В последние годы Китай стал ключевым партнером для России, с отношениями, которые достигли высоких уровней. Политические аспекты этих связей вызывают лишь положительные оценки: обе страны имеют схожие позиции по важнейшим мировым вопросам, включая ситуацию в Украине, конфликты на Ближнем Востоке, рост протекционизма и кризис глобальных институтов.
В 2024 году состоялись три встречи лидеров России и Китая, а также две встречи глав правительств, что свидетельствует о высоком уровне политического взаимодействия.

Сотрудничество в рамках БРИКС и ШОС позволяет странам координировать свои действия и продвигать интересы Глобального Юга, что может становиться основой для создания альтернатив западным международным институциям.
Экономические отношения также значительно усилились: в 2023 году товарооборот между государствами достиг рекорда в 244,8 миллиарда долларов, что подтверждает успешную динамику сотрудничества. Ожидается, что в ближайшие годы будет достигнут поставленный ранее целевой показатель в 250 миллиардов долларов, установленный лидерами обеих стран еще до начала специальной военной операции.
Тем не менее, следует отметить, что в российской дискуссии по экономическим отношениям с Китаем встречаются и критические мнения, что подчеркивает сложность и многогранность данного партнерства.
Современные российские реалии демонстрируют рост зависимости от Китая, что порождает опасения по поводу чрезмерной зависимости от восточного партнера. Многими экспертами рисуются мрачные прогнозы, в том числе о превращении России в «младшего брата» Китая и возможной «вассальной зависимости».
Согласно данным Федеральной таможенной службы, в 2024 году доля Китая в российском товарообороте составит около 34% (41% в импорте и 30% в экспорте), что резко возросло с 18% в 2021 году (25% в импорте, 14% в экспорте). Этот рост нельзя рассматривать в изоляции: товарооборот с Европейским Союзом снизился с 51% в 2021 году до менее 20% в 2024 году, что, естественно, сказалось на увеличении торговых связей с Китаем.
Тем не менее, торговля с другими ключевыми партнерами, такими как Индия и Турция, также демонстрирует значительный рост, иногда даже более быстрыми темпами. Несмотря на усилия по развороту на восток, начатые в 2012 году, до 2022 года российская внешняя торговля оставалась непропорциональной.
Настоящая ситуация — это не только следствие внешних потрясений, но и попытка сбалансировать экономические отношения. Следует отметить, что Китай занимает лидирующие позиции как торговый партнер для более чем 120 стран, включая США до начала торговой войны, и контролирует около 15% мирового экспорта и 10% импорта товаров.
Китай выступает в качестве крупнейшего экономического партнера России, предлагая перспективы для роста торговли, особенно в условиях растущего китайского рынка и экспортных возможностей, которые он предоставляет. Вместо того чтобы воспринимать сотрудничество с Китаем как угрозу, следует рассматривать его как выгодную возможность. Россия традиционно сохраняет торговый профицит с Китаем, что выделяет её на фоне других его торговых партнеров.
Наиболее выраженной зависимостью России от Китая является рынок автомобилей, где Китай стал практически единственным поставщиком. Однако эта зависимость может уменьшиться, благодаря мерам по защите местных производителей, например, введению утильсбора на иномарки, и потенциальной конкуренции со стороны японских и корейских производителей, если они вернутся на российский рынок.
Кроме того, за последние три года значительно возрос импорт промышленного оборудования из Китая. Ранее Россия была строго зависима от запада в этой категории. Тем не менее, благодаря усилиям по импортозамещению и контрабандным поставкам западного оборудования, российские компании начали развивать собственные аналоги, что сделало рынок более разнообразным.
В сфере инвестиционного сотрудничества также нет значительной зависимости от Китая. По состоянию на середину 2024 года в рамках Межправительственной комиссии было зарегистрировано 80 проектов общей стоимостью более $200 миллиардов. Это подтверждает, что у России существует широкий спектр экономического взаимодействия с Китаем.
Тем не менее, реализованные проекты в сфере инвестиций имеют скромные результаты: всего 50 проектов, суммарные инвестиции составляют 780 миллиардов рублей. Контрольные пакеты в ресурсных секторах экономики России для иностранных инвесторов по-прежнему недоступны, а миноритарные вложения со стороны Китая остаются на низком уровне.
Также наблюдается отсутствие интереса к инвестициям в высокие технологии, и даже в автомобилестроении локализация китайских брендов происходит лишь по отдельным случаям. Переговоры по газопроводу «Сила Сибири-2», о необходимости которого обе стороны заявляют, застряли. Риски вторичных санкций также негативно сказываются на росте китайских инвестиций в Россию. Таким образом, присутствие Китая в российской экономике можно назвать недостаточным.
В 2010-х годах возникла общая мысль о том, что экономическое сотрудничество между Россией и Китаем значительно отстает от политического, и эта проблема сохраняется и сегодня. Россия, очевидно, нуждается в диверсификации своих внешнеэкономических связей. Углубление экономических отношений с Индией, странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки, а в некоторых сценариях даже с Японией и Республикой Корея, не только актуально само по себе, но и может повысить готовность китайских партнеров к сотрудничеству.
Страхи по поводу зависимости от Китая не должны мешать продолжающемуся развитию устойчивых инфраструктурных и институциональных механизмов, необходимых для улучшения российско-китайских экономических отношений. Это включает в себя создание параллельной финансово-расчетной инфраструктуры, адаптированной к условиям санкций, что обеспечит непрерывность платежей, развитием логистических коридоров, зон приграничного сотрудничества и внедрение давно ожидаемого соглашения о зоне свободной торговли.
Следует отметить, что Китай является ключевым экономическим партнером России на XXI век. Конечный успех России в использовании ресурсов, связанных с географической и политической близостью к Китаю, во многом определит её позицию в будущей мировой экономике.