Театральное искусство, как и любой другой вид искусства, время от времени оказывается на паузе, что подталкивает к размышлениям. Когда радостно — веселимся, когда грустно — задумываемся о сущности вещей. В этой связи в театральной среде возникло много вопросов, обсуждаемых в кулуарах, но не выносимых на публику.
Раньше было проще: назначение главного режиссера зависело от количества успешных постановок. Сейчас же, несмотря на отсутствие прозрачности в выборе руководителей театров, иногда порой кажущиеся нелогичными назначения работают на благо искусства.

Примером может служить назначение Александра Лазарева на пост главного режиссера Театра Армии. Хотя его эстетика и стиль близки к «Ленкому», где он работал ранее, его новое назначение оказалось успешным, что дало театру новую жизнь. За ним последовал Владимир Панков, чье назначение положительно сказалось на уменьшении скандалов в театре. Таким образом, оба театра — Театр Армии и «Ленком Марка Захарова» — продолжают существовать и развиваться.
Ситуация с Евгением Герасимовым также бросается в глаза. Несмотря на отсутствие опыта управления театром, его назначение на посты в три коллектива — Сатиры, Джигарханяна и Луны — вызвало удивление. Уважение к этому человеку великих заслуг не отменяет вопросов о целесообразности такого выбора. Непонятные решения в театральной среде часто порождают слухи и дискуссии, и пока чиновники не объясняют свои действия, остается лишь наблюдать за развитием событий.
Герасимов достиг значительных успехов в театре: актеры остаются, зрители приходят, и на всех сценах происходит множество событий. Интерес к театру сохраняется, однако возникает вопрос о причинах увольнения Сергея Газарова, который не был объяснен. Его избрал уважаемый Александр Ширвиндт, и непонятно, почему его мнение не было учтено.
Назначение Евгения Марчелли худруком театра Моссовета стало логичным шагом, несмотря на критику. Марчелли успешно продемонстрировал свои способности в последних спектаклях. Тем не менее, существует важная проблема, которую редко обсуждают. Долгосрочные контракты с худруками необходимы, но часто они подписываются на один год. Как можно эффективно планировать работу театра, когда каждый год подвешен неопределенностью?
Закрытость чиновников от культуры также влияет на ситуацию. Большинство московских театров под управлением Департамента культуры, и только некоторые — Министерства. Театр для зрителей — это не просто развлечение, это часть их жизни. Поэтому важно предоставить им информацию о происходящем в любимых коллективах. Они могут влиять на успех театра, только голосуя рублем, но должны быть осведомлены о том, что происходит внутри.
Недавно Дмитрий Бикбаев был назначен худруком «Театра на Покровке», что привлекло к театру утраченное внимание. Я сам ставил в этом театре, и тогда создавался уникальный стиль, когда им руководил Сергей Арцибашев. У театра есть свой зритель, однако в последние годы его жизнь стала менее заметной.
Дмитрий Бикбаев, начавший карьеру как актер в «Театре Луны» и затем проявивший себя на эстраде как певец, в конечном итоге вернулся к театру. Это показывает его глубокую привязанность к этому искусству. «Театр на Покровке» славится классикой, но остается вопрос, продолжит ли Бикбаев эту традицию или предложит что-то новое.
Информация о назначении Бикбаева связана с конкурсом «Таланты» от Департамента культуры, который якобы помог выделить новых худруков. Однако, на мой взгляд, было бы неверно считать, что лишь благодаря конкурсу Бикбаев получил эту должность. Он уже зарекомендовал себя через независимые театральные проекты, что, видимо, и стало основным критерием для назначения.
Смена художественного руководителя – это всегда сложный процесс. Замена должна быть чётко объяснена, чтобы избежать слухов, которые возникают из-за недостатка информации. Нельзя забывать, что назначение нового руководства может быть связано с различными факторами: от возрастных ограничений действующего руководителя до необходимости кардинальных изменений во время кризиса. Каждое назначение требует ясности и прозрачности, чтобы зрители и артисты понимали политику театра.