История киностудии Ленфильм: от док. кино до культового статуса

Мар 6, 2024 / 01:17

Киностудии «Ленфильму» в России сегодня исполняется 110 лет. За это время киностудия несколько раз была на грани банкротства и делала длительные перерывы в кинопроизводстве, однако она остается культовой и по-прежнему считается честью для любого актера и режиссера.

История киностудии Ленфильм: от док. кино до культового статуса

Долгое время день рождения «Ленфильма» считалось 30 апреля 1918 года, когда начал работать Петроградский кинокомитет. Однако режиссер Александр Поздняков предпочитает вести историю «Ленфильма» с 5 марта 1914 года, когда был учрежден военно-кинематографический отдел Скобелевского комитета.

История кино в Российской империи началась еще раньше, в 1886 году открылось знаменитое увеселительное место - сад «Аквариум», где люди приходили для развлечений. В 1882 году для сада «Аквариум» было построено каменное здание, которое сегодня является четвертым павильоном киностудии «Ленфильм».

Именно там, 4 мая 1896 года, был показан фильм «Прибытие поезда» братьев Люмьер, рассказал Александр Поздняков. Название «Ленфильм» получила только в 1934 году, а свой современный облик киностудия приобрела после 1952 года, когда началось строительство главного здания с колоннадой.

Первым фильмом Скобелевского комитета, а значит и «Ленфильма», была хроникальная лента «Гимнастика на машинах», снятая в 1913 году и впервые показанная в 1914 году. Александр Поздняков также отметил, что это был документальный репортаж о юнкерах, занимающихся спортивными упражнениями, и что имя оператора осталось неизвестным, так как профессия режиссера появилась позже.

В 1920-х годах начал свое путь кинематографический студия «Ленфильм», и уже тогда его фильмы смотрели во всем мире. Одной из ярких работ этого периода была лента режиссера Александра Ивановского под названием «Дворец и крепость» 1924 года, которую успешно приняли не только в СССР, но и в Германии, как рассказывает Александр Поздняков.

Однако настоящим золотым временем для «Ленфильма» стали 30-е годы, когда в кино пришел звук. Фильм «Чапаев», выпущенный в 1934 году братьями Васильевыми, стал настоящим бестселлером. Зрители ходили на этот фильм многократно, а в кинотеатрах образовывались длинные очереди. «Чапаев» с успехом демонстрировался не только в Соединенных Штатах, Испании, Германии, Австрии, Италии, но и в других странах по всему миру, как отмечает Александр Поздняков.

Драма «Юность Максима», вышедшая в 1934 году, стала первой частью популярной трилогии. В 1935 году бурный успех получили драма «Горячие денечки», а также фильм «Крестьяне».

С началом Великой Отечественной войны тема войны стала приоритетной для «Ленфильма». Буквально через месяц после начала войны, 14 июля, на экраны вышла короткометражка под названием «Подруги на фронт!», где главную роль исполнила Ольга Федорина, будущая актриса, которая училась в Первом Ленинградском медицинском институте и ушла на фронт сразу после премьеры. Ольга пережила войну, ушедшая из жизни в марте 2017 года.

Многие сотрудники студии «Ленфильм» ушли на фронт в самые первые дни войны. Режиссер Евгений Червяков был одним из добровольцев и погиб в феврале 1942 года. Режиссер Ян Фрид добрался до Берлина, а актриса Янина Жеймо, сыгравшая Золушку в одноименном фильме после войны, провела всю блокаду в Ленинграде, помогая на крышах, в госпиталях и на фронтовых бригадах.

Во время войны погибло или пропало без вести 359 сотрудников студии. Во дворе «Ленфильма» находится памятник, посвященный этим героям»,– сообщил пресс-секретарь студии Артемий Аграфенин.

В августе 1941 года «Ленфильм» был эвакуирован в Алма-Ату для совместного с «Мосфильмом» создания Центральной объединенной киностудии. В это время было снято множество антивоенных фильмов, которые поддерживали дух советских граждан в тяжелые времена. Среди таких фильмов были «Актриса» (6+), «Она защищает Родину» (6+), «Малахов курган» (0+) и другие.

«Ленфильм» вернулся из эвакуации в марте 1944 года, и уже 26 июня того же года начались съемки фильма «Морской батальон» (0+). Тема блокады Ленинграда стала одной из главных для студии. Фильмы, как «Балтийское небо» (12+), «Зимнее утро» (0+), «Ижорский батальон» (0+) и многие другие, увековечили эти страшные страницы истории нашего города.

«Ленфильм» до сих пор регулярно выпускает кино о блокаде, например, документальные ленты «Блокадный футбол» (0+) и «Приравнены к хлебу» (0+).

Примерно с середины 60-х годов кино, предназначенное для массового зрителя, стало основным продуктом другой советской студии – «Мосфильма», в то время как «Ленфильм» начал выпускать более глубокие и сложные картины. Важную роль в этом сыграли режиссеры Алексей Герман, Александр Сокуров, Илья Авербах и другие.

«В нашем городе всегда ценилась особая культура и свое представление о прекрасном. Кинематографисты в «Ленфильме» не просто снимали кино, они создавали особый киноязык и особенную киношколу, которая до сих пор существует», – отметил Александр Поздняков.

Сегодня эту студию киноиндустрии держат такие талантливые режиссеры, как Алексей Герман-младший, Дмитрий Светозаров, Вячеслав Сорокин и другие.

Рассказывая о своем впечатлении от работы на киностудии, Алексей Герман-младший вспоминает дни, когда как мальчик он попал на «Ленфильм», где его окружали кумиры советского кино: Олег Янковский, Николай Караченцов, Александр Абдулов, Людмила Гурченко, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих и многие другие.

Он видел их в гриме, в костюмах разных эпох, в разных декорациях, и для него «Ленфильм» стал чем-то волшебным и потрясающим.

Однако с распадом Советского Союза всё изменилось. Студия стала убывать, становиться меньше посетителей.

Несмотря на это, для молодого режиссера это место продолжало оставаться особым, что помогало ему творить и воплощать свои идеи.

В 2004 году «Ленфильм» потерял статус государственной студии, а также права на доходы от своей коллекции фильмов.

На протяжении следующих лет студия вынуждена была финансироваться из собственных источников, что привело к полному прекращению кинопроизводства.

Отсутствовали средства на современное оборудование, студия находилась в аварийном состоянии.

Эдуард Пичугин, возглавлявший «Ленфильм» с 2012 по 2020 год, разработал план по восстановлению студии и смог получить целевой кредит от ВТБ размером 1,5 млрд рублей.

Эти средства были направлены на ремонт кровли, инженерных сетей, обновление павильонов, создание музея и даже строительство кинотеатра.

Реставрация и обновление «Ленфильма» стали важным шагом к возрождению этой известной студии и созданию благоприятных условий для съемок фильмов и сериалов.

Сегодня студия продолжает активно развиваться, привлекая новых талантливых режиссеров и создателей кино.

Моей работой на студии было снято 16 полнометражных фильмов. Кроме того, мы предоставляли профильные услуги для сторонних компаний, и выручка с 2012 года увеличилась в три раза.

Мы проделали огромную работу по возвращению прав на «золотую коллекцию», которая могла ежегодно приносить нам до 150 миллионов рублей, однако процесс затянулся», – рассказал Эдуард Пичугин.

От долгов «Ленфильм» спасло Министерство культуры РФ в 2021 году, а в 2022-м студия вернула себе права на «золотую коллекцию».

Действующее руководство студии во главе с Федором Щербаковым продолжило ремонтные работы в павильонах и дворах студии.

На «Ленфильме» появилась студия шумового озвучания, студия перезаписи и даже полноценная видовая площадка в 1100 квадратных метров.

Кинопроизводство на «Ленфильме» восстановлено, хоть и не в масштабах СССР.

Так, в январе вышла драма «Воздух» (16+), а в ноябре 2023 года – комедия «Пять процентов» (18+).

В павильонах «Ленфильма» частично снимали сериал «Король и шут» (18+), фильмы о Майоре Громе и многое другое.

Прямо сейчас «Ленфильм» снимает триллер «Монохром» и активно готовится к производству сказки «Василиса», сериала «Витязи», которые должны стать русским Marvel, и документальной драмы про сотрудника «Леннаучфильма» Павла Клушанцева, которого режиссеры Джордж Лукас и Ридли Скотт называли своим учителем. И это далеко не все планы студии.

В марте 2022 года открылась сценарно-режиссерская лаборатория «Ленфильм-дебют», в рамках которой опытные кинематографисты помогают новичкам с первыми проектами и поиском средств на их реализацию. Так студия официально стала кузницей новых кадров.

По материалам: spbdnevnik.ru