «Красной звезды» Михаил Бернштейн, друживший с Симоновым.
В произведениях Константина Симонова «Живые и мертвые» и «Двадцать дней без войны» ключевой фигурой является фотокорреспондент Кулаковский, который олицетворяет бесстрашие среди профессионалов своей сферы.
Эти работы отражают глубокую взаимосвязь между Симоновым и Валентиной Серовой и стали основой для проекта «Любовь Советского Союза». В 2024 году вышел фильм, а в 2025 году на Первом канале показали сериал, где затрагиваются ключевые моменты, в том числе создание программы «Жди меня».
Отдельное внимание стоит уделить фильму о легендарном летчике Валерии Чкалове, снятому Михаилом Калатозовым, который был известен своими документальными и пропагандистскими работами до этого. Его фильм «Мужество» положил начало художественной интерпретации военной тематики.
Роль Чкалова стала знаковой для Владимира Винокурова, а Аркадий Райкин исполнил роль американского журналиста, берет интервью у летчика. Марк Бернес также появился в фильме в роли комментатора.
Фильм запомнился зрителям знаменитой сценой, когда самолет летит под Троицким мостом. Этот трюк выполнял пилот Евгений Борисенко несколько раз — от четырех до шести, но его вклад остался незамеченным в титрах.
Сценарий фильма также был дополнен участием Георгия Байдукова, который сам был вторым пилотом в экипаже Чкалова во время первого беспосадочного перелета из СССР в США, а также перелета через Северный Ледовитый океан.
Фильм «Валерий Чкалов» представлял собой значимое художественное произведение, в котором роль Байдукова исполнил Петр Березов. История основана на повести Валентина Катаева, впервые опубликованной в 1945 году, и является одним из первых художественных взглядов на Первую мировую войну глазами ребенка. За это произведение Катаев удостоился Сталинской премии. Публика восприняла историю о Ване Солнцеве как автобиографическую, однако автор заявлял, что герой является собирательным образом.
Главную роль в фильме сыграл Юра Янкин, который был воспитанником детского дома. По мере взросления он смог восстановить связь с отцом, который, как сообщал журнал «Костер» в 1981 году, видел своего сына на экране местного кинотеатра, так как активно искал его после войны. Спустя годы в актерской карьере Юры не было продолжения, хотя он остался в киноиндустрии, работая техником на Киевской киностудии.
Фильм создан на основе «репетиционного киноспектакля» 1946 года, который высветил роман Александра Фадеева. Однако, прежде чем выйти на экраны, вторая версия фильма подверглась правкам из-за критики со стороны партийных руководителей, включая Иосифа Сталина.
Кроме того, стоит отметить, что фильм имеет знаковое значение в истории советского кинематографа, поскольку стал первым советским фильмом, получившим премию «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм». Это подчеркивает значимость и влияние российских художественных работ на мировой арене.