VK Education и НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург провели исследование, касающееся ожиданий абитуриентов от высшего образования и карьерных возможностей в сфере технологий. По результатам опроса, 51% абитуриентов намерены заниматься разработкой IT-продуктов, тогда как 18% из них хотят создать собственный стартап.
Большинство, около 52%, считает, что знание в области искусственного интеллекта необходимо для успешной карьеры в IT, независимо от избранной специализации. Среди интересующих областей в ИИ выделяются машинное обучение (67%), генеративный ИИ (55%) и компьютерное зрение (42%).

Также выяснили, что 80% выпускников школ готовятся к поступлению самостоятельно. При этом 69% участвуют в профильных олимпиадах, а 60% проходят дополнительные курсы. 82% респондентов ожидают, что вуз предоставит им необходимые навыки для карьеры, и 75% стремятся стать востребованными специалистами.
При выборе университета абитуриенты опираются на престиж заведения (76%), наличие специализированных программ (74%) и востребованность выпускников (73%).
62% опрошенных планируют продолжение обучения в магистратуре, а 20% рассматривают возможность учёбы на рабочем месте. По окончании обучения, 51% планирует заниматься разработкой IT-продуктов и технологий, 18% хочет открыть собственный стартап, а 9% выбрали бы научную деятельность. 21% пока не определился с карьерными планами.
В выборе специальности студенты ориентируются на личные интересы (79%), перспективность профессии (68%) и возможный высокий доход (55%).
Опрос среди абитуриентов выявил актуальные направления в IT-сфере. На первом месте по популярности оказался искусственный интеллект, который выбрали 67% респондентов.
Значительное внимание также привлекли анализ данных (55%), разработка IT-инфраструктуры (44%), информационных систем (41%) и системного программирования (37%). Более половины участников (52%) считают, что основам ИИ следует обучаться вне зависимости от выбранной специализации.
Среди конкретных направлений ИИ вне конкурса выделяются машинное обучение (67%), генеративный ИИ (55%), компьютерное зрение (42%), интеллектуальные системы (35%) и обработка естественного языка (34%). Также абитуриенты проявили интерес к рекомендательным системам (29%) и этическим аспектам ИИ (17%).
Исследование было проведено в июне 2025 года среди 1,3 тыс. студентов, желающих поступить на IT-программы.
В этом контексте ВШЭ и VK инициировали создание Школы информатики, физики и технологий (ШИФТ), целью которой является подготовка кадров для отрасли ИИ, включая разработчиков и системных архитекторов. Набор студентов на бакалавриат и магистратуру начался 20 июня 2025 года.
В июле 2025 года НИУ ВШЭ представил ряд актуальных исследований и инициатив, касающихся креативной экономики и научной работы. В частности, были разработаны методические рекомендации по измерению креативной экономики, что стало важным шагом в оценке этого сектора.
Также ученые университета исследовали влияние ипотеки на семейные приоритеты, выявляя, как кредитные обязательства меняют взгляды на будущее. Кроме того, НИУ ВШЭ отметил положительные тенденции в аспирантуре, где количество учащихся и качество образования продолжает расти.
Отдельное внимание было уделено государственной поддержке науки, с акцентом на итоги 2024 года и планы на будущее. В рамках научной работы математики университета успешно решили задачу, поставленную 57 лет назад, что демонстрирует высокую квалификацию исследователей.
Также было проведено изучение организованного беспорядка, который усиливает эффекты сверхпроводимости.
В партнерстве с АО «Нанотроника» НИУ ВШЭ запустил новую стратегию в области электронного машиностроения. Важным событием также стало объявление о награждении лучших проектов в сфере социального предпринимательства, проводимого фондом «Наше будущее».
Наконец, состоялось сотрудничество с проектом «Кеды профессора» для разработки решений в области ИТ и искусственного интеллекта для высшего образования.
Эти инициативы подчеркивают стремление НИУ ВШЭ к интеграции науки, образования и бизнеса, что способствует развитию креативных индустрий как в России, так и в соседних странах, таких как Узбекистан.