Лицензирование блогеров поможет повысить эффективность онлайн-образования

Июл 29, 2024 / 01:27

Лицензирование блогеров, осуществляющих образовательную деятельность, может не устранить проблему «инфоцыган», однако имеет потенциал для увеличения прозрачности на рынке образовательных услуг. В настоящее время в Госдуме готовится пакет законопроектов, который вводит требование о наличии лицензии на образовательную деятельность для блогеров. Согласно новым правилам, если у инфлюенсеров не будет соответствующих документов, они потеряют возможность вести продажу курсов и тренингов, что несомненно привлечет внимание к качеству и легальности предоставляемых услуг.

Лицензирование блогеров поможет повысить эффективность онлайн-образования

По данным «Известий», поправки в закон «Об образовании» были разработаны при участии вице-спикера Госдумы Петра Толстого, первого заместителя председателя комитета Госдумы по просвещению Яны Лантратовой и специально созданной группы, занимающейся совершенствованием законодательства в области блогосферы. В пояснительной записке, которая была представлена во время заседания рабочей группы, подчеркивается, что рынок информационных и образовательных услуг, особенно тех, что предоставляются через интернет, является одним из наиболее перспективных направлений для экономического роста. В 2022 году общий доход, полученный исключительно от онлайн-образования, достиг впечатляющих 95 миллиардов рублей. В первом квартале 2023 года выручка в этом секторе составила 46,7 миллиарда рублей, а к концу года ожидается, что оборот онлайн-школ вырастет на 30% по сравнению с прошлым годом, достигнув общей суммы в 123 миллиарда рублей.

Исследования показывают, что наиболее популярными направлениями обучения в данном сегменте являются курсы по новым профессиям, которые принесли 7,8 миллиарда рублей, за ними следуют курсы по здоровью (4,1 миллиарда рублей), предпринимательству (4,6 миллиарда рублей), психологии (3,7 миллиарда рублей), эзотерике (3,4 миллиарда рублей), финансовой грамотности (1,9 миллиарда рублей), фитнесу (1,4 миллиарда рублей) и отношениям (896 миллионов рублей).

В Госдуме в настоящее время также рассматривается законопроект №349009-8, который был внесен в апреле. Этот законопроект предполагает приравнивание деятельности инфобизнесменов к просветительской деятельности, что подразумевает необходимость получения согласования от государства для программ курсов или мастер-классов. Данные инициативы отражают стремление сделать образовательный рынок более упорядоченным, что, в свою очередь, поможет защитить интересы как потребителей, так и добросовестных образовательных участников рынка.

Таким образом, возникновение требования о лицензировании может привести к значительным изменениям в сфере онлайн-образования. Введение новых регуляторных мер направлено на повышение качества учебных программ, на улучшение контроля над рентабельностью и репутацией образовательных услуг, предоставляемых через интернет. Несмотря на некоторые опасения по поводу того, что такие изменения могут снизить доступность образовательных программ для широкой аудитории, именно прозрачность в работе блогеров и инфобизнесменов является одной из ключевых задач, которые стоят перед законодателями. Ожидается, что в случае одобрения данных законопроектов работа на образовательном рынке станет более ответственной и значимой.

Данный подход к регулированию онлайн-обучения является наиболее сбалансированным, так как он не накладывает на образовательные учреждения необходимость соблюдать сложные и часто неоправданные требования лицензирования.

Важно отметить, что проверка программы курса со стороны государственных органов создает определенный уровень контроля за качеством предоставляемых услуг, что, в свою очередь, должно положительно сказаться на рынке онлайн-обучения.

Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что законопроект, который был представлен еще в апреле, не сдвинулся с места и по сей день остается на этапе первого чтения, а его рассмотрение продолжает откладываться на весь июнь и juillet, что вызывает определенные опасения, как отмечает Денис Поляков, руководитель практики «Цифровая экономика» юридической компании GMT Legal.

Представляется возможным, что в данный момент разрабатывается альтернативный законопроект, который может изменить само понятие образовательной деятельности. Это изменение могло бы помочь распространить соответствующие нормы и на деятельность инфобизнесменов.

Привязка образовательной программы к реальному обучению позволяет избежать лицензирования значительного числа информационных продуктов при условии, что они будут правильно позиционированы на рынке. На данный момент блогеры и другие инфобизнесмены уже могут оформить лицензию на образовательную деятельность, что предполагает использование различных дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, как отмечает юрист.

Тем не менее, на данный момент электронное обучение фактически освободлено от ряда серьезных требований, которые характерны для других форм образовательной деятельности.

Введение более четких правил и регламентации в инфобизнесе могло бы, по мнению Полякова, значительно улучшить ситуацию в этой быстроразвивающейся области, однако не следует ожидать, что это станет единственным решением всех проблем.

Также существует вероятность того, что недобросовестные участники инфобизнеса смогут формально удовлетворять требования государства, согласовывая свои образовательные программы, в то время как фактически они продолжат реализовывать те курсы, которые считают более выгодными, по крайней мере, до следующей проверки.

Таким образом, важность создания адекватного регулирования и стандартов в сфере онлайн-обучения становится все более очевидной.

Это не только даст возможность законопослушным игрокам рынка предложить качественные образовательные продукты, но и создаст более безопасную и прозрачную образовательную среду для потребителей.

Учитывая текущее положение дел и возможность появления новых законопроектов, остается надеяться на то, что изменения в законодательстве будут способствовать не только улучшению качества обучения, но и обеспечению большей защиты прав потребителей в этой области.

Согласно данным, представленным сервисом «Работа.ру», в июне 2022 года почти 20% россиян инвестировали в образовательные программы, предлагаемые блогерами. Замечается, что 12% опрошенных возвращались к подобным покупкам не один раз. Наиболее востребованными курсами, организованными инфлюенсерами, оказались марафоны по получению онлайн-профессий — их выбрали 30% участников опроса. Кроме того, 27% респондентов интересовались курсами повышения квалификации по своей специальности, тогда как 21% обучались основам инвестирования у известных личностей. Курсами по психологии воспользовались 17% опрошенных, в то время как 15% отдавали предпочтение обучению здоровому образу жизни. Также 13% выбирали курсы, посвященные продвижению своего бизнеса, и 12% интересовались программами по похудению. Вполне вероятно, что за последние два года эти цифры значительно возросли.

Эксперты, общавшиеся с редакцией «Делового Петербурга», высказываются за введение лицензирования в сфере онлайн-образования как положительную меру. Они подчеркивают, что закон сможет эффективно функционировать только в том случае, если процесс его реализации будет выстроен грамотно и прозоро. «Если для получения сертификатов и лицензий будет необходимо уплатить фиксированную пошлину, не требуя дополнительные доказательства, это может негативно сказаться на рентабельности проектов, но не устранит их существование. Однако если будет разработан специальный порядок аккредитации, это сможет оказать положительное влияние на рынок. Доказательство экспертности блогеров может существенно снизить количество некачественных инфопродуктов», — комментирует Максим Болонкин, соучредитель агентства Mygribs.

Собеседники «Делового Петербурга» предполагают, что введение нового регулирования будет способствовать защите прав потребителей и обратит внимание на существующую проблему качества образовательных услуг. По мнению экспертов, спрос на онлайн-образование продолжит существовать, но аккредитованные и лицензированные учебные заведения получат преимущество перед менее качественными инфопродуктами. Это может привести к более высокому уровню доверия к образовательным службам, предлагающим курсы с подтвержденной квалификацией, что, в свою очередь, подтолкнет потребителей делать более обоснованные выборы. Подобные меры способны сыграть ключевую роль в организации и стандартизации рынка онлайн-образования, обеспечивая одновременно защиту интересов обучающихся и улучшая общее качество образования, предоставляемого в формате онлайн.

С возникновением новых областей знаний, таких как искусственный интеллект и нейросети, наблюдается растущий интерес со стороны бизнеса к профессионалам, способным работать в этих направлениях. Это мнение выражает Андрей Шаромов, PR-директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Чтобы эти специалисты смогли войти на рынок труда, им необходимы новые знания и навыки, которые были бы актуальны в условиях стремительного развития цифровой экономики. Количество новых образовательных направлений, появляющихся благодаря цифровой трансформации, растёт. Таким образом, спрос на качественное образование будет сохраняться и, вероятно, возрастать.

Однако негативные последствия для так называемых «инфоцыган» — лиц, занимающихся продажей курсов и тренингов, зачастую не представляющих реальной ценности — могут оказаться минимальными в свете новых поправок к законодательству. Родион Скрябин, CEO агентства «Палиндром», подчеркивает, что такие действующие в тени предприниматели используют различные обходные маневры, такие как личные переводы и другие методы, которые затрудняют контроль со стороны государственных органов. Это приводит к вопросу о том, что можно считать образовательной деятельностью. К примеру, если человек делится своим опытом о том, как ему удалось похудеть на 30 килограммов без псевдонаучных выражений, будет ли это требовать лицензирования?

С точки зрения Карины Стомы, продюсера медийных спецпроектов icontext, введение новых норм регулирования может всё же сократить количество «инфоцыган» на рынке. В то же время, блогеры, которые соблюдают законы, могут столкнуться со снижением своих доходов. Это может привести к тому, что стоимость рекламы и интеграций может вырасти. В качестве альтернативы могут появиться новые бренды и продукты собственного производства. На этом фоне можно ожидать, что крупные образовательные программы, под руководством популярных блогеров, начнут получать лицензии, если предложенные ими образовательные продукты будут качественными.

Не исключено также, что рынок учебных курсов, предлагаемых блогерами, останется, но может претерпеть изменения в формате. Ключевые слова, такие как школы, университеты или академии, могут быть заменены на более современные термины, такие как вебинары, встречи и обмен опытом, которые мог бы привлечь целевую аудиторию.

Андрей Шаромов надеется, что действия депутатов станут катализатором изменений в отношении «инфобизнеса» и приведут к сворачиванию практик не совсем добросовестных предпринимателей. Он указывает на то, что такие «короли инфобизнеса» используют психологию потребителя, играя на надеждах и мечтах людей, которые ищут легкие способы заработка, веря в чудодейственные курсы, обещающие высокую отдачу от инвестиций всего за один-единственный день обучения. Клиенты жаждут чудесного результата, что является частью глубоких психологических привычек, сформировавшихся не только в России, но и во многих других странах. Направление к элитному образовательному контенту вполне может улучшить качество предложений на рынке и сократить пространство для мошеннических схем и обмана.

Этим вопросом не следует пренебрегать, так как отсутствие четких законов и норм создает широкие возможности для недобросовестных действий. Лицензирование, хоть и не решает всех проблем, представляется важным шагом к формированию более справедливого и прозрачного образовательного рынка в стране. Нужно исходить из важности качества предоставляемых образовательных услуг и защиты потребителей от возможных мошенников.

По материалам: www.dp.ru