Известный актер и ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий пообщался с творческой молодежью города Уфа. На встрече со студентами Игорь Яковлевич был раскован и весел, делился своими профессиональными и жизненными историями.
Он рассказывал о своем опыте, поделился воспоминаниями о тех, с кем ему довелось общаться за долгие годы работы в театре. Игорь Золотовицкий отметил, что за 40 лет в МХАТе и в районе Камергерского переулка он встречал множество интересных личностей и считает свою учебу продолжающейся и по сей день.
Он выделил одним из своих учителей в театре замечательного Станислава Любшина, которого считает настоящим мастером своего дела. Игорь Золотовицкий поделился рекомендацией посмотреть фильм «Пять вечеров», в котором снялся Любшин, отметив его выдающееся мастерство.
Он также упомянул другие фильмы с участием Любшина, такие как «Щит и меч», «Не стреляйте в белых лебедей». Золотовицкий поразился феноменальной активности Любшина, который на данный момент исполнилось 93 года, однако продолжает играть в спектаклях.
Недавно они вместе сыграли в двух спектаклях - «Игра в городки» на рассказы Юрия Стоянова и «Девятый ряд, 10, 11 место» о 125-летии МХАТа. Второй спектакль написал молодой драматург Юлий Поспелов, повествующий о двух стариках, жизнь которых тесно переплетена с театром.
Игорь Золотовицкий, обращаясь к молодым артистам, выразил некоторую грусть о том, что его поколение не столь богато на учителей, как предыдущие. Он сказал о великих мастерах своего времени, таких как Евгений Евстигнеев, который оставил неизгладимый след в его жизни. Золотовицкий подчеркнул, что Олег Табаков, бывший также ректором МХАТа, играл значительную роль в его профессиональном развитии.
Ректор акцентировал внимание на юбилее школы-студии, которой исполнилось 80 лет, и пожелал ей дальнейших успешных лет в обучении новых талантов.
Во времена Великой Отечественной войны, в 1943 году, когда исход этого страшного конфликта был еще неясен, правительство приняло решение создать учебное заведение, посвященное творчеству. Это решение говорит о том, насколько важно было поддерживать и развивать культуру и искусство в тяжелые времена войны. Это было время испытаний и бедствий, но именно в такие моменты искусство становится особенно важным, ведь оно способно поддерживать дух народа и помогать ему выразить свои чувства и мысли через творчество.
Творчество всегда было и остается способом общения и самовыражения. И хотя автор замечает, что он не смешливый человек, он признает, что любит радовать других своими шутками и перфомансами. Он говорит о том, что ему нравится создавать некоторое напряжение на сцене, играя в игры и вызывая у партнеров интерес и реакцию. Развлекательный аспект искусства имеет свое место в жизни каждого из нас, и умение делать людей смеяться и развлекаться тоже является искусством.
Автор обсуждает процесс творчества и отмечает, что раскол или конфликт на сцене является неотъемлемой частью актерского мастерства. Различные виды драмы и комедии часто строятся на противостоянии персонажей, конфликтах и разрешениях. Умение создавать и играть расколы на сцене требует особого мастерства и чувства такта. Раскол может быть источником эмоций и напряжения, привлекая внимание зрителей и делая спектакль увлекательным и запоминающимся.
Важным аспектом искусства является также воссоздание произведений классической литературы. Упоминая свой спектакль с Евгением Гришковцом, автор рассказывает о своей работе над произведениями Эдгара По. Он отмечает, что игра в спектакле «По По» стала для него важным творческим вызовом. Пересказывая произведения в своем стиле, актер уделяет особое внимание деталям и характерам персонажей, делая каждое представление уникальным и оригинальным.
Далее автор размышляет о поэзии и поэтах, сравнивая их с инопланетянами. Он выделяет Николая Гумилева и свои воспоминания о нем, а также о Гердте и Юрском. Рассказывая об их подходе к стихам, актер делает вывод, что некоторые люди способны запомнить стихотворение не только наизусть, но и понять его смысл глубже, чем другие. Эта способность видеть и понимать красоту поэзии делает этих людей особыми и вдохновляющими для окружающих.
Таким образом, творчество и искусство играют важную роль в жизни человека и общества. Они способны объединять людей, заставлять их улыбаться и задумываться, дарить радость и вдохновение. В тяжелые времена искусство становится опорой и оптимизмом, помогая нам увидеть красоту и гармонию в мире вокруг нас.
Я поддерживаю дружбу с Женей Гришковцом, который является литературным критиком по образованию и окончил университет в Кемерово.
Во время наших встреч мы обсуждаем высокие темы, такие как литература и поэзия. Интересно, что Женя не может запоминать стихи наизусть и всегда предпочитает писать их от руки, перед тем как перепечатать.
По его мнению, чтобы стать актером, необходимо крайне сильно желать этого. Он советует наблюдать за людьми, которые вам нравятся, учиться у них, перенимать их эмоции и стремиться повторить их успех.
Женя утверждает, что понять талант невозможно, поскольку все мы талантливы в какой-то степени. Родители, конечно, часто считают своих детей талантливыми, но важно верить в себя, а не во внешние мнения.
Он подчеркивает, что признавать талант и везение необходимо, но без усердной работы нельзя достичь успеха. Женя отмечает, что часто люди, блестяще поступившие в вуз, сталкиваются с трудностями и не могут реализовать свой потенциал. В таких случаях необходимо искать способы преодоления препятствий.
Студенты, решая сложные задачи, могут начать сомневаться в своих способностях, однако важно помнить, что талант может проявить себя в другой области.
По мнению «Золотовицкого», заявлять о своей величии и талантливости просто так было бы странным и неразумным.
Многие из нас стремятся быть талантливыми в том, что они делают. Когда мы молоды, мечтаем стать актерами, попасть на большой экран, стать знаменитыми. Но истинное удовлетворение в профессии приносит не популярность, а взаимодействие с аудиторией. Захватывающий момент - когда ты чувствуешь, что зал молчит не от скуки, а от восхищения тем, что ты только что показал на сцене. Это волшебство театра нельзя сравнивать с ни с чем.
Кино - это визуальное искусство, которое строится на других принципах. Есть одна вещь, которую я ненавижу в съемках кино - это когда в первый день съемок снимают самые сложные сцены, где персонажу нужно испытать настоящую арту. Я всегда спрашиваю: как можно снимать такое сразу? Мы еще не вошли в роль, не понимаем, как это должно быть. Но в кино все делают именно так.
Однажды я спросил великого актера Михаила Пуговкина, получает ли он удовольствие от съемок в фильмах. Он ответил, что редко, и только тогда, когда роль получается. В театре же ситуация другая: все зарождается прямо на глазах у зрителей. Мы спорим, что-то не клеится, и для этого есть репетиции. В чем же суть нашей профессии? Мы должны каждый раз взывать к новым эмоциям, следуя принципам Станиславского, находить что-то новое в герое, закрепляя успешные моменты, и повторять это снова и снова.
Но что меня раздражает в сериалах? Некоторые актеры думают, что быть «естественными» и «органичными» - это уже профессия. Но нет, органика - это смерть для искусства. Это чувство, что все просто происходит само собой, не имеет ничего общего с искусством. Евстигнеев говорил: не просто ходите по сцене, пройдите дугой, сделайте что-то непредсказуемое. В нашей профессии нет четких правил, которые принесут успех, как решение уравнений. Главное - это работоспособность и стремление к совершенствованию.
В нашем учебном заведении, как и у многих коллег, студенты приходят минимум к 9 утра, позднее к 10 часам, и остаются до 23 часов вечера. Они просят не выгонять их, а даже разрешить задержаться до полуночи, чтобы поработать над чем-то еще. Эта интенсивная занятость может вызывать усталость и стресс.
В престижных вузах проводится строгий отбор студентов, так как мы ответственны за успехи тех, кто переходит на третий курс. Третий курс завершают студенты, которые заканчивают институт, и мы стремимся помочь им продвигаться в театральной сфере. Только те, кто умеет конкурировать, способны выдержать строгий отбор.
Главное - умение справляться с неудачами. Лучшие режиссеры ставят задачу исправлять ошибки. Они не хвалятся за хорошие результаты, а наоборот, уделяют особое внимание улучшениям. Евстигнеев настаивал на том, что следует оценивать неудачи и делать выводы. Актеры ценят конструктивную критику. Я также ценю замечания, особенно во время премьерных спектаклей.
Во время премьеры чувствуется большое волнение. Я предпочитаю посещать премьерные спектакли не в первый день, а после нескольких постановок, когда уже есть возможность исправить ошибки и улучшить выступление.
Что делать, если тебя просят сыграть роль, которую ты никогда не испытывал в реальной жизни? Например, тебе предлагают сыграть сцену пьяного человека, хотя сам ты не употребляешь спиртное.
В нашем учебном заведении у нас есть студентка, которая поступила на второй курс после четырехлетней попытки. Она мастер спорта по гимнастике, имеет множество наград и призов за участие в соревнованиях. Это пример того, как настойчивость и упорство могут привести к успеху в обучении и профессиональном росте.
Девушка была дисциплинированной, но не могла принять решение о поступлении. В конце концов она все-таки решилась пройти наш курс, который требовал платное обучение. Начало учебного года, 1 сентября, стало для нее отправной точкой.
После этого дня она исчезла из виду. Однако первого сентября учащиеся собрались в круг и начали импровизировать, изображая различных животных. Кто-то стал ежиком, кто-то другим существом. После этого дня девушка больше не являлась на занятия.
Через несколько дней она позвонила мне и попросила встретиться. На встрече она расплакалась и призналась, что не чувствует себя комфортно в роли ежика. Она сказала, что это не ее стиль и не могла продолжать такую игру.
Я попытался ее успокоить, напомнив о том, что она прошла четыре года обучения. Однако девушка была настроена решительно - она хотела доказать себе, что способна на подобные испытания.
Я объяснил ей, что если Чехов описал героя как пьяного, то так и следует играть эту роль, не изменяя его задумке. Искусство театра заключается в умении воплотить задумку автора. Нельзя делать то, чего не предполагал автор.
Например, в спектакле, в котором Отелло душит Дездемону, актеры не должны действительно душить друг друга. Это лишь игра, вымысел, наблюдение за жизнью и чувствами людей.
Я упомянул о том, что невозможно просто выпить немного алкоголя перед сценой, чтобы сыграть пьяного. Мои друзья пытались сделать это, но результат оставил желать лучшего. Увлеченность и волнение на сцене приводят к тому, что алкоголь сразу же влияет на мозг, а не на кровь, что делает сложным управление своим поведением и эмоциями.
Необходимо наблюдать за реальными людьми, изучать их поведение, чтобы правдоподобно сыграть свою роль. Мы всегда можем найти пьяных, чтобы изучить их поведение.
Владимир Высоцкий, выпускник школы-студии МХАТ, был хорошим примером подобного подхода. Альпинисты считали его альпинистом, водители - водителем, зеки - человеком, который провел время в тюрьме и знал об этом мире все. Однако ничего из этого не соответствовало действительности.
Высоцкий, происходивший из очень интеллигентной семьи, был способен на то, чтобы создать образ, который соответствовал ожиданиям окружающих, будто он прошел через множество жизненных испытаний. Он использовал свою харизму и талант для того, чтобы воплотить в жизнь различные образы и создать вокруг себя легенду.
Кстати, молодой человек не мог принять участие в войне из-за своего возраста.
Произведения «Чехова», «Шекспира» и «Мольера» написаны так великолепно, что они остаются актуальными на все времена. Эти авторы обладали особым пониманием человеческой природы, и поэтому их произведения остаются востребованными уже на протяжении многих лет.
Я не иронизирую, но я считаю, что при поступлении в театральный вуз необходимо временно забыть об уроках литературы, несмотря на всё уважение к педагогам. Для поступления в вуз можно выбрать стихотворение, которое отражает что-то о вас лично. Это может быть стихотворение Пушкина или другого поэта, но оно должно вас так покорить, что вы будете читать его не просто правильно, а с чувством.
Хорошо, если вы выберете несколько разных стихотворений, где вы можете выразить разные эмоции: радость, негодование, раздражение и т.д. Важно, чтобы в ваших чтениях присутствовала эмоциональная насыщенность, чтобы передать свои чувства.
И, конечно, читайте много. Я убежден, что тот, кто прочитал
Отсутствие государственной институции, посвященной искусству и систематическому обучению драматическому театру, уникальное для большинства стран мира.
В Соединенных Штатах существуют различные курсы, как качественные, так и менее успешные. Однако отсутствует возможность пройти четырехлетнее театральное образование, что делает Россию особым местом в этом отношении.
Многие американские студенты и профессионалы приезжали учиться в России, в том числе на программы совместно с «Гарвардским университетом».
На магистерскую программу также приезжали американцы, уже имеющие опыт игры на Бродвее. Одна из учениц, игравшая в мюзикле "Mamma Mia!" в течение восьми лет, поделилась со мной своим мнением о российской системе обучения. Она отметила, что в американской системе знания представлены фрагментарно, без четкой структуры.
Она увидела в системе Станиславского аналог Пушкина для русских. Станиславский систематизировал обучение драматических артистов, внедрив практику тренингов и анализа, что сделало его подход ключевым для театрального искусства. Его работа также привела к появлению профессии режиссера в театре.
До этого спектакли ставили предприниматели или талантливые актеры. Станиславский подчеркнул важность режиссера, который может придать индивидуальный смысл пьесе.
Он показал, что "Гамлет", "Чайка" и другие классические произведения имеют уникальные аспекты, вызывающие интерес в разных исторических периодах и культурах. По всему миру почти в каждой стране поставляют чеховскую "Чайку" - это свидетельство о ее универсальной актуальности и значимости.
Вокруг нас всегда царит особая загадочность гения, которая заставляет нас задумываться и исследовать то, что они нам передали. И это является чрезвычайно прекрасным и увлекательным процессом.
Михаил Чехов, один из участников создания «Голливуда», сравнивал Warner Brothers с братьями Вороновыми из Рыбинска. Среди наших талантливых людей можно также выделить выдающихся актеров, таких как Мерил Стрип, Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Дастин Хоффман, которые прошли обучение в школе, где ценили искусство русского драматического театра.
На примере постановки «Чайки» с Мерил Стрип в Нью-Йорке видно, какие выдающиеся актерские таланты выходят из этой школы. Главное, что учил нас великий актёр Евстигнеев, - это внимание. Даже его сокурсники, например Олег Табаков, признавали его выдающиеся театральные способности.
Евгений Александрович выделялся среди своих сверстников именно своим вниманием к деталям и остротой эмоций. Он всегда делал акцент на том, что актёры сами должны понимать, почему они находятся на сцене в этот момент, почему они рядом с каким-то партнером, и почему не уходят куда-то в сторону.
Его принцип "не режиссёр, а актёры должны контролировать сцену" - является основой для всех аспектов актёрского мастерства. Актёры по сути своей сутья не принадлежат себе, они всегда должны запоминать, переживать и испытывать разнообразные эмоции, чтобы передать их зрителям с максимальной достоверностью и искренностью.
Когда я провожал свою маму в последний путь, я поразился тому, что мои мысли заполнялись не только скорбью и горем, но и стремлением показать себя сильным для своего стареющего отца. Я не мог позволить себе проявлять слабость, ведь мне нужно было поддерживать его.
В эти моменты я не только запоминал свои чувства, но и радостные моменты жизни. Например, вспомнил, как 36 лет назад я находился в Японии, когда мне позвонили из посольства Советского Союза в Москве и сообщили, что у меня родился сын по имени Алёша. Это событие так сильно врезалось в мою память, что я чувствую, будто это произошло только вчера. Сейчас я осознаю, что каждый момент важен и нужно сохранять его в своей памяти.
Нет четкой формулы, как прожить жизнь, ни «Станиславский», ни «Мейерхольд» этого не придумали. Когда мы стоим перед испытаниями или радостными событиями, важно сохранить этот момент в своей коллекции воспоминаний.
На сцене каждый артист чувствует волнение и стремится найти ключ к своему персонажу. Даже исполнители, сыгравшие в «Чайке» под другими режиссерами, испытывают ту же тревогу. У Чехова нет случайностей, каждый персонаж имеет свою важность в произведении.
Название «Чайка» несет в себе определенный символизм. Чайка близко - это хищная птица, похищающая всё на пляже, в то время как вдали от берега красивые чайки парят в воздухе, окруженные запахом моря и сосен. Также люди могут быть и прекрасными, и подлыми, как и персонажи в пьесе Чехова. В этой работе присутствует конфликт между любовью с одной стороны и отсутствием взаимности с другой.
Это действительно катастрофа. Антон Павлович Чехов, несомненно, выдающаяся личность.
Хороший актер - это тот, кто умеет заинтересовать и увлечь зрителя на протяжении всего выступления. Зрители голосуют своими ногами: если им неинтересно, они просто уходят. Но если актер способен заразить зрителя своим вниманием и стремлением к искусству, то это уже победа. Как в случае с Женей Мироновым, который сыграл роль Иудушки в спектакле «Господа Головлевы». Его талант и способности поражают. Он способен возжечь все вокруг себя, когда готовится к выступлению. Я лично не обладаю подобным даром, в то время как он - настоящий фанат своего дела.
Также, Константин Хабенский - это также фанат театра.
Для зрителя не так важно, по какой методике работает актер - система Вахтангова, Таирова, Мейерхольда или Станиславского. Главное - это понимание: почему я здесь, что меня связывает с этим партнером на сцене. Самый важный вопрос в театре - не то, что мы говорим в тексте, а что остается невысказанным. Ведь даже когда мы молчим, мы играем. Все великие таланты умели ценить момент молчания. Как блестяще молчал Смоктуновский - только видишь, и мурашки по коже.
Во все тревожные периоды истории театр был убежищем для людей от повседневных тревог и забот. Люди идут в театр, чтобы уйти из реальности и окунуться в мир искусства.
Однажды мы играли спектакль в Казахстане, и один из наших актеров наблюдал за зрителями в зале. Там сидела пара - мужчина с женщиной. На сцене звучали слова: «В семейной жизни, Ваня, главное не любовь, а терпение». И тогда жена обращается к мужу с вопросом: «Ты понял?». Затем я продолжаю: «Любовь не может длиться вечно. После двух лет любви приходит время, когда для сохранения баланса необходимо проявить всё своё терпение». И снова она спрашивает: «Ты понял?». Это и есть великолепие театра - способность затрагивать живые темы и затем пусть зритель сам найдет ответы на свои вопросы, вернувшись домой.
Театр - это про это: вызывать размышления, вовлекать зрителя в диалог с происходящими на сцене событиями, предлагать новые точки зрения и переживания. Так что театр остается важным аспектом культуры и искусства, способным вдохновлять и менять жизни людей. Подписывайтесь на наши новости, чтобы быть в курсе всех событий и добавить источник новостей «МК в Уфе» в ваши избранные.