Космический туризм в 2022 году новые горизонты

Июл 31, 2025 / 13:42

В 2022 году на фоне растущих геополитических проблем наблюдается резкий рост интереса к космическому туризму. Боб Смит, CEO компании Blue Origin, утверждает, что они планируют увеличить количество ракет для перевозки туристов в космос.

На фоне этого Virgin Galactic начала продажу билетов, а SpaceX анонсировала выход своего клиента-миллиардера в открытый космос. На рынке космического туризма действуют несколько ключевых игроков: Blue Origin, Virgin Galactic и SpaceX. В 2021 году также возобновила частные рейсы «Роскосмос», отправляя туристов на МКС.

Космический туризм в 2022 году новые горизонты

Хотя у компаний разнятся пакеты услуг, Blue Origin и Virgin Galactic предлагают однотипные суборбитальные полеты, которые длятся около трех-четырех минут. Корабль Брэнсона достигает высоты около 90 км, в то время как New Shepard Безоса поднимается на 106 км. Это различие в высоте позволяет Безосу оспаривать право Брэнсона называть свои полеты космическими.

По мнениям экспертов, космос начинается на высоте 80 км по версии NASA, а Международная авиационная федерация фиксирует линию Кармана на уровне 100 км.

SpaceShip от Virgin Galactic может взять на борт восемь человек, включая двух пилотов и шесть пассажиров, тогда как New Shepard включает ракету-бустер и капсулу для шести человек. Вопрос о безопасности и целесообразности космического туризма остается открытым, а возможности для инвестирования в эту увлекательную область становятся все шире.

SpaceX предлагает уникальный опыт космического туризма. В конце прошлого года компания Илона Маска успешно отправила экипаж из четырех туристов на корабле Crew Dragon на орбиту на высоте 575 км, где они находились три дня.

Лидер команды, миллиардер Джаред Айзекман, планирует заказать еще три полета, один из которых намечен на этот год. В рамках этого рейса он хочет выйти в открытый космос на высоте, сопоставимой с высотой Международной космической станции.

Сумма, заплаченная Айзекманом, не раскрыта, как и стоимость полетов компании Jeff Bezos Blue Origin и Virgin Galactic, где цена за место составляет $450 000. Хотя космический туризм в большей степени доступен только миллиардерам, такой важный шаг в данной области привлекает внимание.

Jeff Bezos считает, что космическое направление является его жизненным проектом и в 2021 году осуществил собственный полет. Ричард Брэнсон также успел полететь накануне Bezos. Интересно, что у Илона Маска уже есть билет на полет с Virgin Galactic, хотя он еще не отправлялся в свой собственный космос.

Кстати, первым космическим туристом в истории стал предприниматель Деннис Тито, который 28 апреля 2001 года полетел на российском «Союз ТМ-32».

За один визит на Международную космическую станцию (МКС) бизнесмены, такие как Марк Шаттлворт, Грегори Олсен и Чарльз Симони, раньше платили значительные суммы — вплоть до $20 миллионов. Однако с приходом ракет Falcon от SpaceX стоимость полетов значительно снизилась, став более доступной благодаря экономии на самих запусках.

Несмотря на это, поездки на МКС остаются дорогими, с ценами от $50 миллионов. Суборбитальные полеты стали не такими недоступными, и теперь они открыты для состоятельных людей с бюджетом в сотни тысяч долларов.

Ожидания о бурном развитии космического туризма в 2020 году не оправдались из-за пандемии коронавируса. В 2021 году было зафиксировано 18 суборбитальных полетов, четыре орбитальных и два визита на МКС. В 2022 году интерес к космическим путешествиям возрос, и количество желающих отправиться в космос увеличилось.

Компания Blue Origin провела три полноценные миссии с экипажем на своих ракетах и капсулах New Shepard, а гендиректор Боб Смит сообщил о намерении «легко удвоить» количество запусков в 2022 году из-за растущего спроса. Билеты на New Shepard теперь доступны только через аукционы с ограниченным количеством мест. Согласно заявлениям Безоса, компания собрала $100 миллионов от продаж билетов, однако подробности о количестве проданных мест не раскрывались. Известно, что за билет на первом аукционе заплатили $28 миллионов.

Боб Смит сообщает о большом интересе к аукциону, в котором участвуют тысячи человек, подчеркивая растущий спрос на космические путешествия. Особое внимание привлекает компания Virgin Galactic, основанная Ричардом Брэнсоном, которая 15 февраля объявила о повышении цен на полеты до $450,000. В прошлом году стоимость составляла $250,000. Основные характеристики полетов обоих компаний, включая высоту и продолжительность, остаются схожими.

Virgin Galactic сообщает о проданных более 700 билетах и планирует проводить три полета в месяц, ожидая, что число желающих продолжит расти. После анонса о продаже билетов акции компании Брэнсона выросли на 34%. Такой спрос на суборбитальные полеты можно объяснить тем, что среди людей, готовых инвестировать сотни тысяч в космическое путешествие, гораздо больше, чем тех, кто располагает миллионами.

Прогнозируется, что с успешным тестированием системы StarShip от SpaceX цены на полеты могут снова упасть, так как эта система является многоразовой. Тем не менее, космический туризм сталкивается с потенциальными трудностями в будущем.

Как отмечает проектный менеджер фонда «Сколково» Иван Косенков, ограниченность рынка может стать проблемой. Существуют опасения, что после того, как все обеспеченные желающие совершат свои полеты, интерес может снизиться. Чтобы космический туризм стал долговременным развлечением, он должен оставаться привлекательным и для повторных путешествий.

Профессор ВШЭ Евгений Коган и эксперт «Международного финансового центра» утверждают, что сектор космического туризма имеет многообещающие перспективы для роста в ближайшие десять лет.

Космические путешествия и грузоперевозки становятся всё более популярными, хотя резкого снижения цен на билеты до уровня обычных авиаперелетов не предвидится. Экономист Костя Косенков отмечает, что стоимость билетов на космические рейсы останется на уровне роскошных покупок, таких как Lamborghini или яхты. По его прогнозам, количество космических туристов может достигнуть сотни человек в год, но это почти не создаст массового спроса.

Совсем недавно спрос на космические поездки начал формироваться, как утверждает София Егорова из компании «Брокер Вектор Икс». По её данным, общий объем международного рынка космических услуг составляет около 300-400 миллиардов долларов, однако на пусковые услуги, такие как запуски спутников, приходится лишь 2%.

В 2022 году к конкуренции за космических туристов подключится фирма Axiom Space, принадлежащая американскому бизнесмену иранского происхождения Камалю Гаффаряну. Она занимается производством модулей и компонентов для орбитальных станций, что может способствовать дальнейшему развитию этого сегмента.

31 марта планируется отправка первой полностью частной орбитальной космической миссии на МКС с использованием ракеты SpaceX Crew Dragon.

В то же время китайская компания Space Transportation работает над своей ракетой для космического туризма, ориентируясь не только на развлекательные полеты, но и на быстрое перемещение между городами Земли с помощью суборбитальных рейсов. Например, они обещают, что перелет из Пекина в Нью-Йорк займет всего 2,5 часа, и уже успешно провели испытания 23 января.

Илон Маск также разрабатывает аналогичные технологии и прогнозирует, что такие полеты станут рутинными и доступными в будущем.

Футуролог и инвестор Евгений Кузнецов считает, что это может радикально изменить транспортную инфраструктуру, особенно если Starship начнет полеты в этом году.

Однако популяризатор космонавтики Филипп Терехов высказывает сомнения относительно массовых суборбитальных полетов, указывая на экономические проблемы, в которые впал сверхзвуковой «Конкорд», не сумевший конкурировать с более дешевыми и тихими обычными самолетами.

Александр Шаенко, главный конструктор Success Rockets, также утверждает, что текущие суборбитальные туристические системы не могут эффективно использоваться для межконтинентальных перелетов из-за низкой конечной скорости, что ограничивает их перспективы на рынке. Он предсказывает, что значительное количество успешных игроков в этом сегменте – маловероятно.

Евгений Кузнецов уверен, что пассажирская космонавтика активно развивается, подчеркивая, что появление конкуренции улучшает качество услуг и снижает их стоимость.

Он выделяет три стадии эволюции космической индустрии. Первая фаза, в которой мы находимся, называется «прикосновением к космосу». Это возможность относительно недорого, менее чем за миллион долларов, побывать в космосе, что стало возможным благодаря резкому снижению цен на запуски с 2010-х годов.

Вторая фаза включает создание космических отелей, таких как «Орбитальный риф» компании Blue Origin, которые позволят отдыхающим наслаждаться неповторимыми космическими ощущениями, включая невесомость. Company Axiom Space также планирует создать коммерческий сегмент МКС, предлагая туристам полное погружение в космос.

Третья фаза, хотя и выглядит фантастически, предполагает развитие полупрофессиональных поселений на орбите и на Луне к 2040-2050 годам, когда уже сможет быть реализован долгосрочный отдых в космосе. Однако существуют препятствия, такие как высокие цены на полеты и ограничения законодательства.

София Егорова указывает на риски пересмотра правовых норм, связанных с космическими полетами. Последний международный договор о космосе был подписан еще в 1967 году, и работа над его обновлением, инициированная ООН, только начинает набирать силу.

Вопрос о пересмотре межгосударственного договора в сфере космической деятельности остается открытым. В настоящее время активно обсуждаются критерии, определяющие безответственное поведение в космосе.

По словам эксперта Егоровой, возможные изменения правовой базы могут повлиять на планы компаний, осуществляющих космические полеты. Она также выразила мнение, что новые регуляции могут препятствовать туристическим полетам.

Несмотря на это, Егорова оценивает инвестиционный потенциал этой сферы как многообещающий, предполагая, что к 2040 году объем рынка космических туристических услуг может достигнуть более $1 трлн в год. Она ожидает, что в первые годы рынок будет расти существенно, но через 5-10 лет темпы роста снизятся до 20-30% в год.

Однако, более осторожный взгляд на ситуацию представил инвестиционный стратег «Алор Брокер» Павел Веревкин. Он считает, что сейчас стоит воспринимать инвестиции в космический туризм как венчурные.

По его оценкам, многие компании могут столкнуться с банкротством не из-за аварий, а из-за изменений в настроениях на рынке. Он также подчеркнул, что компании, такие как Virgin Galactic, чувствуют себя уверенно в условиях низких ставок, но как только стоимость капитала возрастет, инвесторы могут покинуть рынок, что негативно скажется на отрасли.

Космонавтика остается одной из самых рискованных сфер, что продолжает оставаться актуальным для туристов.

На сегодняшний день основной риск в космической отрасли – это высокая аварийность. Возможные сбои могут происходить как в системе аварийного спасения, так и в скафандрах или двигательных установках, что также может привести к разгерметизации.

Несмотря на это, Евгений Кузнецов уверен, что новые поколения ракет достигли такого уровня надежности, что аварийность в космонавтике значительно снизилась. Он надеется, что вскоре она станет сопоставима с авиаперевозками.

Однако ситуация с рейсами на Международную космическую станцию сложнее, поскольку технологии станции устаревают, что увеличивает риск технических сбоев. Веревкин отмечает, что аварийность остается одной из главных угроз для отрасли.

По его мнению, согласно закону Мерфи, аварии в космическом туризме неизбежны, и они негативно повлияют на акции компаний, участвующих в этом процессе. Важно, как на этот фон отреагируют инвесторы и есть ли у них уверенность в росте сектора.

Риски в космическом туризме всегда будут актуальны, но Кузнецов утверждает, что прогресс остановить невозможно: «Некоторые инциденты могут произойти, но это не остановит человечество от полетов в космос — индустрия будет продолжать развиваться».

По материалам: www.forbes.ru