Киновед Вячеслав Шмыров собрал коллекцию фильмов о Великой Отечественной войне, которые стали значительными событиями в мировом кинематографе. Часть из них была показана в Ельцин Центре в День Победы, а остальные планируются к демонстрации после майских праздников.
Шмыров акцентирует внимание на лентах прошлых лет, которые не так известны современным зрителям, но заслуживают быть увиденными. Среди них фильмы, созданные как фронтовиками, так и режиссерами, смогущими выразить судьбы людей, оказавшихся в военный период.

Одним из примечательных примеров является работа Алексея Столпера. Несмотря на то, что он не имел фронтового опыта, его фильм, основанный на романе Константина Симонова, отличается глубиной и правдивостью. Главное внимание в сюжете уделяется началу войны, когда страна была неожиданно захвачена немецкими войсками. В сталинское время информацию о подготовке к войне старались скрывать, но реальность была другой. На фоне оптимистичных песен, таких как «Если завтра война», война показала свою жестокую реальность: границы не были защищены, а миллионы советских солдат попали в плен.
Также стоит упомянуть Алексея Германа, который высоко ценил фильм «Живые и мертвые» как один из лучших о войне. Его продолжение, лента «Возмездие», уже подверглась значительной цензуре.
Таким образом, Шмыров подбирает фильмы, которые помогают глубже понять события Великой Отечественной войны и познакомить зрителей с аспектами этой исторической эпохи, которые порой остаются незамеченными.
Алексей Герман столкнулся с трудностями при создании своего фильма «Двадцать дней без войны», основанного на повести Константина Симонова. Сложности начались с того, что его предыдущая работа «Проверка на дорогах» была снята с проката на долгие 15 лет, и без поддержки Симонова, который был другом отца Германа, вероятно, фильм бы не состоялся.
Ситуация в стране в тот период также способствовала затишью в кинематографе, так как правду о войне старались скрыть, а культ Сталина вновь укрепился. Герман перешел к созданию нового сценария, в котором важную роль играли детали, передающие атмосферу времени — запахи, звуки, которые не всегда соотносились с сюжетом, но создавали необходимое ощущение.
В фильме была передана реальность эвакуационного Ташкента, где сосредоточилось множество людей. Проблемы возникли и с кастингом: трудности с утверждением Юрия Никулина, комедийного актера, на главную роль фронтового корреспондента Лопатина, также были значительными.
Чтобы преодолеть предвзятое мнение худсовета, Никулин и Герман обратились к Рашидову, первому секретарю ЦК Компартии Узбекистана, за поддержкой в вопросе выделения необходимой техники для съемок — паровозов и вагонов 40-х годов.
В фильме использовались реальные немецкие самолеты, что давало дополнительную достоверность. Никулин вспоминал звук их моторов с войны, что усиливало эффект от происходящего на экране. По сюжету Лопатин, исполняя долг коллеги, едет в Ташкент не только, чтобы отдать вещи убитого, но и проконсультировать съемочную группу военного кино, тем самым объединяя личные и профессиональные аспекты своего присутствия в городе.
В Ташкенте героем истории становится женщина его мечты, роль которой исполнила Людмила Гурченко. Ее работа оказалась сложной — к завершению съемок она и Алексей Герман разошлись во мнениях и много лет не общались. Тем не менее, фильм получился выдающимся.
Виктор Аристов, которого я хорошо помню как второго режиссера у Германа на картине «20 дней без войны», позже начал снимать свои собственные фильмы. Его известность пришла с работой «Порох», основанной на реальных событиях 1941 года, когда первый секретарь Ленинградского обкома партии Андрей Жданов отправляет специалистов в Кронштадт за порохом для обороны города. Главную роль экспедиции сыграл Юрий Беляев, чья игра выражает серьезность и напряжение.
Алексей Герман стал для Аристова основным наставником в кинематографе. В «Порохе» режиссер использует эстетику Германа, погружая зрителей в атмосферу ленинградской блокады. Аристов стремился привлекать артистов провинциальных театров, что обогащало его ленты новыми оттенками. Он пригласил таких актеров, как Юрий Кузнецов и Андрей Болтнев, которые позже снимались у Германа в фильме «Мой друг Иван Лапшин».
К сожалению, Аристов ушел из жизни слишком рано, и его последний фильм «Дожди в океане» был завершен Юрием Маминым. Этот фильм стал единственным российским проектом, удостоенным «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале еще в советское время, а сам фильм снял Михаил Калатозов, известный орденоносец и лауреат Сталинской премии за работу «Заговор обреченных».
Калатозов, уже состоявшийся режиссер, снова блеснул мастерством в фильме «Летят журавли». Здесь выделяются два ключевых аспекта: выдающаяся операторская работа Сергея Урусевского и впечатляющая игра Татьяны Самойловой, которая на тот момент не имела значительных ролей.
Эти элементы способствовали международному успеху картины, тогда как в Советском Союзе фильм встретили более сдержанно. Одной из причин такого приема стало предвзятое отношение к режиссерам, работавшим при Сталине, особенно на фоне оттепели.
Более того, Никита Хрущев, осудивший образ героини Самойловой, назвал ее «шлюхой» за решение выйти замуж за другого в то время, когда её любимый был на фронте. Несмотря на это, Татьяна Самойлова сумела завоевать популярность за границей, хотя актрис из СССР трудно было вывести на международные экраны.
В Советском Союзе ей предстояло ждать значительных ролей, такие как Анна Каренина, которую она сыграла лишь десять лет спустя в «Мосфильме». Дополняет этот контекст история Станислава Ростоцкого, режиссера, потерявшего ногу на войне. Его жизнь спасла медсестра, а его фильм «На семи ветрах» исследует женскую судьбу на войне.
Главную роль исполнила Лариса Лужина, образ которой стал наглядным свидетельством трагедии военного времени: её героиня ожидает возлюбленного, но начинается война, и его забирает фронт.
В данной статье рассматривается влияние военных фильмов на киноискусство, особенно в контексте произведений, созданных в советскую эпоху. В частности, акцент сделан на фильме «На семи ветрах», чей сценарий принадлежит Александру Галичу. Эта драма, в которой военная тема поднимается через призму цивильной жизни, стала знаковым произведением для своего времени. Несмотря на отсутствие боевых действий в кадре, фильм захватывает своей атмосферой и глубиной. После выхода картина имела огромный успех у зрителей и расширила горизонты для будущих военных драм.
Интересно, что фильм «На семи ветрах» оказал значительное влияние на создание «А зори здесь тихие» режиссера Ростоцкого, который вышел на экран через десять лет. Оба фильма исследуют военную тематику и женскую судьбу на фоне конфликта, хотя их подходы отличны. Ростоцкий ознаменовал свою интерпретацию истории, вдохновившись киноклассикой и адаптировав сюжет к российским реалиям.
Нельзя не упомянуть и о фильме «Иди и смотри», который получил мировое признание, хотя обычно советское кино ассоциируется с работами Тарковского. Этот фильм, основанный на повести Алеся Адамовича, показывает суровую реальность войны и ее последствия. Таким образом, в контексте белорусской литературы и кинематографа мы видим глубокую связь между художественной литературой и их решениями визуального искусства.
Фильм «Иди и смотри», ставший значимым произведением кинематографа, окутан печатью трагизма, связанного с ранней гибелью его режиссера Ларисы Шепитько в 1979 году. Вольфанг Климов, работая над этой картиной, чувствовал ее поддержку, что, возможно, придавало ему сил и вдохновения. В последующие годы он занял важную должность первого секретаря Союза кинематографистов и стал влиятельной фигурой, близкой к Михаилу Горбачеву.
Картина произвела сильное впечатление не только на зрителей, но и на критиков, получив множество положительных отзывов. Американские продюсеры предлагали Климову адаптировать «Мастера и Маргариту», однако он отказался от этого проекта, возможно, потому что чувствовал, что связь с Шепитько, вдохновлявшая его на создание «Иди и смотри», прервалась.
Особое внимание в контексте советского кино также заслуживает первый режиссерский опыт Сергея Бондарчука, который адаптировал рассказ Михаила Шолохова, опубликованный в газете «Правда» в 1956 году. Этот рассказ про судьбу военнопленного Андрея Соколова стал знаковым, подчеркивая изменения в обществе, так как ранее военнопленные воспринимались как предатели. Фильм Бондарчука восприняли положительно как зрители, так и власть, он был удостоен Ленинской премии.
Несмотря на то что сам Бондарчук на экране выглядел не совсем убедительно для роли голодающего, его фраза «После первой не закусываю» стала культовой. Трогательной была и сцена, где Соколов решает усыновить беспризорника, что подчеркивало человеческую теплоту и трагизм его судьбы.
Мальчику предстояло произнести: «Папка, родной, я знал, что ты меня найдешь!». Режиссер Бондарчук осознавал важность этой реплики и предпочел снять сцену с одного дубля, чтобы не выбивать ребенка из эмоционального состояния. Кроме того, процесс записи звука был сложным, так как происходил в движущейся машине, а технические условия оставляли желать лучшего.
Фильм «Судьба человека» стал для Бондарчука трамплином в большое кино. В середине 60-х, когда искали подходящего кандидата для постановки «Войны и мира», Фурцева предложила взять именно его, несмотря на отсутствие опыта в работе с историческими темами.
Режиссер Вера Глаголева собирала истории женщин, родивших детей в условиях оккупации, что стало основой сценария. Действие фильма разворачивается в мае 1945 года на северном острове, где пять женщин с детьми находятся под надзором офицера НКВД. Власти подозревают, что отцами детей являются немецкие солдаты. Каждая женщина имеет свою трагическую историю: кто-то родил от насильника, кто-то полюбил немецкого офицера, а у других были партизаны. Судьбы героинь неясны и, вероятнее всего, они будут разлучены с детьми и отправлены в лагеря.
Глаголева представила горький реквием, выразив глубину женской боли и страданий. Фильм «Одна война» стал ярким примером её режиссёрского таланта, несмотря на некоторые недостатки в подходах. История картины актуальна для современных реалий, поскольку она выходит за рамки поверхностного восприятия войны, обнаруживая её настоящую трагедию.
Война оставляет неизгладимый след в жизни людей, и особенно это касается женщин, которые в условиях боевых действий оказываются более уязвимыми, чем мужчины. В этом контексте рассматривается фильм, посвященный отношениям детей войны и их отцам, участникам фронтовых действий. Сценарий, написанный Вадимом Труниным, долго находился в поисках режиссера, так как многие считали, что такая тема может не заинтересовать зрителей.
Первоначально было предложено снять фильм Ларисе Шепитько, известной по картине «Крылья», однако она не обрела статуса культового произведения, как «Белорусский вокзал». Решение выполнить проект в итоге принял Андрей Смирнов. Съемочный процесс оказался довольно сложным. Сюжет фильма описывает встречу четырех однополчан спустя 25 лет после войны на похоронах их бывшего командира.
Однако конфликты, возникающие в кафе между ветеранами и молодыми музыкантами, согласно изначальному сценарию, подверглись цензуре, и Смирнову пришлось искать новые способы для их отображения. Это не снизило качества фильма, который приобрел поэтичность, хотя режиссер сам остался не в восторге от результата.
Замечательно, что роль батальонной санитарки сначала хотели отдать Инне Макаровой, но Смирнов придерживался мнения, что лучше выберет менее известную актрису Нину Ургант. Обострение споров с руководством достигло такой степени, что Смирнов вовсе решил прекратить работу над проектом. В конечном итоге его точка зрения была услышана.
Необходимо также отметить, что музыкальная составляющая фильма, включая песню Окуджавы, стала неотъемлемой частью повествования.
В этот день Победы нельзя не вспомнить и «Солдатов», снятых по произведению Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Некрасов, хоть и в условиях жесткой цензуры, сумел донести до широкой аудитории важные мысли. Интересно, что одной из первых ролей в этом фильме сыграл Иннокентий Смоктуновский, который также впоследствии прославился своей работой в театре и кино.
Многим актерам, пережившим армию и фронт, удавалось привнести в актерское мастерство нечто новое, глубокое. Смоктуновский, Папанов и Никулин, среди прочих, принесли различные оттенки чувства, что позволило зрителям воспринимать фильм иначе, через интонации и мимику, а не только через текст. Это создало особую атмосферу и привнесло уникальность в советскую кинематографию, сделав ее более человечной и волнующей.